Между
В известной книге «Записи» отец Александр Ельчанинов высказал довольно категоричное суждение, разделив всех людей на два принципиально различных типа. «Каин и Авель (Исав и Иаков) — родоначальники двух типов людей: кроткие, пассивные и непредприимчивые «авелиты» и воинственные, активные, изобретательные «каиниты»; в частности — славяне и западные европейцы». Подтверждения этой мысли можно увидеть множество, если внимательно всмотреться в наших современников и в глубины истории. Но, с другой стороны, такая позиция чревата опасным соблазном объявить всех активных, целеустремлённых и организованных людей заблудшими грешниками, погрязшими в мирских делах, а безвольных, ленивых и безынициативных — праведниками-нестяжателями на том лишь основании, что первые, в отличие от последних, достигают успеха в поставленных целях: карьера, материальный достаток, обустройство личного пространства и так далее. Возможен ли союз между «каинитами» и «авелитами»? Или иначе: можно ли совмещать духовное «внутреннее делание» с успехом в мирских делах?

Сейчас на наше сознание давят две яркие, но полярные позиции. Медиа-ресурсы настойчиво призывают быть успешным: холёные мужчины и ухоженные женщины всем своим видом намекают, что «лузером» быть просто стыдно, когда есть столько возможностей и перспектив. Индустрия мотивационных тренингов помогает сформировать цели, сконцентрировать усилия, организовать своё время, приобрести необходимые навыки — и вперёд, к успеху! В социальных сетях блуждают тысячи мотивационных картинок, призывных лозунгов и даже мотивирующих фильмов. Что же ещё нужно, чтоб обрести решимость достичь успеха?

В православной среде, напротив, зачастую очень настороженно и даже враждебно относятся к подобной жизненной позиции. Указывается, что западные системы тренингов, ориентирующих человека на успех, проходят под лозунгом «Торопись, богатей, времени мало, действуй!» и упускают из виду религиозно-мистическую сторону жизни человека, забывая евангельское предостережение, что сердце человека будет там, где его богатство. Однако концентрация усилий на достижении ложных целей не даёт счастья, внутреннего равновесия и покоя. Ещё одна ловушка кроется в подспудно внушаемом убеждении, что человек самодостаточен, что он — сам хозяин своей судьбы и может достичь любых желаемых результатов, независимо от Божиего Промысла и Его благодатной помощи. Иногда даже оккультные методы идут в дело: «программирование» своей судьбы, посыл «сигналов» послушной Вселенной, управление «энергиями» и т. д. А о посмертной участи человека вообще говорить не принято в подобной системе жизненных координат.

С этими аргументами нельзя не согласиться, и основания для подобных опасений действительно есть.

Вот только об опасности впасть в другую крайность — лени, неорганизованности и, вследствие этого, нищеты — говорится намного реже! Ведь благочестивыми лозунгами очень удобно прикрыть от себя самого и от других собственную пораженческую философию, оправдать свои слабости. Если люди, равнодушные к религии или исповедующие нехристианские учения, могут себя мобилизовать и организовать свой труд для достижения желаемого — намного легче объявить это ложными устремлениями, чем повторить их трудовой подвиг.

Разве редкая картина: учился человек кое-как; работает, куда взяли; получает те гроши, которые платят; живёт с семьёй в жутких условиях и даже цели что-либо изменить не ставит? Можно ли это назвать проявлением добродетели нестяжания? Разве потому человек обрекает свою семью ютиться в тесной хрущёвке с отпавшими обоями и текущей сантехникой, что все его мысли направлены «к горнему»? Не все, живущие в подобных условиях, конечно же, лентяи. Многие заслуживают сочувствия, ведь мы не знаем всех обстоятельств их жизненного пути. Быть может, кто-то пытался изменить свою жизнь к лучшему, но не смог, отчаялся. Кому-то не позволяет здоровье или необходимость ежечасного ухода за немощными родными. И, безусловно, во все времена были и есть праведники, не отягощающие своё жизненное восхождение к Небесному Царству тленным богатством и отдающие левой рукой всё, что попадает в правую.

Но тем не менее разве мало христиан, которые живут в расслабленности, либо оправдывая себя отсутствием интереса к «мирским ложным целям», либо вообще не задумываясь об этом? Они, зависнув между небом и землёй, не рвутся к небу, но и не желают упорядочить и обустроить свою земную жизнь.

Подобные мысли можно встретить, например, у святого равноапостольного Николая Японского. Суть их сводится к следующему: люди говорят о загадочной славянской душе, о первоочерёдном стремлении к небесному и пренебрежении к делам мирской суеты… А на самом деле — маскируют банальную лень и неорганизованность! Легче витать в облаках, чем встать с печи, убрать в доме, нарубить дров, отремонтировать забор… И уже цитированный отец Александр Ельчанинов верно подмечает: «И достоинства наши нередко оказываются недостатками. Например, равнодушие к деньгам, к своему положению иногда вытекает не столько из доверия Промыслу Божию, как из лени и легкомыслия. Обломов тоже был равнодушен к своей карьере, и Стива Облонский мог показаться бессеребреником».

Что же касается критики лозунга «каинитов»: «Торопись, богатей, времени мало, действуй!» — то тут не всё так однозначно. Если не брать во внимание уродливые проявления, вроде зацикленности на деньгах как таковых, на достижении славы, роскоши, власти (ведь это, надо признать, движущая сила многих мотивационных тренингов), то обнаружится, что у многих эффективных в мирском понимании людей гораздо глубже и разнообразней мотивация. Более того, зачастую она представляет собой неплохой синтез христианских ценностей с умением достигать успеха в начатом деле.

Да и что же такое мотивация? Что может заставить или убедить человека подняться с удобного дивана, чтобы начать поиск более интересной и более оплачиваемой работы, самообразовываться, развиваться? Попытаемся ответить кратко: на человека влияет целый комплекс потребностей, которые в определённом иерархическом порядке соотносятся между собой. Это и физиологические потребности (пища, жильё, отдых), и потребность в безопасности, и потребность в социальных и эмоциональных связях, и потребности самовыражения (в творчестве, в реализации собственных способностей, в личностном развитии) и т. д. Можно ли утверждать, что настойчивый труд ради удовлетворения этих потребностей всегда противоречит христианству?

Противоречие может быть снято, если усердный труд сопряжён с памятованием о Боге, с упованием на Его помощь и не является самоцелью. Иными словами, если труд осознан именно как служение: служение Богу, ближним, отчизне. Вспомним древний девиз Ora et labora («Молись и работай») и евангельскую притчу о талантах. Замечательный пример — житие преподобного Серафима Вырицкого, который был, в современной терминологии, весьма эффективным бизнесменом, занимался заготовкой и продажей пушнины не только в России, но и за её пределами. Однако это не помешало ему достичь святости.

Протодиакон Андрей Кураев высказал очень справедливую мысль: «Церковь не считает успех в мире бизнеса чем-то „греховным“. В Евангелии Христос ставит преуспевающих купцов в пример остальным. Он вспоминает о людях, которые сейчас называются бизнесменами, когда говорит о самых таинственных вещах, о тайне Царства Божия: подобно Царство Божие купцу, который продаёт мелкий жемчуг для того, чтобы купить одну крупную жемчужину. Слово „жемчужина“ сегодня зачаровывает и мешает понять прозаичную конкретику этого языка. По-сегодняшнему это звучало бы так: если бы человек знал, что нефтяные запасы обнаружены где-то в калмыцких степях, то современный бизнесмен не усомнился бы продать свой гектар чернозёмной земли в Ставропольском крае и купить безводную калмыцкую землю».

Безусловно, мотивация в виде банального накопления шуршащих купюр — это скверно. Однако мы зачастую по крохам собираем деньги на волонтёрские и другие благотворительные проекты. Это ведь очень грустно, если вдуматься. В православной среде множество молодых людей, которые, при хорошем образовании, довольствуются своими малыми достижениями и мизерными зарплатами, не мотивируя себя «бить копытом землю», чтобы впоследствии быть способным к делам милосердия по завету апостола: Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4, 28).

Я, конечно, не призываю уважаемого читателя сразу же по прочтении данной статьи устремиться к деланию денег «из воздуха», не принося никакой пользы человечеству, наживаясь на чужом горе или пороках, сколачивать капитал на одурачивании доверчивых простаков или заниматься другими видами бизнеса, где вознаграждение успешного бизнесмена должно измеряться не в деньгах, а в годах лишения свободы с конфискацией имущества. Есть великое множество достойных способов приложить свои труды и таланты. И если уж мы начинали разговор с Каина и Авеля, то отметим, что Авель вовсе не сидел, сложа руки, а занимался разведением домашнего скота.

Но я предлагаю читателю задать самому себе простой вопрос: стремлюсь ли я достичь успеха в каком-либо деле, приобрести более высокую квалификацию и соответствующий ей доход? Если нет, почему? Потому что я стремлюсь к идеалу нестяжания, презираю суету и соблазны этого мира, боюсь потерять внутреннюю собранность и молитву в рабочей суете? Или же потому, что мне не хочется напрягаться и прилагать усилия, я боюсь перемен в своей устоявшейся жизни и не решаюсь променять плохо оплачиваемую, но стабильную работу на более интересную новую?

Если вы цельны и органичны в своей аскетической простоте и если, идя по миру неимущим странником, вы не просто блуждаете от безысходности, а доверчиво следуете за Христом, стремясь оторваться от мирского притяженья подобно птицам небесным, — вы, конечно, избрали благую часть, и за вас стоит лишь искренне порадоваться. Но не все, к сожалению, могут вместить в себя эту меру праведности. Нерешительный ленивый человек, скорбящий о своём малом достатке и настойчиво просящий у щедрого Небесного Отца увеличения ежедневного скудного рациона, должен к этой просьбе присовокупить свой не менее настойчивый труд во благо и ближним, и Церкви, и себе. А настойчивый труд, вполне вероятно, приведёт к повышению благосостояния — но уже не как запретный плод, а как достойная награда, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10).

И поэтому наше пренебрежение мотивационными тренингами и методиками тайм-менеджмента вызывает у меня недоумение. Печально, что православные христиане без боя уступили «мотивационную индустрию». Если просмотреть многочисленные странички социальных сетей, посвящённые мотивации, там сплошь и рядом либо восточно-буддистско-теософские авторы, либо мирские знаменитости. И картинки соответствующие. Поэтому создаётся сильнейшее впечатление, что людям, исповедующим христианство, среди успешных мотивированных людей совершенно нет места!

Значительная часть мотивационных высказываний и лозунгов — это просто житейская мудрость, не имеющая ярко выраженной религиозной окраски. «Сделайте первый шаг. Смелое преодоление одного маленького страха даёт вам мужество, чтобы сделать второй». «Не бойся, что не получится. Бойся, что не попробуешь». «Есть три ловушки, ворующие счастье: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее».

И что плохого в системах эффективной организации рабочего времени? Разве противоречат они словам апостола Павла: Дорожите временем, потому что дни лукавы… (Еф. 5, 16)? А советы могут быть разными. Даже комичными, вроде метода «съесть лягушку»: если первым делом с утра вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с вами за весь день. Тут лягушка сравнивается с самым неприятным и важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, мы нервничаем и оттягиваем другие дела, а нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. А ещё есть система GTD (get thing done), система «помидоров» и множество других. Есть масса компьютерных программ для структурирования дел и упорядочивания мыслей.

По сути, многие элементы мотивационных и тайм-менеджмент методик — это способы преодоления уныния, лености, неорганизованности и боязливости. Вот и парадокс: если спросить у любого разумного верующего человека, нужно ли бороться с унынием, леностью, неорганизованностью и т. д., то услышим: «Да!» А если спросить: «Как ты планируешь бороться?» — что услышим в ответ? Либо: «Я буду молиться, и Бог мне поможет», либо ещё что-то неконкретное. А как Бог тебя спасёт от греха, если ты сам ничего не делаешь? Он может послать тебе ситуации, где ты «из-под палки» будешь вынужден меняться, если захочешь выжить. Но внутреннее решение нужно принимать самому, а это очень непросто и требует, в том числе, и мотивации, и ободрения, и дисциплины, и положительных вдохновляющих примеров!

Я не психолог по образованию и не изучал досконально существующие мотивационные методы, поэтому боюсь делать категоричные заявления. Возможно, более компетентный читатель меня поправит. Но мне бы очень хотелось, чтобы наработанные методики мотивации и тайм-менеджмента были приняты на вооружение в церковной среде — конечно, в «очищенном» и облагороженном виде. Церкви ведь не впервой воспринимать совершенно посторонние (а иногда и враждебные) явления, преображая их и наполняя новым смыслом.

А пока не созданы «православно-мотивационные» тренинги, я хотел бы поставить вопрос: следует ли священнику вместо очередной, N-ной по счёту, епитимьи назначать кающемуся ленивцу-тунеядцу пройти курс мотивации и тайм-менеджмента в одной из мирских, но проверенных и адекватных учебных организаций? Ведь посылал же святитель Василий Великий своих духовных чад на воспитание к языческим философам да ещё сетовал, что не может убедить христиан заниматься массово!

Мне могут возразить — Церковь уже имеет свою систему тренингов! Это система постов и прочих аскетических ограничений, которые довольно эффективно формируют волю и умение подчинять тело духу, воспитывают дисциплину. Спору нет, мотивация без дисциплины останется лишь невоплощенной эмоцией, неосуществлённым ожиданием. Но у этого аргумента также есть существенный недостаток — сама по себе сила воли может так и остаться никуда не направленным вектором силы, если человек нерешителен, боязлив, страдает комплексом неудачника или же попросту не знает, как ему свои силы применить во благо. Как в спорте: самой по себе функциональной подготовки и выносливости не достаточно ни в футболе, ни в боксе, если нет ещё вдобавок соответствующей техники и «заряда на борьбу». Не зря же психологической подготовке (читай — «мотивации») спортсменов уделяется огромное внимание.

И напоследок хочу ещё раз расставить акценты: мы призваны, в первую очередь, стремиться к Царству Небесному, а уже во вторую очередь — трудиться в поте лица. Поэтому моя статья не для тех, кто выкладывается на работе на все сто, воспитывает детей, ухаживает за престарелыми родителями, но при этом имеет средства для пожертвования неимущим и, валясь вечером от усталости, находит полчаса для чтения и молитвы. А вот тем, кто на работе успевает десять раз «перекурить», попить чайку за сплетнями и анекдотами, расставить «лайки» в соцсетях и вечером под пиво жалуется друзьям на нехватку денег — нужна и эта статья, и капелька мотивационной мудрости от Фаины Раневской: «Если ты ждёшь, что кто-то примет тебя «таким, как ты есть», то ты просто ленивое <censored>… Потому что, как правило, «такой, как есть» — зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве». Немного грубовато, но вполне действенно для тех, кого не прошибают благоуханные проповеди с амвона.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.