Митрополит Иларион: Фундаментализм и экстремизм как чума, как эпидемия перекидываются из одной страны в другую

17 июля. ПРАВМИР. 16 июля 2014 года в Большом зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прошло заседание российско-китайского круглого стола «Созидательная и миротворческая роль религии в современном обществе. Противодействие экстремизму и терроризму».
Митрополит Иларион: Фундаментализм и экстремизм как чума, как эпидемия перекидываются из одной страны в другую

На заседании круглого стола выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, – сообщает Служба коммуникации ОВЦС:

“Уважаемый господин Ван Цзоань!

Уважаемые участники нашего заседания!

Я сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично с пожеланием помощи Божией в наших трудах. Мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить тему «Созидательная и миротворческая роль религии в современном обществе. Противодействие экстремизму и терроризму». Наше мероприятие проходит в рамках визита в Россию по приглашению Русской Православной Церкви делегации Государственного управления КНР по делам религии, которую возглавляет начальник Госуправления господин Ван Цзоань.

У нас активно развиваются отношения с Китаем в религиозной сфере, свидетельством чему стал состоявшийся в прошлом году исторический визит в Китай Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Впервые в истории нога Московского Патриарха вступила на китайскую землю. Также связи со своими единоверцами в Китае развивают российские мусульмане и буддисты.

Сегодня мировое сообщество сталкивается с серьезными угрозами распространения радикализма и экстремизма под националистическими и религиозными лозунгами. Трагические события последних лет в ряде стран мира заставляют нас искать пути преодоления конфликтов. Поэтому особое значение приобретает диалог между народами, религиями и культурами. Необходим правильно выстроенный баланс межцивилизационных отношений. Только мирный и взаимоуважительный диалог может служить гарантом глобальной безопасности мирового сообщества.

Недавние террористические акты в Китае – в Синьцзяне и Куньмине – потрясли мир. Всплеск террористической активности в Китае, как не без основания считают многие, связан с поддержкой экстремистским группам, оказываемой из-за рубежа.

Мы видим, что там, где радикалы обретают влияние, религиозные меньшинства подвергаются не только дискриминации и притеснениям, но и, зачастую, полномасштабным гонениям. Фундаментализм и экстремизм как чума, как эпидемия перекидываются из одной страны в другую. В результате экспорта экстремизма под религиозными лозунгами нарушается веками складывавшийся баланс межрелигиозных отношений, насаждается идеология ненависти к представителям других религиозных взглядов.

Мы, христиане, сталкиваемся с этим на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где развернуты гонения против христиан. В Сирии уже на протяжении нескольких лет идет кровопролитная война, усугубляемая интервенцией международных террористических группировок. Движимые ненавистью экстремисты совершают массовые убийства христиан в Сирии, поджоги церквей изощренные надругательства над христианскими святынями, а также над святынями других религиозных конфессий. Ни в чем не повинные люди, в том числе женщины и дети, изгоняются из своих домов и подвергаются насилию. Число погибших в ходе военного противостояния в Сирии исчисляется сотнями тысяч, а число беженцев – миллионами. От военных действий, от разгула экстремизма страдают не только христиане – страдают все без исключения представители религиозных конфессий. Трагическая ситуация складывается в Ираке, где экстремисты сегодня захватывают власть в одном городе за другим.  Десятки тысяч христиан в Ираке покинули Мосул и его окрестности, похищены две монахини и трое детей вместе с ними, а в целом с 2003 года Ирак покинуло более трех четвертей от числа христиан, которые жили в этой стране. Плачевная ситуация наблюдается в Ливии, где и без того малочисленная христианская община сократилась в разы, а оставшиеся подвергаются гонениям. В Египте христиане-копты пережили в 2013 году волну сильнейшей агрессии со стороны радикалов и до сих пор не могут чувствовать себя в безопасности.

Уже невозможно говорить о дискриминации религиозных меньшинств как о каких-то отдельных, локальных инцидентах: налицо устойчивая тенденция в ряде регионов мира. Опасаясь преследований, христиане вынуждены массово уезжать с Ближнего Востока. Масштабы этого исхода поистине катастрофические. Как я уже отмечал, от действий фундаменталистов страдают не только христиане, но и мусульмане и представители других религиозных традиций.

Мы регулярно включаем тематику положения ближневосточных христиан в повестку международных мероприятий и встреч с религиозными и политическими деятелями. Наша Церковь по мере возможностей оказывает ближневосточным христианам моральную и материальную поддержку.

В чем же проблема насилия и террористических актов, которые приписываются верующим людям? Насколько такое поведение совместимо с религиозными убеждениями верующего человека? Я бы предложил поговорить сегодня об этом. Какова роль религиозного сообщества в разрешении подобных ситуаций, в достижении мира и предотвращении проявлений экстремизма и сепаратизма? Христиане и мусульмане, как и представители других религиозных традиций способны к мирному сосуществованию. Это доказывает многовековой опыт совместного проживания представителей обеих религиозных традиций в России, в Китае, в целом ряде других стран, в том числе, конечно, и на Ближнем Востоке, где этот баланс был нарушен, прежде всего, из-за внешнего вмешательства.

Девяностые и 2000-е годы в значительной степени были наполнены конфликтами на постсоветском пространстве. Религиозные деятели в этих конфликтах всегда играли миротворческую роль. Достаточно вспомнить конфликт в Нагорном Карабахе и те усилия, которые предпринимались для его урегулирования ныне покойным Святейшим Патриархом Алексием II и его ближайшим помощником митрополитом Кириллом – нынешним Святейшим Патриархом, Армянскими Патриархами Вазгеном, Гарегином I и Гарегином II и главой Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. Трёхсторонние переговоры, которые регулярно проводились в эти годы, привели к конкретным результатам: обмену пленными и к длительной приостановке военного конфликта. И то, что сейчас в этом регионе, где ряд политических проблем еще остается нерешенным, нет войны, – в значительной степени заслуга религиозных лидеров.

Я полагаю, что российский опыт будет интересен нашим китайским друзьям”.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Исламский экстремист убил коптского священника в Каире

Трагедия в Каире произошла на фоне угроз в адрес Коптской Церкви со стороны исламистов

Митрополит Иларион (Алфеев) представит в Москве книгу «Агнец Божий»

Митрополит ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: