Модная «Византия» и «модная» семья

|

О попытках представить Россию, как  страну с особыми, отличающимися от западных, христианскими и семейными ценностями рассуждает диакон Андрей Белоус.   

Не так давно известная фирма представила коллекцию одежды, на которой изображены мозаики в византийском стиле. Так как многие из них напоминают иконы, то «православная общественность» не могла пройти мимо и не устроить спор о том, насколько глубоко оскорблены в этом случае чувства верующих.

Многие увидели в этом не эксперимент с чужой (для модельеров) культурой, а чуть не сознательную профанацию и кощунство. И, думаю, не столько даже оттого, что это изображения в византийском стиле (совсем не все из них иконы), сколько оттого, что образ жизни, принципы жизни современной культуры, частью которой является и мода, полностью противоположен идеалу христианской цивилизации. А для ее восточной части Византия это не просто одна из вершин, но и образец, которому подражали другие. Но у этого есть и отрицательные стороны. И одна из них в том, что очень часто мы пытаемся превратить жизнь церкви и общества во что-то похожее на эту коллекцию. В маску христианской цивилизации, надетую на общество потребления, попсы и бездуховности.

Скажем, сейчас стало модно говорить о традиционных для России семейных ценностях. Вспоминают и православие, которое веками способствовало их укреплению. Проходят марши, кампании в СМИ, мы опять обличаем «страны загнивающего капитализма». И критика эта часто справедлива.

фото: gettyimages.com

фото: gettyimages.com

Если забыть о том, как далеки эти слова от нашей жизни. Очень легко сейчас сказать, что традиционная семья это модно, что все мы по призыву наших лидеров должны, и каждый обязан, но дело именно в том, что без изменения самого общества это невозможно. А само оно не меняется, и менять его, похоже, никто не собирается. Собчак уходит, а «Дом 2» остается. И дело совсем не в одной передаче, а в том образе жизни, который она представляет.

В нем в центре не семья, не государство и уж тем более не Церковь, а человек. И не какой-то идеальный человек, как в Возрождение или Просвещение, а человек такой, какой он есть. С его страстями, желаниями, потребностями. И если, например, ему другая женщина показалась более привлекательной, чем его жена, то он имеет полное право уйти к ней. Ведь главное, чтобы они были счастливы. Сегодня им хорошо друг с другом и они вместе. Завтра будет плохо, и они разойдутся.

И мы можем сколько угодно гордиться, что у нас не могут пожениться двое мужчин или женщин, но так ли уж это важно, когда у нас и обычные пары годами живут, не вступая в брак? И в целом общество считает это вполне нормальным, а сами девушки начинают переживать, лишь когда однажды утром их муж исчезает вместе с вещами, деньгами и документами или «честно» говорит, что уходит к другой, потому что «пропала искра».

Конечно, можно легко бросить клич «Рожайте на зло «голубым» американцам» и кто-то на него даже откликнется. Вот только наша система не станет от этого лучше ни для многодетной семьи, ни для матери, воспитывающей детей без отца. А уж что будет, когда вся эта «детская война» закончится, и красивые слова про семью будут звучать только по праздникам? Когда модель снимет с себя «византийскую» одежду и будет демонстрировать нижнее бельё или сумасбродные наряды, которые купят ради моды, но в которых никогда никуда не пойдут? Когда нужно будет платить «на ремонт школы» (а теперь еще и за часть предметов в школе), «пропихивать» ребенка в садик, собирать бесконечные справки, наконец, постоянно рисковать лишиться работы и очередного «мужа», а все снова будут заняты совсем другими вещами.

фото: gettyimages.com

фото: gettyimages.com

Кто жидковатым супом, а кто сортами нефти, но никто – одинокой женщиной, пытающейся воспитать своего ребенка. И это не говоря о тех, кто таких жертв просто не выдержит. Для кого деньги, карьера, привычный уровень потребления или обычный ритм жизни, в центре которой я сам, то есть те ценности, которыми реально живет российское общество, окажутся важнее, чем такой «модный» ребенок. Так что, когда мода пройдет, то ребенка вполне может ждать и детский дом. «Византийской» модели ребенок не нужен. Нужна фотосессия для модного журнала, которую беременность может сорвать навсегда. И если мода пройдет слишком быстро, то не будет и детского дома. Будет абортарий.

Все это совсем не значит, что не нужно создавать семьи и рожать детей, а государство не должно поддерживать семейные ценности. Просто все это не должно быть модой или частью политической игры. Это, в каждом случае, должен быть осознанный выбор. Выбор «стойко переносить все тяготы и лишения» семейной жизни. Выбор поставить в центр своей жизни другого человека – супруга или ребенка, жертвовать собой ради них.

А государство должно было бы поддерживать людей в этом каждый день, а не только когда нужно что-то доказать «голубым американцам». Наконец, для общества это вызов. Посмотреть на себя и подумать о том, чего оно хочет на самом деле. Быть обществом для семьи, где важен долг, ответственность друг перед другом, где поддерживают слабого, где идеалом считается не потребление и комфорт, а служение и, когда это нужно, самопожертвование. Быть, а не казаться. И такой выбор общества был бы важнее, чем выбор того или иного президента. Но именно пиар-кампании, которые убеждают, что у нас и так все хорошо, мешают задуматься о таком выборе.

Просто, вступая в брак, решая завести ребенка (а для христианина это всегда взаимосвязано), человек должен делать этот выбор не из-за моды, не из-за того, что какие-то люди по ТВ это сказали, а из любви. Из того чувства, вершина которого – пожертвовать собой ради других, как и сказал Христос (Ин.15:13).

Читайте также: 

Люди с песьими головами

«Византийская» коллекция Dolce & Gabbana — зеркало внутрицерковных суеверий

Лик на клатче, или Византия от Dolce & Gabbana

 

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Тот, кто променял математику на историю искусств и не пожалел

Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку

Византия в Москве: обзор экспозиции с академиком Алексеем Лидовым

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!