Место Церкви в жизни общества. Мнение богослова

…Выборы 2004 года: втянуты все. Не остается в стороне и духовенство. С амвонов идет активная предвыборная агитация. Прихожане массово покидают приходы. Торжество безумия…
Место Церкви в жизни общества. Мнение богослова

Что с нами случилось? Почему Церковь оказалась втянутой в большую политику?

Для себя я сделал выводы и за последние десять лет не сказал и впредь не скажу ни одной проповеди, в которой будет даваться оценка политической ситуации.

igor_ryabko_smСтоя на камне, который отвален от Гроба, говорить о ситуации в стране?

У меня боль в сердце и слезы на глазах по поводу происходящего, но стать на камень, который отвален от Гроба Господня, и говорить о ситуации в стране, считаю, что просто не имею права. И вот почему.

Чтобы понять место Церкви в социальной и политической жизни страны, я снова и снова обращаюсь к Евангелию. Царство этого мира во все времена было предсказуемо одинаковым: в каждую тарелку — по куску мяса, достойный социальный пакет, сильная армия, стабильный мир и порядок в государстве.

Царство Христа — это жертва, отречение, это умное вложение в Небесный банк под нескончаемые проценты базовых жизненных ценностей.

Все притчи Христа — о Царстве Божием, только об этом. Царство Христа и царство этого мира — диаметрально противоположные полюса по своим жизненным ценностям и приоритетам.

1483453_600992686645195_1238875639_nГражданином какого царства ты хочешь быть?

Если я сейчас выйду в рясе на площадь и стану в ряды протестующих против чего бы то ни было или митингующих за что-либо, я должен буду задать себе вопрос: правильно ли я понял заповеди Христа, в том числе и о любви к врагам?

Политика всегда проводит демаркационную линию, устанавливает границы, делит, спорит, завоевывает или защищает, насилует или поднимает революции — она всегда облачается в мантию силы.

Царство Христа разрушает границы, стирает этнические особенности, убирает политические ярлыки и национальные одежды, ставя приоритетом самого человека, который спрятан за всей этой оболочкой. Для Христа важнее человек, чем любая категория, чем любой ярлык. Всесильный Бог всегда сдержанно бессилен.

Для меня, стоящего у исповедального аналоя или на амвоне, нет разницы, какой политической окраски человек пришел ко мне для встречи со Христом. Я не разделяю людей на свободовцев или бандеровцев, коммунистов или регионалов, русофобов или русофилов, правых или левых. Они для меня, как и для медика, все одинаковые, потому что — люди.

И я не буду становиться ни на чью сторону, я не буду сторонником взглядов тех или иных, потому что я уже выбрал себе Царя и хочу одного – быть гражданином Его Царства.

А на все бесконечные вопросы к священнослужителям и Церкви: «А вы с кем? Вы за кого?» я также бесконечно буду отсылать всех в одном направлении — туда, где стоит в храме Распятие.

Как только Церковь становится орудием политического влияния, тело Христа на данной территории поражает инсульт

«К какой партии примкнуть»? — «Будьте христианами».

«Какой политической позиции держаться»? — «Будьте людьми».

«Прав Путини или Ангела Меркель»? — «Прав только Христос».

«Что с нами всем будет»? — «Будет Новое небо и Новая земля».

«Как нам жить»? — «Как сказал Спаситель в Нагорной проповеди…»

Могу ли я, выйдя на амвон, говорить о политике? Ангел, благовествующий Воскресение Христа, хоть слово проронил о римских оккупантах? Или апостолы пошли к зилотам с посланием: «Братья, наш Еврей воскрес, захватчики ничего не смогли ему сделать, подымайтесь войной на римлян»…

Я не могу, не имею права пускать жизнь мира в жизнь Церкви. Церковь и государство живут в одном месте, но в разных мирах. Потому что они принадлежат к разным царствам.

Так, может быть, хватит делать Церковь инструментом в руках власть имущих? Ведь как только Церковь становится орудием политического влияния, тело Христа на данной территории поражает инсульт.

История дает немало примеров, в какую карикатуру преващается «брак» Церкви с государством. Разве Спаситель пришел на землю для того чтобы создавать какую-либо политическую платформу? Разве Он не дал нам четкий признак, по которому будут узнаваемы Его ученики? Разве по тому, что будут бороться с захватчиками и оккупантами, воевать на баррикадах, обличать коррупцию?

Нет, Он говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

И сатана в пустыне, и толпа евреев пытались навязать Христу политические функции

После того как Христос накормил пять тысяч человек несколькими хлебами и рыбками, толпа искала Его, чтобы короновать на царство. Но он сказал им слова, которые заставили большинство из них отвернуться от «сумасшедшего» мессии. Это были слова о Хлебе Жизни.

И сатана в пустыне, и толпа евреев пытались навязать Христу политические функции, но Он отказался. Может быть, и мы должны так поступить? Может быть, есть смысл дать возможность Церкви исполнять то служение, ради которого Она создана Христом? Сколько еще надо пролить крови с крестом в руках, чтобы понять, что Христос хотел совершенно иного?

Я верю словам Спасителя. Его Царство нельзя завоевать с оружием в руках, нельзя получить в результате революции, оно может только неприметным образом расти в моей душе, если я буду жить по Его законам.

christs_temptation_monrealeСмотреть в глаза Богу…

Не должна Церковь жить внешней политической жизнью, но обязана следовать только внутреннему трансцендентному Царству. В мире мы будем иметь скорбь – это то, что пророчески было сказано нам Спасителем. Но Он уже победил и мир, и скорбь. Или мы предполагаем какую-то иную победу? Политическую, партийную, социальную… Я — нет.

Мне кажется, что Церковь от мира должна быть ограждена не только стенами из кирпича, но и стенами из метаистории. Заходя в храм, человек должен попадать в Царство Бога, которое затем он вынесет в своем сердце, продолжая жить в своей стране.

Священник должен быть кормчим, который смотрит в глаза Богу и ведет к Нему своих прихожан. Он должен руководить плаванием по водоворотам страстей, чтобы никого не засосало в одну из этих воронок, а не читать с амвона проповеди о характеристике, плотности и окраске окружающих корабль Церкви политических волн.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Сербский Патриарх просит Порошенко остановить захват храмов

Храмы и святыни одного народа существуют не для того, чтобы разделять народ, но чтобы мирить людей

На Украине прихожане не позволили передать свой храм раскольникам

Жители села Серебрия не позволили председателю передать храм «Киевскому патриархату»

Молитва о мире в Украине

Последние события в Украине требуют от каждого православного человека сугубой молитвы к Богу о прекращении кровопролития.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: