Перед вами 12 статей, задача которых сделать рекламу абортов убыточной. Они были опубликованы в самых раскрученных СМИ. Помогите нам выбрать три лучших текста – буклет с ними будет издан и роздан в женских консультациях и, может быть, спасет не одну жизнь. 

Русская Православная Церковь считает эмбрион человеком и предлагает наложить полный запрет на получение и использование эмбриональных тканей и клеток в науке и медицине. Письмо РПЦ с перечнем соответствующих поправок в проект федерального закона «О биомедицин­ских клеточных технологиях» направлено, как сообщи ли «МГ» в синодальном отделе по церковной благотвори­тельности и социальному служению, главе Минздравсоцразвития России Татьяне Голиковой.

Пойти на аборт…

Согласно официальной статистике, в прошлом году в России родилось 1 млн 814 тыс. детей, а абортов было сделано 1 млн 230 ты с. Неофициальная статистика говорит о 3,5-4 млн абортов. Наша страна занимает первое место в мире по их относительному числу (ко­личество на душу населения): по данным Минздравсоцразвития России, на каждую тысячу новорожденных у нас приходит­ся 1022 аборта, при этом 90% их совершаются не по наличию медицинских и социальных по­казаний, а просто по желанию женщины.

«Если мы сократим аборты в 2 раза, исходя из цифры 4 млн, то за 20 лет у нас будет 40 млн населения только по программе сокращения абор­тов. А если к этому добавить программу стимулирования семей, рождаемости?!», — об­ратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к участникам недавней встречи премьер-ми­нистра РФ с руководителями религиозных общин России в Даниловом монастыре. Выска­зав одобрение программы РПЦ по поддержке российской се­мьи, Владимир Путин выразил готовность «настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями» в этой сфере.

Христианская церковь причисляет аборт к тяжкому греху убийства, чадородие же всегда воспринималось Православием как заслуга перед Богом. «Мы верим, что душа человеку дается в момент зачатия. И хотя эмбрион на ранних стадиях развития не похож на человека, мы знаем, что он имеет душу, а значит, вечную жизнь, — говорит председатель синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. — Следователь­но, его нельзя уничтожить и экспериментировать на нем».

Согласно социологическому опросу, проведенному в конце прошлого года по заказу Общественной палаты РФ агентством социальных технологий «Политех», 63% россиян также считают, что человече­ская жизнь начинается с мо­мента зачатия. Этой позиции придерживается абсолютное большинство российских женщин (74%) и около половины мужчин (50%). А среди верующих в то, что жизнь человека начинается с момента зачатия, убеждены более 2/3, причем вне зависимости от их религиозной принадлежности. Больше половины атеистов также разделяют эту точку зрения.

 Клетки эмбриона и плода не будут использоваться

И вот – новые предложения православной церкви, на этот раз – к проекту федерального закона «О биомедицинских клеточных техно логиях». Подготовленный Минздравсоцразвития России в соответствии с по­ручениями Правительства РФ, он проходит в настоящее время с учетом замечаний, высказанных по нему профессиональ­ным научным сообществом, доработку в министерстве.

Эта доработка, по словам заместителя министра Вероники Скворцовой, обнажает мно­жество правовых и морально-этических проблем, одной из которых является использова­ние клеток эмбриона и плода человека. В соответствии со статьей 7 законопроекта для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов, используются клетки человека, за исключением клеток тела эмбриона и пло­да человека, а также половых клеток человека. Иными словами, ткани эмбриона (плода), как полученные в результате аборта, так и забранные без прерывания беременности, не могут быть применены для при­готовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов. При этом проектом закона допускается приготовление клеточных линий для производства клеточного продукта с использованием клеток оболочек плода чело­века, выделенных из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови человека по­сле нормальных родов. Данные клетки являются мультипотентными стволовыми клетками, по своим свойствам близкими к ЭСК, а их использование более обосновано с морально-этической точки зрения.

– Такой подход основан на учете мнения наших граждан, которые обращаются с большим количеством писем в министерство, религиозные организации, и полностью согласуется с международной практикой, в частности с позицией Европейского союза», – поясняет Вероника Игоревна. В то же время указанная норма, по ее мнению, не вы­зовет изменений в подходах к экстракорпоральному оплодотворению, поскольку новый законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с использованием вспомогательных репродук­тивных технологий (ст. 1). Требования к применению вспомогательных репродуктивных технологий установлены ст. 55 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Не будет оставлена без внимания при правовом регули­ровании и проблема исполь­зования суспензий некультивированных клеток, а также пересадки фрагментов тканей в лечебных целях, уверяют в Минздравсоцразвития России. Опасения некоторых ученых, что с принятием нового закона передовые разработки станут невозможны и российская медицинская наука будет отбро­шена далеко назад, не имеют ни каких оснований, убеждены в министерстве.

– Эти опасения беспочвенны, – говорит В.Скворцова. – Проект федерального закона никаких ограничений собственно ис­следовательской деятельности не содержит и, следовательно, не может быть препятствием на пути развития медицинской и биологической наук. По замыслу разработчиков, проведение исследований инновационных клеточных технологий и продуктов для медицины регулируется законом только тогда, когда разработчик технологии начинает планировать приме­нение клеточного продукта у человека. Для разрешения на клиническое исследование клеточного продукта необходимо обосновать его безопасность для организма реципиента и его потомства, исключив все возможные риски – перерождения клеточного материала в опухоль, заражения инфекцией, внесения в организм токсина, изменения генов или хромосом человека и др.

Защитить человеческую жизнь

Как утверждает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, главная цель предложений РПЦ – «обеспечить защиту человеческой жизни как до, так и после рождения». Они, дескать, дополняют уже содержащийся в проекте закона запрет на приме­нение современных технологий для клонирования человека и использование клеток эмбриона и плода при биомедицинских разработках.

В числе таких предложений – четкое определение эмбриона: это «человек, организм которого находится на стадии развития от зиготы до 8 недель»; включение в состав экспертов со­вета по биомедицинской этике представителей религиозных организаций; запрет на ис­пользование клетки эмбриона при приготовлении суспензий не культивированных клеток и трансплантации фрагментов тканей и др. «В России известен целый ряд патентов, предполагающих трансплантацию пластов эмбриональной ткани или суспензий некультивированных клеток, непосредственно по­лученных от абортированных плодов, – отмечается в письме. – Однако данные аморальные технологии остаются вне сферы действия законопроекта». Между тем такие упрощенные формы клеточной терапии уже сегодня могут предлагаться коммерческими клиниками для омоложения организма.

– Мы надеемся, что Минздравсоцразвития России прислушается к мнению Церкви и научного сообщества, – сказал глава отдела. – Со своей стороны, мы готовы к диалогу и совместному обсуждению каждого нашего предложения.

Епископ Пантелеимон напомнил про недавно принятый проект конституции Венгрии, где утверждается, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия: «Венгрия приняла ту норму, которая считалась правилом всегда».

Напомним, что Декларация прав ребенка утверждает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

– Нравственное сознание россиян на несколько порядков опережает действующее законодательство, – говорит, комментируя результаты социоло­гических опросов, старший преподаватель кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова иеромонах Димитрий (Першин).

– Идеология воинствующего атеизма, согласно которой человек до рождения – лишь биомасса, не наделенная ни душой, ни личностью, запустила абортную мясорубку в стране, но не смогла аннигилировать заповедь «не убий», осеняющую и нерожденных детей. Поэтому, даже совершая миллионы абортов в год, Россия не готова мириться с этой кровью, а стало быть, необходимы такие законодательные нормы, которые поддерживали бы не абортную индустрию, а, напротив, – институты материнства и детства, семьи и ответственного отцовства.

Отец Димитрий напомнил, что в принятом в2011 г. законе «Об основах охраны здоровья граждан» были учтены некоторые предложения Святейшего Патриарха Кирилла. Однако в то же время «ряд важных по­правок принят не был, – отмечает отец Димитрий. – Не несут уголовной ответственности врачи, нарушающие порядок проведения аборта, производство абортов по желанию оплачивается из кошелька всех работающих россиян через фонд медицинского страхова­ния, а нуждающиеся беремен­ные женщины не получают финансовой помощи».

Конституции ряда стран членов Европейского союза также при знают право на жизнь человека до рождения. Так, конституции Чешской Республики и Словацкой Республики провозглашают, что «человеческая жизнь достойна охраны уже до рождения». Поправка в Конституцию Ирландии, при­нятая на референдуме1983 г. , устанавливает, что государство «признает право на жизнь не рожденного ребенка на­равне с правом на жизнь его матери, гарантирует в своих за конах уважение, защищает и поддерживает настолько, на­сколько это возможно, своими законами это право».

В октябре2011 г. Суд Европейского союза признал, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, определив, что оплодотворенную челове­ческую яйцеклетку уже надо считать человеком, и запре­тил любые евгенические экс­перименты и манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками человека.

Решительно выступая против абортов, РПЦ видит в преодо­лении этого греховного деяния не только задачу решения де­мографической проблемы, но и высокий духовный смысл, напря­мую связанный с преодолением человеческого одиночества и отчужденности, личностной и материнской самореализацией женщины, сохранением ее пси­хического здоровья.

А решать проблему надо. Тем более ключевой темой посланий Президента страны Федеральному Собранию РФ 2010-2011 гг. была политика в области материнства и детства. Причина этого – самая что ни есть прямая. По данным Инсти­тута демографии Высшей шко­лы экономики, число жительниц Москвы детородного возраста, ко торые не могут или не желают иметь детей, увеличилось за последние 20 лет более чем вдвое. В 90-е годы бездетных женщин было в столице от 5 до 7%, а сейчас таких дам ре­продуктивного воз раста – 16%. А сколько из них, как «между нами, женщинами» говорят, «пошли на аборт»?

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Конкурс «Аист на крыше»

Итак, разговор с беременными: взгляд снаружи и изнутри, мужская и женская логика, новое законодательство и старые проблемы. 

О чем пишут СМИ, в том числе православные? В каких интонациях, в какой тональности надо на самом деле говорить на эти темы?

Проект «Аист на крыше» призван дать ответы на эти вопросы. Портал «Правмир» предлагает вам оценить и раскритиковать (а, может быть, и похвалить:)) лучшие статьи в ведущих российских изданиях за последние три года.

Нам всем необходимо понять, что так и что не так в противоабортной риторике, в статьях, защищающих институты семьи, материнства и детства, наконец, в законодательных инициативах и лозунгах последних лет.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.