Мир, труд, май

www.russdom.ru

Часто повторяем: мы родом из детства. Вот и моя радость, моё нетерпеливое ожидание первомайских праздников тоже оттуда родом. Радостно и жадно дышит в палисадниках сирень, громкое радио выплёскивает из домов весёлую и бодрящую музыку, а впереди – демонстрация! Желанная… Обязательно дадут нести воздушный шар, все взрослые будут улыбаться до ушей, даже самые смурные и неприступные. А ещё родом из детства яркие буквы транспарантов – мир, труд, май! До того весёлые, что, кажется, ещё чуть-чуть и в пляс пустятся. Коротенькие слова, крепенькие, как выросшие на козьем молоке подростки. Смысл транспарантов я не понимала, да и был ли вообще в них смысл? А принимала их одним счастливым “ахом” – первомай…

А теперь часто думаю: ведь первомайские дни очень часто совпадали с пасхальными праздниками, Светлой седмицей, памятью святых жен-мироносиц, которая отмечается всегда после Пасхи. И кто знает, может, сердце моё детское ликовало именно от этой радости, а не от бравады и пестроты первомайских шеренг? Мир, труд, май – странные лозунги, странные призывы. Как можно призвать к миру, труду и маю? И зачем вообще к ним призывать? Это уже не детские вопросы, и не детская грусть, и не детское недоумение.

Мне часто говорят теперь: “Ну почему, почему Церковь против женского дня – 8 марта? Понятно – 7 ноября, тут всё ясно, – безбожная власть, храмы разоряли, но женский день?! Цветы, подарки, добрые слова. Почему Церковь против цветов, подарков и добрых слов? Получается, даже раз в году нельзя напомнить женщинам, что они женщины?”

Сначала я нервничала и все поминала такую-рассякую Розу Люксембург, и Клару Цеткин, и галдящих вокруг них женщин с сомнительной репутацией. И цитировала Священное Писание: “С нечестивыми развратишися…” А теперь просто напоминаю:

– Наш женский день – в день памяти святых жен-мироносиц.

Нынче он 11 мая. Тут тебе и мир, и труд, и май. Лозунг из прошлой жизни как нельзя пришёлся ко двору православному женскому празднику. Только бессмысленность коротеньких слов-подростков обрела смысл глубокий и серьёзный. С миром пришли святые жены ко Гробу Спасителя. Они пришли выполнить перед Ним свой последний долг – помазать Пречистое Тело. Первым долгом было следование за Господом земными и скорбными Его путями. Но пришли в плаче, а ушли – в ликовании. Воскрес Христос! Поправ смертию смерть, поправ жизнью смерть, поправ смерть великой тайной милосердной Божией любви. И жены-мироносицы сообщают потрясающую весть:

– Христос наш воскрес!

Вспоминаю изящную шутку митрополита Московского Филарета. Когда одна дама спросила его, почему же всё-таки именно женщины первыми пришли ко Гробу Воскресшего Спасителя, каков был в том Промысл Божий, митрополит с улыбкой ответил:

– А Промысл такой: Господь знал, что если первыми о Его Воскресении узнают женщины, то весть эта разнесётся по всему миру мгновенно!

Да, жены-мироносицы принесли весть о Воскресении в ликовании сердечном. И с тех пор Святая Церковь вспоминает их, верных Христовых подвижниц, в первые после Светлой Пасхи дни. И день этот всё больше и больше приобретает в православных домах статус христианского женского праздника. Знаю дома, где в этот день накрывают праздничный стол, делают подарки жёнам, матерям, бабушкам. Цветы, подарки, добрые слова. Всё к месту, всё – в порядок, а не вопреки порядку, всё в древней традиции, корни которой крепки и устойчивы, а не худосочны и сомнительны, как надуманные навязанные “традиции” богоборческих лет. Подумайте сами, могут ли, будь они хоть семи пядей во лбу, Роза или энтузиастка новой жизни Клара, могут ли они быть законодательницами наших домашних праздников, могут ли научить чему-то “приличному” наших подрастающих православных девочек, поделиться опытом личной жизни с русскими женщинами, утешить наших старушек?

А жены-мироносицы и учат, и делятся, и утешают. Они учат миру. Каждая из жен, встретивших праздник Пасхи у Гроба Спасителя, стяжала в себе тот самый мир, без которого возрастание христианской души – затянувшийся долгострой. Наше дело – переучиваться, а это сложнее, чем учиться. Нас учили ходить чеканным шагом по размеченной брусчатке кремлёвских плацдармов. И наш шаг теперь мало похож на женский. А переучиваться надо… И дабы не ломать голову над вопросом – делать жизнь с кого, Православная Церковь даёт нам удивительные образчики женских судеб. Зачем изобретать велосипед и ломать напрасно голову? Евангельская история – богатая житница, способная напитать любую душу. Женская доля – это служение. Женская доля – это мир.

Мир, труд… Конечно, труд. Но труд не по разнарядке буден великих строек, а по потребности души. “Душа обязана трудиться…”, – сказал поэт. Женская душа – тем паче. Потому что она, душа женская, питает другие души, и с неё особый спрос. Православные женщины могут трудиться удивительным образом. Трудиться тихо. Всегда удивляюсь особому качеству этой тишины. Барабанный бой, литавры, поклонение – как боятся этого настоящие православные христианки! Мне часто приходится бывать в командировках и встречаться с героинями своих очерков. Руками машут, смущаются, трут платочками скорые на слезы глаза:

– Чего надумали! Какая я героиня?

А сама восьмерых своих родила, троих из детдома вызволила, да с утра до ночи на колхозной ферме (молочко – оно зорями даётся, и километрами по грязи, от дома до скотного двора.) Труд. Без него любая жизнь праздна. А русские женщины праздности всегда боялись. Потому что -грех. Потому что душа без труда – пустая и никчёмная, а это – Боже упаси…

Мир, труд, май…. Май – это не лозунг, не призыв, это факт налицо. Майская сирень всё такая же пахучая, как во времена моих детских “маёвок”. Майское солнце такое же щедрое, майская природа так же пирует во славу Божию и во славу тех, кого вспоминает в эти майские дни Православная Церковь. Это святые жены-мироносицы. История сохранила их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна… Житие каждой может служить для нас образцом для подражания. Они служили Богу. Служили близким. И нам теперь служат. Примером. Но даже и те, кто никогда не читал их жития, всё равно живут по их благословленным Господом принципам.

Богата Русь женами-мироносицами. Каждый, не напрягая память, не копаясь в ней, может легко вспомнить тех женщин, которых можно сегодня по праву поздравить с православным женским днём. И я могу вспомнить. Например, свою учительницу истории Галину Александровну Кихтеву, теперь вот старенькую, приболевшую.

– А я за тебя, Наташа, каждое утро молюсь, всё ли у тебя в порядке? – спрашивает по телефону.

Спрашивает тихо. Потому что привыкла также тихо и не напоказ жить. А где-то рядом, в другой московской квартире, живёт Галина, жена зверски убитого на Дубровке подполковника юстиции Константина Васильева. Смотрит на фото, вспоминает, молится. А в Смоленской области в посёлке Шумячи живёт Ольга Абрамова, руководит церковным хором, сажает по весне огород, помогает местным женщинам словом поддержки и вразумления. Она обязательно расскажет им о святых женах-мироносицах, а они будут слушать и удивляться:

– Вот ведь как – прожили, и не знали ничего…

А в далёком сибирском городе Мариинске, среди зон и тюрем, живёт семья священника Алексия Баранова. Он совершает Таинства Крещения и Причастия заключённых, проводит с ними беседы, а его верная помощница и правая рука – матушка Елена. А православная певица Анна Широченко служит Господу своими удивительными песнями, помогая обрести тот самый желанный мир в душе, без которого не обойтись ни одному православному христианину. Каждая на своём месте, своим трудом, своими силами служат Господу и близким. Без ропота, что не воздают им должного и заслуженного. Всех их сегодня поздравляем с праздником святых жен-мироносиц. И пусть будут им от их близких и подарки, и цветы, и добрые слова. Много добрых слов, много подарков, и цветов много. Сирень-то в садах дышит радостно, жадно. Говорят, чем больше её ломать, тем обильнее зацветёт она будущей весной.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: