Митрополит Силуан – по просторам Аргентины на 30-летней машине

Испания – Аргентине

1 ноября в аргентинском городе  Росарио произошло интересное  и значимое событие. От имени  прихожан Христорождественского прихода в Мадриде (РПЦ МП) храму св. вмч Георгия в Росарио (Антиохийский Патриархат) была передана икона св. Иоанна Предтечи. Чин передачи иконы совершил епископ Корсунский Нестор. Икона стала ответным даром в ответ на решение митрополита Буэнос-Айресского и Аргентинского Силуана (Антиохийский патриархат), настоятеля и прихожан храма передать в строящийся в испанской столице храм икону св. Марии Магдалины из иконостаса домовой церкви в Мадриде, который существовал при российском посольстве в XVIII-XIX веке, и был назван в честь святой. Икона вернулась в Мадрид накануне освящения закладного камня 6 января 2011 г. Узнав об этом событии, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил освящение будущего храма в честь святой Марии  Магдалины, чтобы восстановить историческую преемственность.

Управляет приходами Антиохийского  патриархата в Аргентине митрополит Силуан. Площадь его епархии – около 3 миллионов квадратных километров. Большие расстояние владыка преодолевает на самолете, а малые – за рулем своего архиерейского Мерседеса 1984 года выпуска.

В Росарио

О том, как живет православная церковь в Аргентине сегодня, митрополит Силуан рассказывает читателям портала «Православие и Мир».

Отец из Ливана, мать – из Сирии

Я родился в Венесуэле  в 1967 году. Мой отец из Ливана, мать – из Сирии. Когда мне было пять лет, мои родители переехали в Ливан, где я и вырос. Я жил в Триполи – втором по величине городе Ливана. Затем я учился на инженерном факультете иезуитского университета в Бейруте. После учебы я занимался информатикой в Бейруте и Париже в различных банках и финансовых учреждениях.

В 28 лет я отказался от работы и начал дистанционный богословский курс в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. После этого я уехал в Грецию и продолжил занятия богословием в университете Фессалоник. Затем я  начал работу над докторской диссертацией, но, к сожалению, не смог ее завершить. Я был направлен священником в Сидней, в Австралию, а затем в Алеппо, в Сирию, где прошла большая часть моего священнического служения – 5 лет. В 2006 году Священный Синод нашего Патриархата избрал меня архиепископом Аргентины после кончины преосвященнейшего Кирилла, в качестве его преемника.

Я приехал в Аргентину в декабре 2006 года, и с тех пор совершаю свое служение здесь. Я также являюсь секретарем ассамблеи православных епископов Южной Америки, и членом комиссии нашего Патриархата, которая рассматривает кандидатуры для поставления в епископы.

Я говорю по-арабски, по-французски, по-английски, по-гречески, и по-испански.

Православные Аргентины

Большая часть эмигрантов  из Ближнего Востока – выходцы  из Сирии и Ливана, их история в Аргентине насчитывает более 150 лет. Не сразу это присутствие стало организованным. Должно было пройти время с начала XX-ого века, чтобы возникли зарегистрированные приходы, и было начато строительство храмов разных частях страны.

Священники приезжали из Сирии и из Ливана, чтобы трудиться здесь и служить пастве. Некоторые из них путешествовали по всей Аргентине с севера на юг, поскольку Аргентина, как Вы знаете, размером со всю Европу. Люди иногда ждали приезда священника 4-5 лет, чтобы покрестить детей, венчаться, услышать пасхальное богослужение – это были очень волнующие события для них.  В это время все богослужение совершалось по-арабски. В некоторых приходах, где у греческой общины не было греческого священника, греки участвовали в богослужениях вместе с нами. В некоторых храмах было два хора – греческий и арабский.

В храме св. вмч. Георгия

К сожалению, последние 30 лет большая часть эмигрантов или их потомков не знают родного языка – ни арабского, ни греческого, ни русского. Эмиграция остановилась, Аргентина уже не та стране, что была раньше – страна, где можно было найти средства, работу, и теперь по социальным и политическим причинам эмигранты уезжают в другие места. Таким образом, у диаспоры долгое время не было живого контакта с Родиной. Таким образом, с одной стороны, оказались разорванными многие связи между семьями здесь и их родственниками там. Мы потеряли многих, кто перешел в Католичество –  из-за близости приходов, школ, где учатся их дети, из-за браков, отношений с соседями.

С другой стороны, в последние 20 – 25 лет мы наблюдаем обратный поток – католиков, нашедших место для духовного роста в нашей Церкви. У нас они были миропомазаны, изучали основы веры, прошли катехизационные курсы для взрослых, и сегодня именно они трудятся вместе со священником. Выходцы из Сирии и Ливана остались на организационном уровне прихода, выполняя экономические и практические задачи, остальные же работают в сфере просвещения, когда нужно организовать трапезу, приходскую ярмарку, социальную помощь, сбор одежды – все это делают те, кто пришел в Церковь здесь.

Трудности перевода

В последние 30 лет у  нас почти нет священников,  которые знают арабский. На сегодняшний день только трое из одиннадцати священников в Аргентине действительно могут совершать богослужение по-арабски. Большая часть людей не понимают «официальный» арабский язык, а знают лишь разговорный, поэтому служить по-арабски не имеет смысла. Тексты Божественной Литургии, основных богослужений, великих праздников, и некоторые богослужения суточного круга были переведены на испанский язык много лет назад, и их используют не только в Латинской Америке, но и в Испании.

Нет другого пути. Мы бы хотели, если даст Бог, переложить общепринятый нами перевод Литургии на ноты. Издавать книги – сложное дело, но мы предприняли много усилий за эти 5 лет. Мы издали молитвослов, последования суточного круга, такие как вечерня, утреня, молебный канон Святому Георгию, а также Божественную Литургию свт. Иоанна Златоуста – тексты, которые мы считаем основными, чтобы можно было следить за церковным богослужением.

В храме св. вмч. Георгия

Почему людям нравится на службе?

Нужно особенно отметить –  людям нравится участвовать в  богослужении. Они не зрители –  чтобы просто стоять, и смотреть на то, что делает священник. Они  хотят говорить «Господи, помилуй», петь «Аллилуиа», «Херувимскую песнь» – у них есть такое желание. Наша следующая задача – научить их этому, определиться с испанскими текстами, чтобы их можно было петь вместе. Надеюсь, что это можно будет сделать в ближайшем будущем.

Один на всю провинцию

В Аргентине за те  шесть лет, что я совершаю свое служение, мы попытались решить этот вопрос. Расстояния велики, зачастую священник совершает служение один на всю провинцию, где у него есть и свой приход, и общины по всей провинции. У женатых священников также есть попечение о своих семьях. Поэтому внимание, которое может уделить один клирик, также ограничено.  Не всегда у него есть помощь и поддержка, на которую он мог бы рассчитывать.

Чтобы изменить ситуацию, мы начал проводить встречи на национальном уровне – по всей епархии. По меньшей мере, дважды в году у нас бывают собрания духовенства – Великим Постом и в конце года. Они продолжаются от двух до четырех дней.

В первые два года у нас были летние встречи для семей духовенства по пять дней. Приезжал священник, матушка и дети. Это была форма устроения дружбы и солидарности между всеми клириками. Кроме этого, есть большая нужда во встречах между мирянами. Мы начали понемногу. 5 или 6 лет мы проводим общенациональные собрания молодежи – одно для подростков, а другое для студентов и тех, кто уже работает. Собрания проходят 3-4 дня, и для них это особенное событие, потому что они возвращаются в свои приходы с мотивацией и желанием работать. С 2008 года мы начали подключать молодежь к катехизации – до этого ей занимались жены священников и некоторые женщины, которые им помогали.

Я почувствовал, что молодые должна заниматься катехизаций – чтобы сформироваться самим и быть в состоянии формировать других. Мы начали ежегодные встречи для всех катехизаторов Аргентины. Это тоже очень важно, потому что стало понятно, что есть и усердие, и серьезный подход, и желание учиться – не только на уровне информации, но и на уровне чувств – катехизации, педагогике, способности делиться верой. Некоторые приходы очень выросли за счет этой работы.

Духовный отдых для мужчин и съезды – для женщин

Третья часть, очень важная – женщины прихода. Между ними мы тоже стали проводить общенациональные встречи. Мы провели одну такую встречу в этом году и одну в прошлом. Это очень воодушевляет и мотивирует женщин. В некоторых приходах, где не было «дамских советов», некоторые женщины вернулись к тому, чтобы выполнять эту работу. Пожелания и достижения одного  прихода мотивируют и заражают другой, и поскольку одни смотрят на других, появляется желание объединить лучшее, что у них есть.

В этом году мы сделали что-то особенное: мы организовали духовный отдых для мужчин – тех, кто работает в компаниях, занят профессиональной деятельностью, но у кого есть настоящая готовность слышать Божье слово. Иногда мы жалуемся на мужчин, что у них нет духовных задатков для молитвы, для того, чтобы приходить в храм. Но этот, так сказать, пробный камень, показал, как они впервые в жизни собираются вместе, чтобы помолиться за вечерней и утреней, поразмышлять над Евангелием дня, изучить смысл Божественной Литургии, послушать жития святых, разделить трапезу, думать вместе – это было большим успехом, и мы хотели бы повторить его год за годом.

Также на организационном  уровне у нас проводится ежегодный  епархиальный съезд, когда принимаются  бухгалтерские отчеты.

События, когда все могут  объединиться – и катехизаторы, и молодежь, и мужчины, и женщины, и клирики – изменили образ Церкви у наших верующих. Они чувствуют, что Церковь есть, что мы – одно. Расстояния велики, каждый возвращается на свой приход, и за пять месяцев забывает о другом, но через некоторое время встречается снова со своим братом, и в нем снова просыпается любовь и желание трудиться дальше.

В Росарио

Визит епископа

У меня есть два  рода поездок в течение года. Короткие визиты на один-два дня – в этом случае я собираюсь с приходскими комиссиями, со священником, с «православным центром», который и является юридическим лицом, с «дамским советом», с катехизаторами, с молодежью. За 24-48 часов я успеваю это сделать, и я могу совершать такие поездки по 2-3 раза в год на каждый приход.

Кроме того, на каждый приход я ежегодно совершаю долгий визит – архипастырские «гастроли» по всей провинции. Я путешествую со священником на протяжении недели по всей провинции, по маленьким поселениям, где у нас нет храмов, а в столице провинции посещаю людей в их домах. Это одна сторона, другая – организация мероприятий или бесед – со всеми комиссиями, или с семьями, с молодежью, встреча на половину дня с катехизаторами или с женщинами, вместе с общей трапезой с моим участием. Это, конечно, не считая богослужений, Божественной Литургии. Это очень насыщенное и деятельное время, и оно по-настоящему воодушевляет приход, потому что все включаются и ждут этого события.

Зачем в  Церкви существует епископ

Я думаю, что у епископа  – здесь, в Аргентине – есть  две основных задачи. Прежде всего,  он является отцом. Священник во время богослужения поминает как отца Бога – и епископа; это поддерживает священника.  В то же время, епископ является центром единства. Если я не тружусь – люди чувствуют себя сиротами, ощущают одиночество. Когда я приезжаю, люди чувствуют, что их посетили: Бог их посетил. Не потому, что я – это кто-то, а потому что Бог дал Церкви главу.

Когда епископ оказывается рядом, люди чувствуют, что их признали, что им оказали честь, что их посетили, утешили. Быть отцом, с одной стороны, и с другой – это объединять и собирать людей, и через это поддерживать священника в его пастырстве, мотивировать людей, чтобы они приближались к Церкви, слушать людей – в чем они нуждаются, о чем просят –и таким образом руководить пастырской работой на приходах.

Священнику приличествуют определенные дорогие вещи?

В Аргентине не имеет смысл говорить о богатстве. В каком смысле? Здесь много бедности. Люди в наших храмах – по большей части, люди небогатые, с одной стороны. С другой – у нас иное сиротство: отсутствие духовной пищи,  руководства, потому что нас очень мало, нам нужно гораздо больше священников, гораздо больше формации, подготовки, молитвы. Поэтому, я думаю,  в панораме нашей жизни темы богатства не существует.

Мы возвращаемся к земле, и в этой простоте трудимся с людьми в этой простоте. В Латинской Америке люди, по большей части, люди простые, с добрым сердцем. Были богатые люди, они строили храмы, но на сегодняшний день у них нет наследников. Они ушли в другие места, оставили Церковь. Они искали серебра, и ничего более. Богатых в Церкви очень мало, и то если экономическая ситуация оставила им их богатство. Множество богатых людей разорилось. Новые же члены Церкви – аргентинцы – не из богатого класса. Большую часть пастырского труда мы посвящаем этим людям.

Главное богатство – это то, которому я был свидетелем. Я посещал приход в Сальта, было много семей, которые случайно зашли в наш храм, почувствовали мир, изучили Православие и остались в Церкви, отправили детей в воскресную школу. Чтобы приехать в храм, многим нужно пятьдесят минут, час, полтора часа в общественном транспорте. Они проезжают сто католических храмов до того, как приедут к нам, а наш храм – единственный в провинции. Они делают это усилие, потому что хотят приехать. Заплатить два с половиной песо (прим. – около 16 рублей) за проезд в общественном транспорте – это дорого для них. Отправить ребенка в школу – в равной степени дорого.

Но если нужно пять часов, чтобы приготовить в храме пищу на продажу – они приезжают и делают. Они не богаты, но у них богатые сердца. Они встречают в Церкви любовь и мир, который пребывает в Церкви, и хотят разделить их с другими. Это очень трогает.


В Росарио

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе

В школе в Росарио

В школе в Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

В Росарио

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Глава католиков Латвии призвал жителей завещать органы нуждающимся

«Церковь расценивает акт жертвования органов как очень благородный поступок», — сказал архиепископ Збигнев Станкевич

Папа Франциск дал священникам постоянное право отпускать грех аборта

Конец Года милосердия не означает конца самого милосердия, сказа понтифик

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: