Митрополит Силуан – по просторам Аргентины на 30-летней машине

Испания – Аргентине

1 ноября в аргентинском городе  Росарио произошло интересное  и значимое событие. От имени  прихожан Христорождественского прихода в Мадриде (РПЦ МП) храму св. вмч Георгия в Росарио (Антиохийский Патриархат) была передана икона св. Иоанна Предтечи. Чин передачи иконы совершил епископ Корсунский Нестор. Икона стала ответным даром в ответ на решение митрополита Буэнос-Айресского и Аргентинского Силуана (Антиохийский патриархат), настоятеля и прихожан храма передать в строящийся в испанской столице храм икону св. Марии Магдалины из иконостаса домовой церкви в Мадриде, который существовал при российском посольстве в XVIII-XIX веке, и был назван в честь святой. Икона вернулась в Мадрид накануне освящения закладного камня 6 января 2011 г. Узнав об этом событии, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил освящение будущего храма в честь святой Марии  Магдалины, чтобы восстановить историческую преемственность.

Управляет приходами Антиохийского  патриархата в Аргентине митрополит Силуан. Площадь его епархии – около 3 миллионов квадратных километров. Большие расстояние владыка преодолевает на самолете, а малые – за рулем своего архиерейского Мерседеса 1984 года выпуска.

В Росарио

О том, как живет православная церковь в Аргентине сегодня, митрополит Силуан рассказывает читателям портала «Православие и Мир».

Отец из Ливана, мать – из Сирии

Я родился в Венесуэле  в 1967 году. Мой отец из Ливана, мать – из Сирии. Когда мне было пять лет, мои родители переехали в Ливан, где я и вырос. Я жил в Триполи – втором по величине городе Ливана. Затем я учился на инженерном факультете иезуитского университета в Бейруте. После учебы я занимался информатикой в Бейруте и Париже в различных банках и финансовых учреждениях.

В 28 лет я отказался от работы и начал дистанционный богословский курс в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. После этого я уехал в Грецию и продолжил занятия богословием в университете Фессалоник. Затем я  начал работу над докторской диссертацией, но, к сожалению, не смог ее завершить. Я был направлен священником в Сидней, в Австралию, а затем в Алеппо, в Сирию, где прошла большая часть моего священнического служения – 5 лет. В 2006 году Священный Синод нашего Патриархата избрал меня архиепископом Аргентины после кончины преосвященнейшего Кирилла, в качестве его преемника.

Я приехал в Аргентину в декабре 2006 года, и с тех пор совершаю свое служение здесь. Я также являюсь секретарем ассамблеи православных епископов Южной Америки, и членом комиссии нашего Патриархата, которая рассматривает кандидатуры для поставления в епископы.

Я говорю по-арабски, по-французски, по-английски, по-гречески, и по-испански.

Православные Аргентины

Большая часть эмигрантов  из Ближнего Востока – выходцы  из Сирии и Ливана, их история в Аргентине насчитывает более 150 лет. Не сразу это присутствие стало организованным. Должно было пройти время с начала XX-ого века, чтобы возникли зарегистрированные приходы, и было начато строительство храмов разных частях страны.

Священники приезжали из Сирии и из Ливана, чтобы трудиться здесь и служить пастве. Некоторые из них путешествовали по всей Аргентине с севера на юг, поскольку Аргентина, как Вы знаете, размером со всю Европу. Люди иногда ждали приезда священника 4-5 лет, чтобы покрестить детей, венчаться, услышать пасхальное богослужение – это были очень волнующие события для них.  В это время все богослужение совершалось по-арабски. В некоторых приходах, где у греческой общины не было греческого священника, греки участвовали в богослужениях вместе с нами. В некоторых храмах было два хора – греческий и арабский.

В храме св. вмч. Георгия

К сожалению, последние 30 лет большая часть эмигрантов или их потомков не знают родного языка – ни арабского, ни греческого, ни русского. Эмиграция остановилась, Аргентина уже не та стране, что была раньше – страна, где можно было найти средства, работу, и теперь по социальным и политическим причинам эмигранты уезжают в другие места. Таким образом, у диаспоры долгое время не было живого контакта с Родиной. Таким образом, с одной стороны, оказались разорванными многие связи между семьями здесь и их родственниками там. Мы потеряли многих, кто перешел в Католичество –  из-за близости приходов, школ, где учатся их дети, из-за браков, отношений с соседями.

С другой стороны, в последние 20 – 25 лет мы наблюдаем обратный поток – католиков, нашедших место для духовного роста в нашей Церкви. У нас они были миропомазаны, изучали основы веры, прошли катехизационные курсы для взрослых, и сегодня именно они трудятся вместе со священником. Выходцы из Сирии и Ливана остались на организационном уровне прихода, выполняя экономические и практические задачи, остальные же работают в сфере просвещения, когда нужно организовать трапезу, приходскую ярмарку, социальную помощь, сбор одежды – все это делают те, кто пришел в Церковь здесь.

Трудности перевода

В последние 30 лет у  нас почти нет священников,  которые знают арабский. На сегодняшний день только трое из одиннадцати священников в Аргентине действительно могут совершать богослужение по-арабски. Большая часть людей не понимают «официальный» арабский язык, а знают лишь разговорный, поэтому служить по-арабски не имеет смысла. Тексты Божественной Литургии, основных богослужений, великих праздников, и некоторые богослужения суточного круга были переведены на испанский язык много лет назад, и их используют не только в Латинской Америке, но и в Испании.

Нет другого пути. Мы бы хотели, если даст Бог, переложить общепринятый нами перевод Литургии на ноты. Издавать книги – сложное дело, но мы предприняли много усилий за эти 5 лет. Мы издали молитвослов, последования суточного круга, такие как вечерня, утреня, молебный канон Святому Георгию, а также Божественную Литургию свт. Иоанна Златоуста – тексты, которые мы считаем основными, чтобы можно было следить за церковным богослужением.

В храме св. вмч. Георгия

Почему людям нравится на службе?

Нужно особенно отметить –  людям нравится участвовать в  богослужении. Они не зрители –  чтобы просто стоять, и смотреть на то, что делает священник. Они  хотят говорить «Господи, помилуй», петь «Аллилуиа», «Херувимскую песнь» – у них есть такое желание. Наша следующая задача – научить их этому, определиться с испанскими текстами, чтобы их можно было петь вместе. Надеюсь, что это можно будет сделать в ближайшем будущем.

Один на всю провинцию

В Аргентине за те  шесть лет, что я совершаю свое служение, мы попытались решить этот вопрос. Расстояния велики, зачастую священник совершает служение один на всю провинцию, где у него есть и свой приход, и общины по всей провинции. У женатых священников также есть попечение о своих семьях. Поэтому внимание, которое может уделить один клирик, также ограничено.  Не всегда у него есть помощь и поддержка, на которую он мог бы рассчитывать.

Чтобы изменить ситуацию, мы начал проводить встречи на национальном уровне – по всей епархии. По меньшей мере, дважды в году у нас бывают собрания духовенства – Великим Постом и в конце года. Они продолжаются от двух до четырех дней.

В первые два года у нас были летние встречи для семей духовенства по пять дней. Приезжал священник, матушка и дети. Это была форма устроения дружбы и солидарности между всеми клириками. Кроме этого, есть большая нужда во встречах между мирянами. Мы начали понемногу. 5 или 6 лет мы проводим общенациональные собрания молодежи – одно для подростков, а другое для студентов и тех, кто уже работает. Собрания проходят 3-4 дня, и для них это особенное событие, потому что они возвращаются в свои приходы с мотивацией и желанием работать. С 2008 года мы начали подключать молодежь к катехизации – до этого ей занимались жены священников и некоторые женщины, которые им помогали.

Я почувствовал, что молодые должна заниматься катехизаций – чтобы сформироваться самим и быть в состоянии формировать других. Мы начали ежегодные встречи для всех катехизаторов Аргентины. Это тоже очень важно, потому что стало понятно, что есть и усердие, и серьезный подход, и желание учиться – не только на уровне информации, но и на уровне чувств – катехизации, педагогике, способности делиться верой. Некоторые приходы очень выросли за счет этой работы.

Духовный отдых для мужчин и съезды – для женщин

Третья часть, очень важная – женщины прихода. Между ними мы тоже стали проводить общенациональные встречи. Мы провели одну такую встречу в этом году и одну в прошлом. Это очень воодушевляет и мотивирует женщин. В некоторых приходах, где не было «дамских советов», некоторые женщины вернулись к тому, чтобы выполнять эту работу. Пожелания и достижения одного  прихода мотивируют и заражают другой, и поскольку одни смотрят на других, появляется желание объединить лучшее, что у них есть.

В этом году мы сделали что-то особенное: мы организовали духовный отдых для мужчин – тех, кто работает в компаниях, занят профессиональной деятельностью, но у кого есть настоящая готовность слышать Божье слово. Иногда мы жалуемся на мужчин, что у них нет духовных задатков для молитвы, для того, чтобы приходить в храм. Но этот, так сказать, пробный камень, показал, как они впервые в жизни собираются вместе, чтобы помолиться за вечерней и утреней, поразмышлять над Евангелием дня, изучить смысл Божественной Литургии, послушать жития святых, разделить трапезу, думать вместе – это было большим успехом, и мы хотели бы повторить его год за годом.

Также на организационном  уровне у нас проводится ежегодный  епархиальный съезд, когда принимаются  бухгалтерские отчеты.

События, когда все могут  объединиться – и катехизаторы, и молодежь, и мужчины, и женщины, и клирики – изменили образ Церкви у наших верующих. Они чувствуют, что Церковь есть, что мы – одно. Расстояния велики, каждый возвращается на свой приход, и за пять месяцев забывает о другом, но через некоторое время встречается снова со своим братом, и в нем снова просыпается любовь и желание трудиться дальше.

В Росарио

Визит епископа

У меня есть два  рода поездок в течение года. Короткие визиты на один-два дня – в этом случае я собираюсь с приходскими комиссиями, со священником, с «православным центром», который и является юридическим лицом, с «дамским советом», с катехизаторами, с молодежью. За 24-48 часов я успеваю это сделать, и я могу совершать такие поездки по 2-3 раза в год на каждый приход.

Кроме того, на каждый приход я ежегодно совершаю долгий визит – архипастырские «гастроли» по всей провинции. Я путешествую со священником на протяжении недели по всей провинции, по маленьким поселениям, где у нас нет храмов, а в столице провинции посещаю людей в их домах. Это одна сторона, другая – организация мероприятий или бесед – со всеми комиссиями, или с семьями, с молодежью, встреча на половину дня с катехизаторами или с женщинами, вместе с общей трапезой с моим участием. Это, конечно, не считая богослужений, Божественной Литургии. Это очень насыщенное и деятельное время, и оно по-настоящему воодушевляет приход, потому что все включаются и ждут этого события.

Зачем в  Церкви существует епископ

Я думаю, что у епископа  – здесь, в Аргентине – есть  две основных задачи. Прежде всего,  он является отцом. Священник во время богослужения поминает как отца Бога – и епископа; это поддерживает священника.  В то же время, епископ является центром единства. Если я не тружусь – люди чувствуют себя сиротами, ощущают одиночество. Когда я приезжаю, люди чувствуют, что их посетили: Бог их посетил. Не потому, что я – это кто-то, а потому что Бог дал Церкви главу.

Когда епископ оказывается рядом, люди чувствуют, что их признали, что им оказали честь, что их посетили, утешили. Быть отцом, с одной стороны, и с другой – это объединять и собирать людей, и через это поддерживать священника в его пастырстве, мотивировать людей, чтобы они приближались к Церкви, слушать людей – в чем они нуждаются, о чем просят –и таким образом руководить пастырской работой на приходах.

Священнику приличествуют определенные дорогие вещи?

В Аргентине не имеет смысл говорить о богатстве. В каком смысле? Здесь много бедности. Люди в наших храмах – по большей части, люди небогатые, с одной стороны. С другой – у нас иное сиротство: отсутствие духовной пищи,  руководства, потому что нас очень мало, нам нужно гораздо больше священников, гораздо больше формации, подготовки, молитвы. Поэтому, я думаю,  в панораме нашей жизни темы богатства не существует.

Мы возвращаемся к земле, и в этой простоте трудимся с людьми в этой простоте. В Латинской Америке люди, по большей части, люди простые, с добрым сердцем. Были богатые люди, они строили храмы, но на сегодняшний день у них нет наследников. Они ушли в другие места, оставили Церковь. Они искали серебра, и ничего более. Богатых в Церкви очень мало, и то если экономическая ситуация оставила им их богатство. Множество богатых людей разорилось. Новые же члены Церкви – аргентинцы – не из богатого класса. Большую часть пастырского труда мы посвящаем этим людям.

Главное богатство – это то, которому я был свидетелем. Я посещал приход в Сальта, было много семей, которые случайно зашли в наш храм, почувствовали мир, изучили Православие и остались в Церкви, отправили детей в воскресную школу. Чтобы приехать в храм, многим нужно пятьдесят минут, час, полтора часа в общественном транспорте. Они проезжают сто католических храмов до того, как приедут к нам, а наш храм – единственный в провинции. Они делают это усилие, потому что хотят приехать. Заплатить два с половиной песо (прим. – около 16 рублей) за проезд в общественном транспорте – это дорого для них. Отправить ребенка в школу – в равной степени дорого.

Но если нужно пять часов, чтобы приготовить в храме пищу на продажу – они приезжают и делают. Они не богаты, но у них богатые сердца. Они встречают в Церкви любовь и мир, который пребывает в Церкви, и хотят разделить их с другими. Это очень трогает.


В Росарио

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

В школе в Росарио

В школе в Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Польский священник отдаст деньги за свой Porche бедным   

Новый Porche католического священника стоил 110 тысяч долларов - и это не понравилось прихожанам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: