Меньшие братья Господа, или Как полюбить отвергнутых

|

Думаю, ни для кого сегодня не секрет, что вокруг нас и внутри нас строится общество потребления. Мы ничего сами тут не придумали – мы просто импортировали модель этого общества с Запада. Импортировали вместе со сникерсами, памперсами, блокбастерами, ток-шоу, сектами, а также «сытыми» идеями построения среды обитания, в центре которой – Я, любимый.

Мы слишком замкнулись на себе

Много написано и сказано об этом потребительском обществе, где все подчинено удовлетворению любых потребностей индивидов, обществе, очень часто паразитирующем на духовном здравии людей и просто на здравом смысле.

Хочется отметить одно: в обществе потребления все вращается вокруг конкретных материальных потребностей: меня, его, их. Но, ой, как мало места в этом круговороте остается для «иных» – страждущих, больных, отверженных, вычеркнутых из «цивилизованного общества». О них не принято говорить, не принято думать и тем паче – проявлять элементарные сочувствие, участие и симпатию.

Мы замкнулись в своем пластмассовом мирке, где под пиликание мобильных телефонов наслаждаемся «благами цивилизации», совершенно не задумываясь, что кому-то в этот момент нашего непринужденного бытия нечего есть, пить, не во что одеться, негде переночевать. Даже люди православные, воцерковленные, порой, с большой неохотой покидают уютное гнездышко своей благочестивой размеренной жизни, чтобы просто спросить у старушки: «А вы ели сегодня?». Или послать письмо в тюрьму, где тоже есть такие же православные: «Мы с вами, мы молимся о вас…»

Заглянем в Евангелие

А между тем именно этих, которых мы зачастую брезгливо называем «отверженными», «выпавшими из общества» – голодных, жаждущих, нагих, больных, бездомных, заключенных – Господь назвал Своими «меньшими братьями». Откройте Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31 – 46. Напомню: эти главнейшие для нас строчки.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Соответственно тех, кто ничего не сделал для «меньших братьев» Самого Господа нашего Иисуса Христа, Он отвергнет как негодных рабов и пошлет в муку вечную: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф., 25, 46).

Условие нашего спасения – любовь к ближнему

Так что же получается? Условием нашего вечного спасения, наследования Царствия Небесного будут дела искренней помощи, милосердия нашим ближним. По слову Спасителя, ближние – это те, кому мы можем оказать милость. Помните притчу о добром самарянине (Лк.10, 25-37)? Второй наиглавнейшей заповедью Господь установил любовь к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов на склоне жизни, будучи крайне слабым и немощным, одно повторял своим ученикам: «Детки, любите друг друга». Когда же его вопрошали, почему он говорит одни и те же слова, тот смиренно отвечал: «В этом – все Евангелие».

Вернемся к началу. Нужно всеми силами искоренять из себя плевела потребительского отношения к жизни, изгонять из себя потребительский эгоизм. Крайне необходимо для нашего спасения служить ближнему, видя нужды этого ближнего: еда, питье, одежда, кров над головой. Нам нужно навещать больных, да не только заболевших родных наших, но и тех, о которых все забыли (психбольницы, туберкулезные отделения, ВИЧ-отделения инфекционок). Нужно, по слову Христа, приходить к заключенным или хотя бы поддерживать их перепиской и посылками с необходимым. А без этого как мы можем надеяться, что Господь нас спасет?

Ведь, как совершенно ясно из Евангелия, Он именно об этом – о милостыне и милосердии — спросит нас. Я сомневаюсь, что Он примет от нас оправдания, что «у меня-де не было времени, я добывал хлеб насущный, а я учился, а я женился, а я заключил сделку, а я, а я…». Суд будет по тому, накормили ли мы голодного, утешили ли страдающего, положили ли в кружку калеки милостыню, помогли ли старушке донести сумку до подъезда, облегчили ли душевные муки заключенного.

Сколь велико у Господа звание наших ближних, тех, кому мы должны оказывать милость: «Братья Мои меньшие»! Христос не назвал нищих и убогих рабами, Он назвал их братьями. Да, они тоже дадут ответ по своему житию, зачем и как тратили поданную им милостыню, как пользовались благодеяниями нашими. Нас это не должно волновать. Наше дело – подавать, помогать, дарить, ухаживать, поддерживать, утешать.

Великий пример любви

Христианство есть религия любви, религия милосердия, ибо Сам Бог есть любовь, Сам Бог есть милосердие. Читая Евангелие, мы находим у всех евангелистов массу примеров, когда Господь исцелял больных: возвращал зрение слепцам, очищал прокаженных, поднимал с земли расслабленных.

Зачем так подробно описаны эти чудеса? Чтобы мы подивились силе Божией? Не только. Я думаю, в этих чудесах Господь являет, в первую очередь, Свою безграничную любовь к людям, сочувствие, желание облегчить их страдания. Этими чудесами Господь всем нам дает пример – как нужно поступать, чтобы уподобиться Ему, чтобы приблизиться к Нему. Все просто: нужно также проявлять милосердие и любовь к ближним, как и Он проявлял.

Если же постоянно понуждать себя к таким благодеяниям в отношении ближних, происходит настоящее чудо: душа преображается, очищается, наполняется небесным светом, в нее входит Христос, чтобы сотворить Себе обитель. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Цель жизни каждого человека – вечная жизнь в Царстве Небесном, обожение, то есть максимально возможное приближение ко Творцу. Войти же в семью Отца нашего небесного не так сложно – нужно возлюбить Его меньших братьев. Это не так трудно, если действительно хотеть спастись. И помнить нужно слова Божии, сказанные всем «добрым самарянам»: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Артемий Слезкин

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: