Месье Венсан: наперекор

|

Добрый день, дорогие читатели, зрители и ценители прекрасного!

Прошлую нашу встречу мы посвятили разговору о том, как феномен святости находит свое отражение в мировом кинематографе, как экранизируются жития и биографии святых.

Главные темы сегодняшнего разговора – милосердие и благотворительность, а также то, как личность и воля одного человека может преобразовать мир.

Фильм «Месье Венсан» (Monsieur Vincent, 1947), о котором сегодня пойдет речь, был снят режиссером Морисом Клошем в 1947 году и сразу удостоился наград, похвал критиков и одобрения религиозных деятелей.

В 1947 году «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль – официальную награду Венецианского международного кинофестиваля – получил Пьер Френе (Pierre Fresnay, 1897–1975), исполнивший роль Венсана де Поля, католического святого, основателя мужской конгрегации лазаристов и женской конгрегации «дочерей милосердия».

В 1949 картина удостоилась Оскара как лучший фильм на иностранном языке.

Более того, фильм «Месье Венсан» включен в так называемый «Ватиканский список» рекомендованных Римско-Католической Церковью кинокартин.

Список, известный как «The Vatican Film List» составлен в 1995 году к столетию кинематографа особой комиссией во главе с председателем папского совета по массовым коммуникациям кардиналом Джоном Патриком Фоли.

Выборка из 45 фильмов, разбитых на три категории (религия, ценности и искусство), по замыслу составителей, не претендовала на то, чтобы считаться категорическим императивом. Это всего лишь перечень «некоторых важных картин», в который, естественно, вошло далеко не все, заслуживающее упоминания. Таким образом, «Ватиканский список» – это промежуточное подведение итогов, признание вклада кинематографа в духовную жизнь человечества за столетие его существования.

Фильм «Месье Венсан» мы находим в первой, религиозной секции.

Из интересных деталей, относящихся к съемкам картины, отмечу, что одним из соавторов сценария выступил драматург Жан Ануй (Jean Anouilh, 1910-1987), чьему перу принадлежит пьеса «Беккет, или Честь Божья», речь о которой у нас впереди. Рука Ануя легко угадывается в острых и парадоксальных диалогах, которые ведет священник со своими оппонентами.

Цельная и глубокая картина Мориса Клоша не смогла охватить всей жизни Венсана де Поля – настолько широк масштаб этой личности. Однако он передает самое главное – дух эпохи и харизму главного героя.

Венсан де Поль - католический святой. (24 апреля 1581 года — 27 сентября 1660 года)

Венсан де Поль - католический святой. (24 апреля 1581 года — 27 сентября 1660 года)

На русском языке его также иногда именуют святым Викентием, но я буду придерживаться имени Венсан.

Надо сказать, что без знания биографии этого человека, многие детали могут остаться непонятными или ускользнуть из поля зрения. Так, например, встречая молодого священника из родных мест, он спрашивает:

– У вас акцент. Откуда Вы родом?

– Из Дакс.

– Дакс? Я знал одного маленького мальчика из Дакс. Он был немного застенчив и неловок, как Вы. Тот мальчик словно и не принадлежал миру сему. Чем Вы там занимались?

– Мои родители были очень бедны. Я пас овец.

– Почему Вы стыдитесь? Мальчик, о котором я Вам говорю, обычно пас свиней.

Вот пример того, как биографическая деталь подана кинематографическими средствами. Тот факт, что будущий знаменитый святой родился в бедной крестьянской семье и лишь чудом стал священником, к совету которого прислушивалась не только знать, но и сами короли, можно было изобразить буквально, но нет.

Биографы святого упоминали, что юноша, выбравшийся из нищеты, поначалу был очень честолюбив, весьма ценил свое новое положение и однажды даже отказался от встречи с родным отцом, навестившим его в колледже, в чем каялся потом всю жизнь. Вот так одной фразой «чего вы стыдитесь», драматург передал перемену, происшедшую с господином де Полем за эти годы.

В рамках картины мы встречаемся с господином Полем после того, как он оставляет более чем престижный пост духовника и воспитателя в знатной и могущественной семье Гонди, отправляясь простым приходским кюре в бедный разоренный приход в Шатийон-ле-Домб, где царствует моровая язва, а появившегося на улице священника забрасывают камнями.

Именно здесь и проявляются главные черты характера святого: отвага, человеколюбие, уверенность в своей правоте и мудрость.

В первых сценах фильма мы получаем удивительные уроки. Месье Венсан идет наперекор общему мнению, противостоит животному страху толпы перед смертью и оказывается прав в своем убеждении, что сельчан напугала не чума, а простая болезнь. Он не идет напролом, не сопротивляется, но преодолевает всеобщее ожесточение и равнодушие своим примером и пастырским словом, проникающим до самого сердца.

Так он обуздал разбойника, проснувшегося в солдате-инвалиде, назвав первым христианином, встретившимся ему в этой деревне. При том что он практически против воли вынудил этого калеку сделать доброе дело, воззвав к лучшему, что в нем еще оставалось.

Так он решил судьбу девочки-сироты, вызвав удочерить малышку самую бедную женщину, зная, что именно она и обладает самым отзывчивым сердцем.

Неудивительно, что именно Венсану де Полю было суждено встать во главе сотен и тысяч людей, посвятивших свою жизнь делу милосердия. Потому что благотворительность не выносит расслабленности и мягкотелости, и лишь человеку сильной воли и здравого ума дано не просто ужасаться бездне человеческого горя или тихо сострадать несчастным, но реально действовать.

Узнавая все больше о судьбе Венсана де Поля, я постоянно вспоминала о русской святой благотворительнице, которая, будь она его современницей, стала бы самой близкой его помощницей и соратницей. О Великой княгине Елисавете Феодоровне.

Венсан де Поль, сумевший вдохновить дам высшего света обратить свои взоры к нищим и убогим, вскоре столкнулся с обычными женским и слабостями: тщеславием, завистью… Тогда он понял, что служить бедным могут бедные – простые женщины из народа. Его целью стало создание конгрегации, члены которой стали бы в миру нести то, что сейчас называют социальным служением Церкви.

Как и в конце XIX века в России, в женских монастырях Франции XVII века монахини вели замкнутый образ жизни, не покидая стен обители. Венсан де Поль и святая Великая княгиня Елисавета сделали одно дело – организовали общины сестер, для которых служением Богу стало служение ближним. Их обоих отличали выдающиеся организаторские способности, умение одинаково легко общаться и с великими мира сего, и с последним нищим.

Позволю себе процитировать одну характеристику святого Венсана из книги «Портреты святых» Антонио Сикари, который почти точно характеризует подход Великой княгини ко всякому делу:

«Он предписывал себе и другим правила, соблюдая которые, никто не может прогореть. Он воспрещал себе и другим ненужный риск, предприятия, плохо подготовленные, из-за которых часто терпят крах благие религиозные начинания. Как настоящему руководителю, ему было свойственно одновременно целостное, всеобъемлющее видение вещей и внимание к частностям».

Время от времени на Земле рождаются гении, способные изменить реальность. Великие благотворители являются именно такими людьми.

В фильме «Месье Венсан» не нашлось места очень многим начинаниям священника: заботе об образовании духовенства, устроении судеб каторжников, брошенных детей и т.п. Все это лишь вскользь просматривается в отдельных эпизодах, ключевыми из которых являются те, в которых святой постигает свою миссию и молит: «Прости меня, Господи, я не знал!»

Если вначале мы видим несколько продолжительных сцен с участием избранных лиц, потом ход времени ускоряется, пролетают уже не месяцы, а года. И вот уже перед нами седой старец, чье дело крепко укоренилось, и его могут продолжить другие, но который до сих пор сожалеет, что сделал слишком мало.

Некоторые общечеловеческие ценности и законы одинаковы для всех – неважно, католик ты или православный. Именно поэтому я рассказываю вам о фильме, в котором каждый сможет почерпнуть для себя очень многое.

Режиссеру Морису Клошу, драматургу Жану Аную, оператору Клоду Ренуару и другим создателям «Месье Венсана» удалось избежать самого опасного, чем могла быть чревата избранная тема: пафосности, слащавости и сусальности.

Фильм показал реальный путь реальных дел настоящего человека. Более того, он показал нам Францию, которой мы не знали. Не Францию балов, интриг, кардиналов и мушкетеров, а Францию сострадания и подвига.

Читайте также:

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Епископ Пантелеимон попросил на свой день рождения помочь благотворительному фонду

По его словам, если много людей будут жертвовать каждый месяц даже по 50 рублей, проекты службы…

Переписка с Галей

Лидия Мониава вспоминает об ушедшей Галине Чаликовой

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!