Митрополит Иларион: Выпады униатов против России и Русской Церкви не содействуют диалогу между нашими Церквами

Во время трагических событий на Украине Украинская греко-католическая церковь неоднократно выступала с резкой критикой в адрес России и Московского патриархата. Своей оценкой этих шагов в интервью "Интерфакс-Религия" поделился глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.
Митрополит Иларион: Выпады униатов против России и Русской Церкви не содействуют диалогу между нашими Церквами

– 2-5 июня в Минске проходил IV Европейский православно-католический форум. В своем выступлении на форуме Вы подвергли достаточно жесткой критике действия Украинской греко-католической церкви в ходе последних событий на Украине. В чем, по Вашему мнению, заключается неприемлемость этих действий?

– Если говорить кратко, в слишком сильной политической ангажированности УГКЦ, а также в националистических выступлениях ее духовенства и верующих.

УГКЦ не только с самого начала поддержала протесты Евромайдана, но в лице своих верующих и даже клириков приняла самое непосредственное участие в них. Ни для кого не секрет, что основной движущей силой событий в Киеве стали выходцы из западных областей Украины, где проживает основная масса греко-католиков. Еще в декабре 2013 года в интервью радостанции “Свобода” греко-католический епископ для Франции и стран Бенилюкса Борис Гудзяк прямо заявил, что “ежедневно до половины людей на Майдане – члены нашей Церкви”.

В условиях социальной напряженности духовенство УГКЦ вместо того, чтобы призывать к примирению и политическому диалогу, побуждало протестующих к радикальным действиям. Так, в декабре прошлого года клирик Коломийско-Черновицкой епархии УГКЦ священник Михаил Арсенич и капеллан ВО “Трезуб” имени Степана Бандеры священник Петр Бурака выступали с призывом брать в руки оружие и расправляться с “врагами” Украины.

После январских событий руководство Украинской греко-католической церкви стало открыто обвинять российское государство во всех бедах, происходящих на Украине. При этом Россия в выступлениях некоторых греко-католических иерархов представала в по-настоящему демоническом образе. В начале апреля архиепископ Перемышльско-Варшавский Иван Мартиняк опубликовал видеообращение к пастве, в котором, в частности, заявил: “Мы испытываем нашествие зла, ненависти, лжи на наш народ со стороны империи, которая хочет расколоть и уничтожить наше государство”.

Иерархи УГКЦ отрыто призывают западные страны к жестким действиям против нашей страны. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук совершил с этой целью ряд зарубежных поездок, выступая на разных международных площадках не как христианский пастырь, а скорее как политический деятель. В начале февраля этого года в Вашингтоне вместе с раскольником Филаретом Денисенко глава УГКЦ призвал президента США вмешаться в украинский кризис и помочь Украине в сохранении территориальной целостности. В начале марта архиепископ Святослав Шевчук обратился к католическим иерархам всего мира, а также к председателям Еврокомиссии, Европейского Совета и Европарламента с просьбой проявить солидарность с украинским народом “в это трудное время, когда различные военные силы Российской Федерации, нарушив все договоренности, вторглись на территорию суверенной Украины”. Встречаясь в мае с руководством Канады, архиепископ высказал мнение, что введенные против России санкции являются “недостаточно адекватными”.

Антироссийские высказывания главы УГКЦ зачастую сопровождаются выпадами против Русской православной церкви. В одном из своих интервью архиепископ, раскритиковав “агрессивные шаги Русского мира”, упрекнул Московский патриархат в зависимости от государственной власти и пожелал Русской церкви “вдохнуть полной грудью во всей экклезиологической полноте”, то есть присоединиться к унии и подчиниться папе Римскому.

Упреки эти представляются совершенно необоснованными. Сейчас Русская церковь свободна как никогда, и ее отношения с российским государством, как и с другими государствами, которые входят в сферу ее канонической ответственности, складываются по принципу взаимополезного сотрудничества. Именно исходя из сознания своей пастырской ответственности, священноначалие Русской церкви воздерживалось от однозначных политических оценок происходящего на Украине, а уж тем более от прямого участия в самих событиях, призывая враждующие стороны к диалогу и миру.

– Архиепископ Святослав Шевчук неоднократно заявлял о своем желании выстраивать диалог с Московским патриархатом. Какова позиция Русской церкви по данному вопросу?

– Сразу после избрания архиепископа Святослава Шевчука главой Украинской греко-католической церкви нами были сделаны определенные шаги в сторону установления прямых контактов с руководством этой Церкви. Мною было направлено личное поздравление с избранием новому верховному архиепископу, состоялся обмен письмами.

К сожалению, последующие действия руководства УГКЦ не способствовали росту взаимопонимания и доверия между нашими Церквами. Украинская греко-католическая церковь продолжает добиваться от Рима официального признания за собой статуса патриархата, который она самостоятельно провозгласила в 2002 году. Причем это не просто желание повысить свой статус в рамках Католической церкви. За этим стремлением стоит претензия изначально региональной Церкви, большинство верующих которой проживает в Западной Украине, на общенациональное положение и распространение своей миссии на те регионы Украины, где никогда не было греко-католиков. УГКЦ активно развивает свои епархиальные структуры на востоке и юге Украины. Есть сведения о том, что в этих регионах клирики УГКЦ занимаются откровенным прозелитизмом.

Руководство УГКЦ поддерживает тесные контакты с раскольническим “Киевским патриархатом”. Было несколько случаев, когда греко-католические и раскольнические иерархи участвовали в совместных богослужениях (молебнах, панихидах и т.п.). В феврале этого года архиепископ Святослав Шевчук и глава УПЦ КП совместно посетили Вашингтон, где приняли участие в традиционном молитвенном завтраке, устроенном президентом США. И подобных примеров довольно много.

Диалог между Церквами возможен лишь в том случае, когда стороны уважают канонический порядок и традиции друг друга. Наша Церковь, например, принципиально не вступает в контакт с общинами, отколовшимися от Католической церкви, потому что ценит развитие православно-католических отношений. Руководство же УГКЦ, на словах заявляя о своей заинтересованности в выстраивании диалога с Московским патриархатом, на деле поддерживает раскольников, не только отпавших от канонической Украинской православной церкви, но и занимающих откровенно враждебную по отношению к нашей Церкви позицию.

Все это, надо признаться, не содействует установлению прямых контактов с Украинской греко-католической церковью. А последние события на Украине, в ходе которых греко-католические иерархи позволяли себе антироссийскую риторику и выпады против Русской церкви, сделали возможность таких контактов еще более проблематичной.

– Повлияет ли обострение отношений между православными и греко-католиками на Украине на развитие православно-католического диалога в целом?

– Уния всегда была одним из самых серьезных препятствий в отношениях между Православной и Римско-Католической церквами. Исходя из своей экклезиологической модели и соответствующего представления о путях восстановления христианского единства, Римская церковь на протяжении веков прилагала усилия по обращению православных в католичество. В результате целенаправленной политики прозелитизма среди православного населения таких стран Европы, как Польша и Австро-Венгрия, в XVI-XVII веках возникла так называемая уния, то есть присоединение части православных к Католической церкви на условиях принятия ими католического вероучения, но с сохранением византийского обряда в богослужении. Так появилась и Украинская греко-католическая церковь. Причем ее появление сопровождалось насилием по отношению к тем православным, которые не хотели принимать унию. Униональная политика Рима не только не привела к единству между Церквами, но наоборот, еще больше отдалила Православную церковь от Рима, посеяла недоверие и вражду.

Что-то стало меняться только после II Ватиканского собора (1962-1965), который впервые признал спасительность таинств и духовной жизни в Православной церкви и тем самым дал возможность начать православно-католический богословский диалог. Возрождение структур УГКЦ в конце 1980-х годов, сопровождавшееся насильственным захватом храмов греко-католиками в западных областях Украины и даже кровопролитием, вновь со всей остротой поставило проблему унии.

В 1993 году в Баламанде (Ливан) Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами приняла очень важный документ под названием “Униатизм как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем”, в котором представители Православной церкви и, что еще более важно, Римско-католической церкви согласились, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, поскольку в течение истории способствовала только еще большему разделению между Церквами. Документ признавал право Восточных Католических церквей на существование, но предлагал целый ряд рекомендаций, нацеленных на урегулирование конфликта между православными и греко-католиками. К сожалению, эти рекомендации так и не были реализованы на деле. До сих пор верующие Московского патриархата во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях не имеют достаточно храмов и встречаются с большими сложностями при строительстве новых. При этом, как я уже сказал, сама УГКЦ стремится расширить свою миссию и свои епархиальные структуры на территорию всей Украины.

Мы не раз выражали нашу озабоченность сложившейся ситуацией священноначалию Римско-Католической церкви, однако никаких реальных сдвигов в разрешении проблемы мы не наблюдаем. Несмотря на обострение ситуации с греко-католиками в связи с событиями на Украине, мы будем и дальше развивать наши отношения с Римско-католической церковью на самых разных уровнях. Мы ценим позицию папы Франциска, а также государственного секретаря Святого Престола кардинала Пьетро Паролина, которые в условиях украинского кризиса воздержались от однозначных политических оценок и, как и Русская церковь, не раз обращались с призывом к миру на украинской земле.

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион (Алфеев) представит в Москве книгу «Агнец Божий»

Митрополит ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию

Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть»

О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор

Митрополит Иларион назвал условия признания подлинности останков царской семьи

Церковь будет заново формулировать свою позицию после обнародования результатов новых экспертиз

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: