Митрополит Иларион: Одно из главных событий 2012 года для Церкви – исторический визит патриарха Кирилла в Польшу

Подводя итоги уходящего года, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион заявил в интервью “Интерфакс-Религия”, какое событие в жизни Церкви он считает одним из главных, рассказал о запланированных на 2013 год поездках патриарха Кирилла, о задачах новой межведомственной рабочей группы по преподаванию теологии в вузах.

– Ваше Высокопреосвященство, какое событие в жизни Церкви в 2012 году Вы считаете самым резонансным, значимым и заметным?

– Может быть, мой ответ Вас удивит, но я считаю самым значимым событием в жизни Церкви не выступление богохульниц в храме Христа Спасителя и не другие якобы “резонансные” события, о которых столько говорили и писали в СМИ. Думаю, было много событий подлинно исторической значимости, которые были обойдены вниманием прессы.

Одним из них стал состоявшийся в августе 2012 года визит Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу. Историческим он был уже в силу того обстоятельства, что стал первым в истории визитом предстоятеля Русской православной церкви в эту страну. Кроме того, посещая Польшу, Святейший патриарх впервые после своего избрания побывал в стране с преобладающим католическим населением. Понятно поэтому, что встречи с руководством Римско-Католической церкви в Польше имели особое значение.

Центральным событием этих встреч стало подписание 17 августа Святейшим патриархом Кириллом и председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом “Совместного послания народам России и Польши”, призывающего к уврачеванию исторической памяти и примирению двух братских народов. Огромное значение этого послания в том, что оно исходит от двух Церквей, на протяжении веков формировавших национальную идентичность и культуру российского и польского народов. В ходе визита обеими сторонами неоднократно подчеркивалось, что без примирения и сближения между Церквами невозможно достичь примирения между народами, познавшими в прошлом взаимное недоверие и вражду. Таким образом, принятие совместного послания – это важный шаг на пути к преодолению политических и межнациональных разногласий и установлению прочного мира.

Этот документ получил единодушное одобрение со стороны польского католического епископата и Священного Синода Русской православной церкви, а также вызвал широкий международный резонанс. Высокую оценку совместному посланию дали Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва, папа Римский Бенедикт XVI и другие иерархи Римско-Католической церкви.

9 сентября 2012 года совместное послание было зачитано во всех католических храмах Польши. В тот же день оно было оглашено за Божественной литургией, совершенной Святейшим патриархом в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве. Текст послания был распространен церковными средствами массовой информации, а его оглашение в храме Христа Спасителя получило широкое освещение в российских и зарубежных СМИ.

Священный Синод Русской православной церкви на заседании 4 октября отметил особое историческое значение этого события, заложившего основу для диалога и соработничества между народами России и Польши, а также для взаимодействия Русской православной церкви и Римско-Католической церкви в Польше в области защиты традиционных христианских ценностей на европейском континенте.

– Расскажите, пожалуйста, о поездках патриарха Кирилла, которые запланированы на 2013 год.

– В начале июня патриарх планирует посетить Грецию. Визит в пределы Элладской православной церкви станет ответом на посещение России в 2012 году архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. В ходе этой поездки предстоятель собирается совершить и паломническое посещение Cвятой горы Афон.

Продолжатся поездки Святейшего патриарха в епархии Русской православной церкви, в том числе расположенные за пределами России, а также в самоуправляемые Церкви в составе Московского патриархата. Многие страны, входящие в его каноническую территорию, предстоятель уже посетил, но после избрания на патриарший престол еще не был, например, в Прибалтике. В конце июня Святейший патриарх намерен посетить Эстонию, где верующие самоуправляемой Эстонской апостольской церкви Московского патриархата давно уже с нетерпением ожидают своего первосвятителя.

По сложившейся уже традиции предстоятель нашей Церкви отметит день памяти святого равноапостольного князя Владимира в Киеве, у колыбели Крещения Руси.

Имеются планы и других поездок, но их даты пока еще подлежат уточнению.

– Владыка, Вы неоднократно обращали внимание международного сообщества на проблемы христианского населения в Сирии. Меняется ли ситуация к лучшему? Сколько сегодня в стране христиан?

– Христиан в Сирии около десяти процентов: среди них – православные, греко-католики (мелхиты), марониты, сиро-яковиты, армяне, ассирийцы, есть некоторое число протестантов. С началом антиправительственных выступлений в Сирии положение христиан в стране резко ухудшилось. Следует признать, что среди так называемых “борцов за демократические преобразования”, получающих финансовую подпитку от стран Запада, немало религиозных экстремистов, которые выступают за полное изгнание христиан с Ближнего Востока. В тех городах и регионах, где радикальные исламисты берут контроль, христиане подвергаются жесточайшим преследованиям и физическому истреблению.

С началом беспорядков участились случаи похищения христиан с целью получения выкупа, как правило, весьма крупного. Происходили нападения на христианские храмы, было убито несколько священников. Христиан изгоняют из своих домов, их принуждают к массовому исходу из тех земель, где они жили на протяжении столетий, им отрезают головы.

И все это происходит при одобрении западных политиков и средств массовой информации. К сожалению, крупнейшие западные СМИ чаще всего выступают на стороне повстанцев, представляя их героями, борющимися с ненавистным тираном, при этом закрывая глаза на гонения, которым подвергаются христиане и другие религиозные меньшинства в Сирии. Русская православная церковь неоднократно заявляла о своей солидарности с гонимыми братьями и сестрами. И она всегда будет возвышать свой голос в их защиту.

– На последнем заседании Священного Синода была создана межведомственная рабочая группа по преподаванию теологии в вузах. Вы ее возглавили. В чем основная задача этой рабочей группы и с какой целью она была создана?

– Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах была создана решением Священного Синода по итогам состоявшегося 28-29 ноября патриаршего совещания “Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества”. В своем выступлении на совещании Святейший патриарх подвел итоги развития теологического образования за последние годы, указал на существующие проблемы и обозначил пути их решения. Предложение по созданию соответствующей межведомственной координационной группы было выдвинуто участниками совещания и вошло в его итоговый документ. Главная ее задача именно координационная. Преподавание теологи у нас имеет разные организационно-правовые формы: это традиционные духовные школы, вновь созданные высшие православные учебные заведения – университеты, институты, а также теологические подразделения государственных вузов – кафедры, отделения, факультеты. Однако содержание преподавание везде одно и то же, и это содержание находится в сфере ответственности Церкви.

Наша задача в том, чтобы обеспечить согласование и взаимную поддержку деятельности всех теологических образовательных структур, наладить обмен опытом, учебными и методическими материалами, возможно, и преподавателями. В конечном счете, это должна быть единая система, о чем говорил на совещании Святейший патриарх. Для создания такой системы необходимо, чтобы к делу поддержания и развития теологического образования подключились епархиальные церковные структуры в тех городах, где существуют учебно-богословские подразделения.

Другое направление деятельности межведомственной координационной группы связано с развитием церковно-государственного и церковно-общественного партнерства в сфере теологического образования. Здесь несколько проблем. Первая – это непроясненность в нашем обществе понятия о светскости государства и светском характере образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве. Мы настаиваем на том, что светскость не означает антирелигиозность, а потому религия может и должна присутствовать в общественном пространстве, отвечая на потребности и запросы многих членов общества. Это касается и системы образования. Однако не все представители государства и общества разделяют это понимание. Необходима открытая и аргументированная общественная дискуссия.

Вторая проблема – это неразвитость нормативной базы. Сейчас и в светских по своему организационно-правовому статусу вузах, и во многих церковных школах преподавание богословия ведется по общему государственному стандарту, что позволяет выпускникам иметь диплом общего образца. В то же время “теология” до сих пор не внесена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации, а значит, теологические научные степени государством не признаются, за исключением полученных в некоторых зарубежных вузах. Например, моя докторская степень, полученная в Оксфордском университете, сегодня автоматически признается российским государством, а вот отечественная кандидатская степень по богословию, полученная в Московской духовной академии, не признается. И дипломы других духовных школ не признаются государством, так что, по сути, вся система духовного образования у нас по-прежнему находится в искусственно созданном гетто, несмотря на наличие признанного государством стандарта. Мы должны совместными усилиями двигаться к решению этой проблемы, затрудняющей развитие и богословской науки, и образования.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион (Алфеев) представит в Москве книгу «Агнец Божий»

Митрополит ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию

Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть»

О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор

Митрополит Иларион назвал условия признания подлинности останков царской семьи

Церковь будет заново формулировать свою позицию после обнародования результатов новых экспертиз

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: