Миссионерский поход против виртуальной реальности

|

На третий день работы Рождественских чтений 2013 года в Российском Православном университете им. апостола Иоанна Богослова прошел мастер-класс «Новые информационные технологии в молодежной среде». Для того, чтобы рассказать о своем опыте работы, в Москву прибыли сразу несколько представителей отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви — среди них председатель отдела епископ Обуховский Иона, наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве, и его заместитель архимандрит Иоасаф (Перетятько).

Миссионер — не теоретик

Епископ Иона начал свое выступление с категорического напоминания о том, что никаким почетным гостем, свадебным генералом он не является — здесь все собрались работать, а не создавать видимость. И тут же, не скрывая сожаления, заметил, что работа с молодежью часто сводится к отчетно-массовым мероприятиям:

Епископ Иона. Фото Юлии Маковейчук

Епископ Иона. Фото Юлии Маковейчук

 

«В течение поточного года проведено четырнадцать встреч с молодыми людьми, во время которых было охвачено двести пятьдесят шесть человек, на это ушло семь с половиной часов…». А наша работа очень близка к служению апостолов. Конечно, нельзя про себя думать, что мы апостолы, несем свет миру — но все-таки хоть каким-то боком мы работаем с ними.

Не отрицая, а, напротив, всячески подчеркивая, что лучшим миссионером является тот, кто живет по Евангелию (тогда как теоретизирование дает прямо противоположные результаты), владыка также согласен с тем, что без современных средств информации и коммуникации этот процесс осуществлять сложно. И ничего хорошего в этом он не видит.

Борьба за жизнь «растений»

-Есть люди, которые живут с нами осязаемо и телесно, но одновременно живут в каком-то своем виртуальном мире. Молодой человек в реале становится все более и более отдаленным от общения, а в виртуале приобретает все больший круг знакомств. Без того, чтобы знать принципы и процессы того, как это происходит, выстраивать отношения с подобными людьми будет крайне сложно.

К таким «виртуалам» владыка Иона испытывает, по собственному признанию, некоторое пренебрежение. Но с этим чувством следует бороться.

-Кто-то захочет на них рукой махнуть: ну что с них возьмешь? Растения. Только по клавиатуре умеют цокать и перед мерцающим экраном сидеть. А все-таки они тоже люди Божьи. Большинство из них крещены в Православной Церкви.
Председатель молодежного отдела предположил, что именно к ним по преимуществу должна быть обращена проповедь, потому что именно они все больше уходят от жизни.

Небумажная молодежь

Всякий, кто пытался вести проповедь через СМИ или издания, знает, что подобрать подходящие слова для православного молодого человека крайне сложно. Особенно это осложнено тем, что человек, постоянно находящийся в интернете, имеет широкий кругозор, но неглубокие знания и погружаться в предмет не хочет. Это касается и Православия: свечку поставить все умеют, крестик носят — и кажется, этого вполне достаточно для того, чтобы считать себя православным. Как раз показать, что для жизни христианина этого мало — основная задача.

Вот уже десять лет по четвергам в Ионинском монастыре проходят беседы с молодежью («молодежки»), собирающие каждый раз по двести-триста человек. Ведут их два священника: белый, отец Николай, и монашествующий, архимандрит Иоасаф (Перетятько). На недоумение, допустимо ли в храме собираться, смеяться и шутить, архимандрит Иоасаф ответил ясно: «Ну а где еще?! Церковь — это мой дом».

Самое позитивное в беседах даже не то, что они проходят так долго. Главное, что на них постоянно обновляется состав: молодые люди воцерковляются и приводят своих друзей, сами же переходят к более «твердой евангельской пище».
Темы выбирают ведущие, и делают это сознательно: архимандрит Иоасаф (Перетятько), рассказал, что попытки читать лекции на темы, «которые будут интересны молодежи», приводили к тому, что получались крайне скучные встречи, тогда как темы «которые интересны мне» (прожитые самими ведущими) — становились подлинной миссией.

-Мы принципиально не ведем никакой статистики, – доверительно сообщил владыка Иона, передавая отцу Иоасафу слово. – Любая формализация работы с молодежью рубит на корню любое дело. Когда дело переходит в плоскость отчетов, живой молодой человек превращается в статистическую единицу, и на этом зачастую работа с ним завершается.

«Бегу в спортзал!»

Начал свою речь отец Иоасаф с разгрома интернета.

-У нас происходит неправильное распределение энергии. Молодежь очень активно использует интернет-пространство — намного больше, чем хотелось бы Церкви. Одни говорят: «Давайте использовать интернет-ресурс!» С другой стороны, многим сидящим в интернете (один из первых есмь аз) знаком демотиватор: когда сидит такой толстый пацан, на клавиатуре еда из «Макдональдса», все жирное и неопрятное, и он переписывается с девушкой: «Только что я пришел из института, умываюсь и бегу в спортзал!».

Архимандрит Иоасаф (Перетятько). Фото - http://orthodoxy.org.ua

Архимандрит Иоасаф (Перетятько). Фото - http://orthodoxy.org.ua

В интернете все хотят казаться, а не быть, что является нарушением духовной жизни. Но обойтись без интернета нельзя.

-Что видно даже здесь, – иронично заметил отец Иоасаф, показывая на аудиторию. – Вон там, там и там — экраны мерцают.

Докажите, что вы не робот!

-Интернет должен помогать взаимодействовать, чтобы потом выходить на некий личностный уровень! – ответил на этот вопрос отец Иоасаф. – Я всегда на молодежке заставляю ребят, если общаются в интернете, познакомиться с человеком лично. Понятно, молодые люди общаются в основном с девушками («По крайней мере, православные», – на всякий случай уточнил владыка Иона.) Иначе происходит так: «Вот, батюшка, познакомился с девушкой». – «Ну и как девушка?» – «На аватарке — ничего». – «А что у нее на аватарке?» – «А вот, помните фильм «Аватар»?..» – «Ну что ж, на вкус и цвет товарища нет. И долго вы с ней общаетесь?» – «Неделю!» – «И что же, ты неделю общаешься и даже не знаешь, как он выглядит?» Докажите, что вы не робот…

Отец Иоасаф заметил печальную тенденцию: глаз у нас замылился, мы даже не замечаем, насколько это странно — парень уже неделю общается с девушкой, и у него даже желания не возникло узнать, как она выглядит. Конечно, перебрасываться короткими сообщениями проще, чем общаться лицом к лицу.

Чем отличается православный интернет-зависимый от неправославного?

-Вот есть «вконтакт» или фейсбук православный, а есть неправославный. А какая разница? Что православный сидит вконтакте, что неправославный. Можно сказать, что он таким образом миссионерствует. Вот скажите мне, положа руку на сердце, чисто по социальным сетям — мы много намиссионерствовали? Чтобы вы познакомились с человеком, он бы вас спросил: «Вы кто такой?», вы бы ответили: «Православный!» – а он бы попросил: «Замечательно! Расскажите что-нибудь о Православии» – и так бы по вконтакту пришел в Церковь. Думаю, ни у кого так не было. Нужна связь, лицом к лицу.

Задача интернет-ресурсов — привлекать внимание и выводить человека из его собственного мирка. Отец Иоасаф рассуждает категорично: не просто из собственного мирка, а из равновесия!

Разозлить «наркомана»

Человека, живущего в интернете, он сравнивает с наркоманом:

-Проблема с наркозависимыми: они на все согласны. Особенно в реабилитационном центре. Приезжает батюшка — они согласны и даже процитируют «Отче наш». Приедет буддист — сделают «омммм» – и будут балдеть. Но процесс пошел тогда, когда он выйдет из себя и начнет тебя крыть матом: «Ты, попяра, вообще ничего ни в чем не разбираешься, а приехал учить меня жить!» – о, все, моя задача выполнена. Замужние, думаю, знают: когда муж спокоен — не наша стихия, как только мужа выведешь из себя — можно успокоиться. Покричали — и все нормально.

Миссия без елея

Именно поэтому, говорит отец Иоасаф, на нецерковного жителя интернета не действуют елейные речи.

-То есть между православными-то работают. Но это как раз «я иду в спортзал». Сидят такие два православных фарисея и разговаривают о духовной жизни. Тут зайдет младшая сестричка или братик, рявкнет: «Че заходишь, пошел вон!!!!» – и дальше: «А я сегодня вычитал молитвенное правило…».

А с неправославными нужна провокация. Конечно, есть опасность, что провокация дойдет до того, что на тебя заведут уголовное дело, но нам до этого далеко, признал отец Иоасаф.

-Я всегда привожу пример: когда в Москве на богохульную выставку пришли три молодых человека и начали все громить. Вот это я понимаю — по-православному. Это уже крайность — громить все, что кощунственно, но сейчас у нас другая крайность. Я вот на некоторые православные сайты не хожу, потому что — скучно.

Специализация СМИ, или дохнут ли мухи от официоза?

Одной из грубых ошибок отец Иоасаф считает попытку создать «сайт для всех»: молодым, пожилым и детям.

Чтобы всем было интересно и, самое главное, чтобы нам за это ничего не было. Не будет такого. Можно, конечно, создать сайт, который будут читать все, и посещаемость будет великолепная. Но сайт этот будет неправославный и далеко не благочестивый.

Профессиональный подход к работе над сайтами предполагает понимание и определение целевой аудитории. Именно поэтому при Молодежном отделе существуют несколько самых разнообразных сайтов.

-Есть сайт журнала «Отрок.ua», есть сайт для волонтеров «Молодость не равнодушна», есть сайт Синодального отдела, конкретно официальный. Настолько официальный, что даже мухи дохнут, когда садятся на экран.

-Неправда! – возмутился руководитель интернет-проектов отдела диакон Димитрий Николаев. – Я знаю всех этих мух, ничего они не дохнут! У них у всех есть аккаунты в социальных сетях.

-Сам их подсаживаешь, – широко улыбнулся владыка Иона. – Нормальный официальный сайт.

Одним словом, есть сайты на любую аудиторию.

Искушение торопливостью

Еще одну опасность в молодежной работе в сфере информации отец Иоасаф охарактеризовал как «желание ускорить процесс».

-Хочется, чтобы было и молодежное движение, и интернет-ресурсы, и деятельность сразу же нужно освещать. Все должно вызреть! Мы забываем, что наша духовная жизнь перекликается с мирской настолько тесно, что это иногда делить нельзя. Наша молодежка существует с 2002 года. Нас постоянно спрашивают: «Вживую классно — а что, вы не записываете на диски?» – «Нет, не записываем». – «И в интернет не выкладываете?» – «Не выкладываем». Почему?

Не потому что мы ленивые — по нашей деятельности этого не скажешь. Все должно вызреть.

Сарафанное радио

-Только полгода назад мы стали выкладывать молодежку на youtube — только потому, что один прошедший через нас молодой человек вырос и стал выкладывать ответы на вопросы.

«Обыкновенная живая беседа» – так описал отец Иоасаф молодежку, тем самым объяснив, почему с этим решением не торопились.

Конец выступления отца Иоасафа стал откровением для аудитории: для привлечения людей к молодежке не используется ни административный ресурс (включая приводы из вузов), ни интернет (приходят друзья друзей друзей друзей, как пояснил епископ Иона).

-Мы так уперлись в интернет, что забываем: иногда сарафанное радио — самая великолепная связь.

Под словами отца Иоасафа хочется подписаться. Если бы не забывали — и вопроса о погружении в виртуальную реальность не стояло.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Госдума не поддержала запрет богослужений и крестных ходов без спецразрешения

Вместо этого принята другая поправка, которая предписывает миссионерам иметь на руках документы, дающие им религиозной организацией…

Миссионер по госпатенту?

Если что-то и выйдет из такого государственного регулирования, то только стимуляция экстремизма