Митрополит Онуфрий: Молиться Богу – это наше служение миру

Интервью Местоблюстителя Киевской Митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия.

– Ваше Высокопреосвященство, Промыслом Божиим Вы избраны Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры в сложный период новейшей истории нашей Родины. Сложная внутренняя и внешняя общественно-политическая ситуация коснулась каждого из нас. Многие люди находятся в тяжелом душевном состоянии, переживая за политическое, экономическое настоящее и будущее Украины и каждого из нас. Что бы Вы посоветовали украинцам в сегодняшних непростых условиях?

– Мы живем в эпоху скорбей и болезней. Эти времена были предусмотрены святыми Отцами. Конечно, нас очень тревожит и волнует беспорядок, который сегодня царит в стране, однако такие проблемы существуют во многих странах мира. Народ восстает на народ, царство – на царство, везде бедствия, землетрясения, наводнения и т.п. Такие признаки последних времен. Но Господь научил нас реагировать на это, сказав: «Не унывайте, поднимите головы ваши, потому приближается время вашего освобождения». Православный христианин должен с достоинством принять то, что Бог допускает нам теперь пережить. Нам необходимо выдерживать это с мужеством, с молитвой, с надеждой на Бога, на милость Божию.

В таких условиях крайне необходима молитва. Уже сказано множество слов, сейчас люди перегружены информацией, а вот молитвы мира очень не хватает. И поэтому я считаю, что сегодня главная задача нашей Церкви – это молиться Богу, просить у Господа, чтобы Он, посылая испытания, помог нам устоять в этих испытаниях и сохранить человеческое достоинство.

– После избрания Вас Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры задачи Вы для себя определили как главные?

– Избрание прошло настолько быстро и неожиданно, что конкретных задач я сформулировать не успел. Но, повторюсь, по моему глубокому убеждению, главная задача Церкви и каждого из нас – молиться Богу. Это наше служение миру. Церковь является духовной организацией, духовным строем, и она должна выполнять свою духовную миссию среди людей. А духовная миссия осуществляется тогда, когда Церковь учит людей примиряться с Богом. Это примирение человека с Богом происходит через покаяние, через молитву. И если молитва прекратится, то никакие политики, никакие мудрецы не смогут сохранить мир. Он погибнет. Поэтому нужно молиться. Молиться, чтобы мы сами себя и друг друга не уничтожили.

– Вот уже более 20 лет возглавляете многонациональную Черновицкую и Буковинскую епархию УПЦ. Какова роль Православной Церкви в сохранении мира в этом непростом регионе Украины?

– Когда Церковь выполняет свою функцию, то национальных проблем не возникает. Потому что люди – украинцы, русские, румыны, молдаване, любой другой национальности – идут к Церкви, ко Христу.   Если в Церкви Христа подменить другой идеей, то возникают разочарование, беспорядок, церковные расколы… А во Христе все едины, и это действительно так, поскольку исчезают культурные или социальные противоречия. И люди чувствуют не чуждым, а братьями, ведь во Христе нет ни эллина, ни иудея. Этот рецепт в том числе и для настоящего. Это микромодель. А макромодель – Украина – многонациональное государство.

Если же, например, я буду требовать, чтобы кто-то меня уважал, а сам уважать его, только если он примет какие-то мои взгляды, то мы никогда не достигнем единства. Необходимо уважать ближнего с его мировоззрением, с его принципами, это станет фундаментом нашего единства. Если мы хотим сделать кого-то подобным себе, то это надо делать не прибегая к прессингу, силы, а собственным примером, чтобы человек сказал: «Он действительно лучше меня, я хочу быть таким, как он». Вот способ привлечения единомышленников, единоверцев.

Взаимоуважение – основа единства Церкви и единства человеческого общества на земле. Если мы хотим критиковать, нужно сначала обратить эту критику к себе, а не к другому. Потому критика другой – это тоже форма гордыни. Я могу не говорить, что я хороший, но могу сказать, что Иван плохой, Степан не так как надо, и тем самым навести на мысль, что я – лучший. Надо себя покритиковать. Если каждый из нас это сделает, то и уровень взаимной вражды существенно снизится. К этому призывает нас Господь, в этом смысл покаяния. Каясь, человек приближается к Царству Божьему, где царит мир, где нет войны и братоненавистничества.

– Вы родились на Буковине. Каким был Ваш путь к Богу?

– Я с детства был обучен родителями Православной вере и не знаю , что такое быть неверующим. Мой отец – священник. Понятное дело, что мама иногда заставляла меня в детстве ходить в церковь, потому что не всегда было желание, и стоять там трудно, ноги болят… К тому же хотелось и в футбол поиграть, и на велосипеде покататься. Но мама все равно приучила посещать храм.

 – А когда произошел перелом, и Вы сами поняли, что Ваш жизненный путь – служение Богу?

– Такие мысли у меня возникли, когда я учился на общетехническом факультете электроники и кибернетики в Черновицком университете, хотя и в детстве об этом иногда задумывался. После третьего курса решил оставить учебу и поступать в духовную семинарию. Но поскольку я занимался на вечернем отделении, то в семинарии скрыл, что учился в университете, иначе бы не поступил. Кроме того, пригодились рабочий стаж и трудовая книжка – меня приняли в семинарию.

– Кто имел наибольшее влияние на Ваше духовную жизнь?

– Когда я перешел в третий класс семинарии, то попросился в монастырь, и меня приняли в братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где я прожил 18 лет. Моим духовником был архимандрит Кирилл (Павлов) (он духовно занимался всей братией ), который произвел необыкновенное впечатление и был светлым примером и для братии, и для мирян. Это человек святой жизни, которой все учились.

– Если появляется свободное время , как Вы его проводите?

– Свободного времени мало. Если появляется – люблю почитать , посмотреть последние новости из жизни общества. Иногда с кем-то поговорить.

– У православных сейчас Великий пост. С каким настроением Вы посоветовали поститься?

– С бодрым настроением, грустить нельзя. Пост – это особое время активной борьбы со своими немощами и страстями. Когда человек не обращает внимания на свое внутреннее состояние, ему кажется, что у него все вроде бы неплохо. А если он войдет внутрь себя, в свою душу, в свою комнату сердечную, то увидит, сколько там недостатков и немощей – тех духовных зверей, грызущих изнутри. Тогда человек начинает ужасаться, удается в тоску, но отчаиваться не надо, необходимо бороться с собой. Для этой борьбы Господь даровал нам пост телесный, а также слово Божие, чтение которого исправляет наше мышление, и молитву. Пост предоставляет телесным силам гармонии, а молитва соединяет душу с Богом. Человек, который имеет связь с Богом, находится как бы под лучом света и видит свои недостатки, а также когда к ней приближается друг, а когда – враг. Если же человек не имеет связи с Богом , то не видит всего этого. Он может что-то чувствовать в душе, но не в состоянии разобраться в этих чувствах и становится легкой добычей врага. Хотя порой ему кажется, что у него все в порядке.

– Владыка, как бы Вы определили главные качества для христианина?

– Самое главное качество для христианина – это смирение перед Богом и перед ближним как носителем образа Божия. Научиться смиряться перед Богом, перед Его всеблагим Промыслом, который действует в отношении нас, нашей семьи, общества и всего мира, смиряться перед ближним, который есть образ Божий, – это самое главное, к чему должен стремиться человек. Потому что Писание говорит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1 Пет. 5 : 5). Смирение – путь к Богу. Если мы не возвеличиваемся, а смиряемся перед ближним, то тем самым чтим в нем образ Божий .

                                                                                                                                                                                          Церковная Православная газета

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Великий пост в 2017 году

В какие дни нужно постараться быть в храме?

Когда Великий пост проходит мимо нас

Для большинства верующих ежедневное посещение великопостных богослужений стало невозможно...

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: