Митрополит Иларион: Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама

Вечером 28 марта 2014 года, в пятницу четвертой седмицы Великого поста и пятую годовщину со дня назначения настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в этом храме Литургию Преждеосвященных Даров. За богослужением архипастырю сослужили клирики прихода.
Митрополит Иларион: Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама

По завершении литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Мы слышали сегодня в чтениях из Ветхого Завета, из Книги Бытия, рассказ о том, как Господь призвал Авраама и сказал, что он должен оставить землю, в которой вырос и прожил всю жизнь, взять все свое семейство (детей, многочисленных родственников), имущество и скот и отправиться в некую неведомую землю, которую Господь ему укажет. На тот момент Аврааму было 75 лет и, хотя в те времена люди жили дольше, чем сейчас − по семьсот-восемьсот или девятьсот лет, − если судить по повествованиям Книги Бытия, старели они так же быстро, как  и мы с вами, только старость их длилась гораздо дольше, чем сейчас. Поэтому 75 лет, даже по тем стандартам, − это была не пора молодости, а тот возраст, когда сложно уже начинать какое-то новое дело, тем более, бросать свою землю и отправляться в неизвестный поход в какую-то непонятную землю, которая даже не была названа Богом и о которой, наверное, Авраам имел представление самое смутное.

Тем не менее, Авраам, не раздумывая, отправился в это путешествие, потому что знал: если Господь говорит сделать это, значит, так надо. Об этом говорит апостол Павел в Послании к евреям: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11. 8). Он действительно не ведал, куда идет, но знал, Чей голос призывает его идти в ту землю − голос Божий. Так как Авраам был человеком глубоко верующим, для которого зов Божий был основной движущей силой, он и пошел, не раздумывая. Авраам знал, что если Господь его куда-то ведет, значит, приведет его туда, куда надо.

Мы с вами часто слышим в проповедях, читаем в религиозной литературе о том, что Господь призывает нас в Царствие Небесное, что весь наш жизненный путь является путем туда. Только никто из нас не знает, что это за Царствие Небесное, никому из нас не известно, как мы в нем будем жить, если туда попадем, и кого там встретим. Конечно, есть творения и толкования богословов, которые говорят нам, что в Царствии Небесном всем будет хорошо, а те, кто на этой земле не угодил Господу, Царствие Небесное не попадут и им будет очень плохо.

Все это мы знаем из книг, из учения церковного, но никто из нас там не побывал. Поэтому когда Господь призывает нас идти в обетованную землю, мы прежде всего бываем движимы доверием к Богу, потому что знаем, что если Господь призывает нас в Царствие Небесное, значит, там будет хорошо – не потому, что оно само по себе такое прекрасное, а потому что Господь призывает нас к Себе. И, как говорил святитель Григорий Нисский, если в этой жизни у людей наслаждения распределяются по различным предметам (один наслаждается тем, другой − другим, а иной раз человек наслаждается очень многими разными вещами), то в Царствии Небесном источником сладости, наслаждения, радости, утешения будет Сам Господь. В этом и заключается блаженство Царствия Небесного: люди, которые здесь, на земле, ищут Бога, там обретут Его; те, что еще здесь обрели Бога, там, в Царствии Небесном, соединятся с Ним; те же, кто уже в нынешней жизни соединились с Богом, там соединятся с Ним еще полнее; и те, которые причастились Бога здесь, в этой жизни, будут истее причащатися в невечернем дни Царствия Божия.

На этих вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров, которые установлены Святой Церковью для нашего утешения в Великом посту, мы возносим вечерние молитвы, но взираем духовным взором на этот невечерний день Царствия Божия, где не заходит солнце, где оно всегда светит ярко; солнцем этим является Сам наш Господь.

Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама, и Авраам оставил все, не зная, куда идет, потому что так захотел Бог. Мы следуем за Господом, потому что Он зовет нас в неизвестную нам землю, но верим, что в Царствии Небесном, где, как Он Сам сказал нам, обителей много, найдется обитель для каждого из нас, и не только для нас, но и для наших близких, для всех тех, кого мы держим в своем сердце. Ведь каждый из нас здесь, на земле, живет в окружении людей, которые нам близки и дороги, которых мы любим, о которых беспокоимся, когда они долго отсутствуют, о которых переживаем, когда они страдают, с которыми радуемся и разделяем свою жизнь, и если бы нам  кто-то сказал, что в той обетованной земле для нас место будет, а для наших близких и родных места не останется, наверное, мы не захотели бы оказаться в такой обетованной земле, наверное, мы бы не испытывали там счастья, если б знали, что наши близкие лишены этого блаженства, этого света вечно сияющего Солнца. Как Авраам, который не просто сам пошел в землю обетованную, но взял с собой всех, кого Господь ему послал (жен, сродников, рабов, скот и все свое имущество), так и мы, отправляясь в это духовное путешествие, стараемся взять с собой всех, кто нам дорог.

Мы не можем взять с собой материальное имущество, но можем взять близких и дорогих нам людей. И когда люди удостаиваются Царствия Божия, то каждый из них за собой тянет еще целую цепочку других людей, связанных с ним, в хорошем смысле этих слов, круговой порукой. Такой круговой порукой связаны все члены Церкви, и мы знаем, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Мы хотели бы перейти в Царствие Божие всей нашей церковной общиной, но молимся и о том, чтобы Господь отворил врата Царствия Божия и для тех, кто пока еще находится вне Церкви, чтобы по возможности это произошло здесь, в этой земной жизни. Ради этого мы трудимся, несем труды апостольские и миссионерские. Ради этого каждый из нас проповедует доступными нам способами Христа тем людям, которые нам дороги и которые способны нас услышать.

В молитве нашей мы обращаемся к Господу и просим Его о мире всему миру, о благостоянии святых Божиих Церквей, о единомыслии людей, о том, чтобы на этой земле все люди и народы жили в мире и согласии и о том, чтобы все человечество, которое предназначено Богом ко спасению, перешло в свой срок из этой земной жизни в Царствие Небесное. Аминь».

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Митрополит Иларион (Алфеев) представит в Москве книгу «Агнец Божий»

Митрополит ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию

Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть»

О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор

Митрополит Иларион назвал условия признания подлинности останков царской семьи

Церковь будет заново формулировать свою позицию после обнародования результатов новых экспертиз

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!