Митрополит Иларион: В намеченные сроки Всеправославный Собор может состояться только в нарушение его регламента

Сегодня в Москве состоялся брифинг по итогам экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, созванного в связи с подготовкой к Всеправославному Собору. Об итогах заседания Синода рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Публикуем стенограмму брифинга.


Митрополит Иларион: В последнее время главным вопросом на повестке дня Священного Синода Русской Православной Церкви был Всеправославный Собор, намеченный на острове Крит на 18-26 июня сего года.

На протяжении 55 лет Русская Православная Церковь активно участвовала в подготовке Всеправославного Собора. Еще в 60-е годы, когда был создан обширный каталог тем для обсуждения на Всеправославном Соборе, Русская Православная Церковь все эти темы отработала.

Подготовка велась на протяжении всего этого времени, но с большими перерывами, поэтому нельзя, конечно, говорить о том, что все 55 лет Православные Церкви готовили Всеправославный Собор – перерывы иногда были очень большие, десять и более лет. Подготовка к Собору интенсифицировалась в последние несколько лет, и в январе этого года на заседании собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей было принято решение о проведении Всеправославного Собора на острове Крит в указанные числа.

Но Антиохийская Православная Церковь не подписала это решение. Таким образом, это решение не было бы всеправославным до тех пор, пока бы Антиохийская Церковь его не подписала. Тем не менее, была надежда на то, что это решение будет подписано.

В последнее время в Поместных Православных Церквах очень усилилась критика в адрес Всеправославного Собора, отдельных его документов, а также процесса подготовки. В нашей Церкви критика звучала из уст мирян, отдельных представителей духовенства, епископата.

Мы внимательно реагировали на эту критику, мы старались отделять пшеницу от плевел, потому что была критика конструктивная, а была разного рода демагогия и спекуляции. Мы разъясняли тематику документов, которые готовятся, а самое главное, что документы были опубликованы по настоянию нашей Церкви, и все желающие имели возможность их обсудить и высказать свои замечания.

По итогам этого обсуждения на предыдущем заседании Синода были приняты поправки к двум документам, которые готовились в предсоборном процессе. На том же заседании мы отреагировали на новость, которая тогда поступила, об отказе Болгарской Православной Церкви участвовать в Соборе.

Мы с самого начала предсоборного процесса, с 1961 года настаивали на том, что все решения на Всеправославном Соборе должны приниматься консенсусом, то есть единогласно. Мы всегда говорили о том, что консенсус означает участие во Всеправославном Соборе всех общепризнанных автокефальных Поместных Православных Церквей. Значит, если хотя бы одна Церковь отсутствует, уже, с нашей точки зрения, консенсуса нет.

Когда Болгарская Церковь объявила о своем неучастии в Соборе, мы собрали экстренное заседание Священного Синода, на котором приняли решение обратиться к Вселенскому Патриарху Варфоломею с предложением провести в эти числа с 10 июня предсоборное всеправославное совещание, для того чтобы решить накопившиеся проблемы, и для того чтобы все Православные Церкви могли принять в Соборе участие.

К сожалению, наше предложение не было принято. Было сказано о том, что не хватает уже времени для проведения всеправославного совещания. И в последние дни еще две Церкви официально отказались от участия в Соборе – Антиохийская и Грузинская. А Сербская Православная Церковь выразила мнение о необходимости переноса сроков Собора. В этой ситуации возникла необходимость снова созвать заседание Священного Синода, для того чтобы принять окончательное решение, ехать нам или не ехать на Всеправославный Собор.

Сегодня мы эту ситуацию обсудили и приняли решение о том, что в случае неучастия упомянутых Церквей мы не сможем участвовать во Всеправославном Соборе, потому что Собор этот в таком случае не будет всеправославным, консенсус на нем не может быть достигнут ни по одному из вопросов, а следовательно, единственным решением является перенос сроков этого Собора. С этим предложением мы и обратимся к Патриарху Константинопольскому Варфоломею.

В регламенте Всеправославного Собора говорится о том, что Константинопольский Патриарх созывает его с согласия всех Поместных Православных Церквей. Этого согласия не было на синаксисе, состоявшемся в январе, потому что его решение не подписала тогда Антиохийская Церковь, нет его и сейчас после отказа трех Церквей от участия в Соборе.

Следовательно, если всё-таки этот Собор будет созван, это произойдет в нарушение его регламента, поскольку он должен созываться с согласия всех Поместных Православных Церквей. Поэтому мы будем обращаться с этой просьбой, с этим предложением к Константинопольскому Патриарху – чтобы провести Всеправославный Собор в другие сроки, а время, которое появится в результате этого решения, употребить на то, чтобы решить накопившиеся проблемы и достойно подготовить Всеправославный Собор.

Те Церкви, которые отказались от участия в Соборе, представили свою аргументацию. Она отражена в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви, которое будет в ближайшие минуты опубликовано.

Анна Уткина, «Православие и мир»: Какие проблемы вселенского православия проявились в очевидных нестроениях при подготовке Собора?

– Прежде всего, то, что у ряда Поместных Церквей есть проблемы во взаимоотношениях с другими Церквами. Как известно, Антиохийский Патриархат прервал общение с Иерусалимским Патриархатом из-за ссоры вокруг церковной юрисдикции над Катаром и над Аравийским полуостровом в целом.

Сербская Православная Церковь в своем заявлении отметила неурегулированные проблемы во взаимоотношениях с Румынской Православной Церковью, которая создала на канонической территории Сербской Православной Церкви свою епархию. Такие проблемы существуют и у нас, поскольку Румынская Церковь создала свою юрисдикцию на территории Молдовы, которая входит в каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Имеются неурегулированные проблемы в Эстонии, где в 1996 году Константинопольский Патриархат создал параллельную юрисдикцию.

Грузинская Церковь указала на целый ряд проблем, в том числе на проблему диптихов. Она связана с тем, что Грузинская Церковь, по нашему мнению и по мнению Грузинской Церкви, должна занимать шестое место в порядке следования Поместных Православных Церквей. В Константинополе эту Церковь ставят на девятое место.

Есть также проблема отсутствия на Всеправославном Соборе Православной Церкви в Америке, поскольку ее автокефалия не является общепризнанной.

Мы готовы были ради общецерковного мира и единства закрыть глаза на некоторые из этих существующих проблем, и мы до последнего момента готовились к участию во Всеправославном Соборе.

Мы на Архиерейском Соборе приняли решение о том, что будем участвовать, мы сформировали состав делегации, и только после того, как стали поступать новости из Поместных Православных Церквей о том, что они не будут участвовать в Соборе – сначала из Болгарской, потом из Антиохийской, потом из Грузинской, и также из Сербской Церкви предложение о переносе, только после этого мы поняли, что мы должны сам вопрос о нашем участии в Соборе поставить и решить на Синоде. Сегодня этот вопрос был решен.

Корреспондент “КП”: А если Константинопольский Патриарх не прислушается к вашему мнению?

– Тогда мы будем, наверное, снова собираться и решать, что нам делать дальше.

Анна Уткина, «Православие и мир»: Какие уроки могут извлечь рядовые клирики и миряне из ситуации, которая сложилась вокруг подготовки к Собору?

– Думаю, что ситуация, которая сложилась, не катастрофическая. Считаю, что это штатная ситуация. Мы действительно все вместе готовили Всеправославный Собор, и мы не смогли его подготовить так, чтобы все Церкви были удовлетворены. Думаю, что мы должны извлечь из этого уроки и понять, что голоса Церквей нельзя игнорировать.

Если Церковь выражает чем-то озабоченность, эту озабоченность надо решать. Если Церковь предлагает какие-то поправки в документы, надо внимательно относиться к этим поправкам. Думаю, что в значительной степени создавшаяся ситуация связана с тем, что проблемы, о которых в предсоборном процессе Церкви говорили вполне открыто, замалчивались или откладывались на будущее.

Например, Антиохийская Церковь не захотела, чтобы обсуждение проблемы Катара было перенесено на послесоборный период, и заявила, что Собор должен быть выражением общецерковного единства.

Единство Церкви выражается в совместном служении и евхаристии. Если одна из Церквей не может участвовать в совместном служении и евхаристии, значит, это та чрезвычайная ситуация, которую нужно решить до созыва Собора. Таких ситуаций обнаружилось несколько. Поскольку они остаются нерешенными, то Церкви одна за другой начинают отказываться от участия в Соборе.

Мы, конечно, не могли просто на всё это спокойно взирать, как некоторые сейчас говорят: «Ну, отказались, это их проблемы, пускай они не участвуют, а мы всё равно соберемся, проведем Собор тем наличным составом, который там будет, примем решения, и они станут для всех обязательными». Так не бывает. Во Всеправославном соборе должны участвовать все Церкви, и только в этом случае решения Собора будут легитимными.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Почему Собор на Крите не стал всеправославным?

Как представители Русской Церкви оценивают статус собрания, которое пройдет с участием 10 из 14 общепризнанных Православных…

В Москве пройдет круглый стол «Почему Собор на Крите не стал Всеправославным?»

Собор на Крите, готовившийся более пятидесяти лет, начинает работу 16 июня в Православной академии Крита в…

Сербская Церковь примет участие во Всеправославном Соборе

Такое заявление в среду утром на Крите сделал представитель Сербской Церкви Черногорский митрополит Амфилохий