Митрополит Иларион: “Без Церкви культура рискует стать антикультурой”

Патриарший совет по культуре, созданный решением Священного Синода на минувшей неделе, призван помочь Церкви и музейным работникам вместе решить проблему возвращения церковных ценностей и не допустить превращения культуры в разрушительную антикультуру. Почему именно в наши дни и зачем создан совет, в интервью РИА Новости рассказал постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Беседовала Ольга Липич.


– Ваше Высокопреосвященство, чем вызвано решение Священного Синода о создании Патриаршего совета по культуре? Как оно связано со спором о возвращении Церкви тех ценностей, которые хранятся в музеях?

– Я считаю решение о создании Патриаршего совета по культуре весьма мудрым и своевременным. Ведь вопрос взаимоотношений между Церковью и культурой сегодня стоит весьма остро.

Многие из нас помнят то время, когда между Церковью и культурой была возведена глухая стена, когда людям внушали, что культура и искусство служат прогрессу, а Церковь – отстойник для неудачников и старушек, “ищущих утешения в религии”.

Сегодня мы, как кажется, достаточно далеко ушли от этого. Но стена до конца еще не разрушена, рецидивы старой болезни время от времени дают о себе знать, и та мутная идеология, на которой было построено противопоставление между Церковью и культурой в советское время, до конца еще не изжита.

Сегодня некоторые задают вопрос: сможет ли Церковь сохранить те культурные ценности, те древние иконы и предметы церковной утвари, которые хранятся в музеях?

Отвечу вопросом: а почему не сможет? Разве не Церковь создала эти ценности? Разве не она на протяжении веков была их бережной хранительницей? Разве не для нее они создавались, а для музеев и хранилищ?

Храм должен быть храмом, а не музеем. Место иконе – не в музее, а в действующем храме. Место евхаристической чаше или дискосу – на престоле, а не на стенде под стеклом.

Это не значит, что древние храмы, представляющие собой архитектурные памятники, не могут одновременно выполнять функции музеев, и что иконы, находясь в храме-музее, не могут пребывать под охраной.

Владимирская икона Божией Матери размещена в храме святителя Николая в Толмачах, но при этом сам Никольский храм является частью музейного комплекса Третьяковской галереи, и икона находится под круглосуточным наблюдением специалистов. Так что положительные примеры взаимодействия между Церковью и музейными работниками есть. Но таких примеров должно быть гораздо больше.

Важно, чтобы Церковь и музейные работники вместе решали проблему сохранения церковных ценностей. Обмен открытыми письмами и взаимными обвинениями вряд ли способствует эффективному решению этой проблемы. Более конструктивный подход выразился бы в прямом диалоге между Церковью и музейными работниками. Такой диалог может осуществляться в рамках Патриаршего совета по культуре.

– Очевидно, что тема взаимоотношений между религией и культурой не исчерпывается вопросом церковных ценностей. В каких еще направлениях будет работать совет?

– Отнюдь не исчерпывается. Сегодня открывается широкое поле для взаимодействия между Церковью и музыкантами, живописцами, писателями, поэтами, архитекторами, актерами и режиссерами. Мир культуры и искусства открыт для Церкви и ищет ее внимания и участия. Прямой диалог с представителями этого мира, возможность для них общаться с патриархом, обсуждать с ним совместные проекты – все это станет реальностью в рамках Патриаршего совета по культуре.

Мне представляется, что в рамках Патриаршего совета по культуре будет существовать несколько самостоятельных направлений, и будет обсуждаться достаточно широкий круг тем. В частности, тема реставрации памятников церковной архитектуры, а также икон и произведений прикладного искусства, по-видимому, займет существенное место в повестке дня новосозданного совета.

Совет сможет уделять внимание таким областям культуры, как литература и поэзия, живопись и прикладное искусство, архитектура (культовая и светская), кино и телевидение. В каждой из этих областей есть свои проблемы, и везде участие Церкви может принести ощутимую пользу.

Одним из весьма важных направлений мне представляется участие Церкви в музыкальной жизни стран постсоветского пространства. От разовых совместных мероприятий, таких как фестивали или отдельные концерты, мы должны перейти к систематическому планированию подобных мероприятий. Церковь должна способствовать популяризации тех музыкальных произведений, которые несут в себе положительный духовно-нравственный заряд, уделяя особое внимание отечественной музыкальной традиции, поддерживать труд молодых композиторов и исполнителей.

Помимо духовной культуры, совет будет уделять внимание и физической культуре.

Одним из направлений деятельности совета, очевидно, станет сотрудничество между Церковью и миром спорта. Такое сотрудничество приобретает сегодня особую актуальность.

– До сих пор в Русской церкви не было “Патриарших советов”. Почему именно предстоятель возглавил эту новую структуру? И как будет формироваться состав совета по культуре?

– Вполне логично, что совет будет возглавляться патриархом, поскольку любой иной уровень сегодня не соответствовал бы масштабу задач, стоящих перед Церковью в ее диалоге с миром культуры.

Состав совета будет утвержден на следующем заседании Священного Синода. Очевидно, в совет войдут представители творческих профессий, а также те церковные деятели, которые тем или иным образом связаны с миром культуры.

Секретарем совета назначен архимандрит Тихон (Шевкунов), по первому своему образованию кинорежиссер.

– Что бы Вы ответили тем, у кого зародится подозрение, что Церковь, создавая Патриарший совет по культуре, стремится взять культуру под контроль, выполнять функции цензора или идеолога?

– Речь не идет о контроле или цензуре. Речь идет о конструктивном взаимодействии между Церковью и теми представителями мира культуры, которые сами этого пожелают.

Церковь никому никогда ничего не навязывает – Церковь лишь предлагает свое участие и помощь тем, кто этого хочет.

У Церкви нет своей “идеологии”, если не считать идеологией то, что она призвана спасать людей, делать их жизнь лучше, чище и светлей. А это невозможно без прочного духовно-нравственного стержня.

Культура не нейтральна в духовном и нравственном отношении. Она может нести как положительный, так и отрицательный нравственный заряд, может действовать созидающе, а может разрушать. Если в развитии культурной жизни страны не будет принимать участие Церковь, культура рискует превратиться в антикультуру, как это многократно имело место в прошлом.

Мы должны избежать ошибок прошлого и окончательно разрушить ту стену между Церковью и культурой, которая была создана в советское время.

В то же время, мы должны создать такую модель взаимоотношений между Церковью и культурой, которая никоим образом не сковывала бы развитие культуры, но, напротив, создавала бы дополнительный потенциал для ее всестороннего развития и процветания.

Источник: РИА Новости

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион (Алфеев) представит в Москве книгу «Агнец Божий»

Митрополит ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию

Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть»

О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор

Митрополит Иларион назвал условия признания подлинности останков царской семьи

Церковь будет заново формулировать свою позицию после обнародования результатов новых экспертиз

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: