«Молодой Папа» – сериал о силе личности

|
Это фильм о силе личности, в которой, в то время, когда весь мир забыл Бога, когда переживание богооставленности становится тяжелым до боли, до угрожающего требования чуда, Бог являет Себя. Мария Строганова о сериале «Молодой Папа» специально для «Правмира».

Я не буду говорить об итальянском кино и гении Паоло Соррентино, решившем в своем новом творении сделать героем главу Католической Церкви в мире и обществе, где признаки существования Бога столь же явно бросаются в глаза, сколь признаки Его отсутствия.

Я не буду говорить о потрясающей живописности созданной Соррентино киноленты, когда фильм вдруг превращается в искусство, и тягучие, как масляная краска, кадры можно рассматривать отдельно и долго, наслаждаясь композицией, образами и цитатами – от ожившей «Пьеты» Микеланджело до сотканных из света белоснежных одежд монахинь.

Не буду говорить о живом музыкальном ряде, захватывающем зрителя с первой серии звуками нервной, наэлектризованной композиции группы Labradford (Chris Johnston, Craig Markva, Jamie Evans) и изысканно меняющемся на протяжении ленты, задавая тон действию.

Или о прекрасном актерском составе, продуманных типажах кардинальского состава и невероятной игре Джуда Лоу, который настолько перевоплотился в своего героя, что в какой-то незаметный момент просто стал Папой Пием XIII, американцем итальянского происхождения. Кажется, навсегда.

Я не буду говорить о прекрасном рассказе о внутренней жизни и быте Ватикана, в который зритель вовлекается настолько естественно, что забывает о важности действия.

Ведь содержание эпизодов заключено в совершенно выстроенных и опять же невероятно живописных сценах обыденной жизни – от утреннего туалета Папы и кардиналов до бесед за развешиванием чистого белья на просушку.

Не буду говорить о диалогах – практически театральных, самодостаточных, иногда нарочито неважных, но столь говорящих, что хочется вспоминать и цитировать не только слова, но и мимику, улыбку, глаза их участников.

04

Все это есть в сериале, но он не об этом.

Я даже не буду говорить о католицизме, догмате непогрешимости, закулисных играх, теме конфликта Папы и окружения, толерантности, консерватизме и прочем. Потому что, о ужас, фильм о главе Католической Церкви и не о об этом. Он даже не о католиках.

«Молодой Папа» – сериал о силе личности.

Много есть в этом фильме и иного, наносного, отрежиссированного, компромиссного, но есть личность. И сила ее такова, что ведет и сосредотачивает людей в конкретном месте, направляет их взгляды только туда и влечет их сердца только туда, потому что эта личность – свет миру.

В первой сцене сериала из пирамиды младенцев, сложенных на главной венецианской площади Святого Марка, выползает младенец-понтифик, в последней – Папа говорит проповедь с балкона венецианского Собора. 10-серийный, круглый, как футбольный мяч или планета Земля, цикл завершается в одном месте, и Пий XIII падает почти замертво. Та вначале нарочито провокационная и простая фигура понтифика, которая подобно падающей Вифлеемской звезде, превращающейся во всепожигающий метеорит, рушит все устои и заставляет кардиналов в ужасе стараться от нее избавиться, раскрывается на протяжении сериала настолько глубоко и завораживающе красиво, что в последних сериях обращение к Папе «святой отец» становится единственно возможным.

227c662dc5c8982e62e26dd37642192a

«А теперь взгляните на ближнего своего. Посмотрите на него с радостью и запомните, что сказал Святой Августин: «Если вы хотите увидеть Господа, у вас есть возможность сделать это», – говорит Папа в проповеди в Африке те слова, которые не стал говорить в своей первой проповеди на площади Святого Петра.

Бог являет Себя в человеке.

Это фильм о силе личности, в которой, в то время, когда весь мир забыл Бога, когда переживание богооставленности становится тяжелым до боли, до угрожающего требования чуда, Бог являет Себя.

И именно поэтому этого человека невозможно не полюбить. Ведь в конце киноленты, несмотря на все метания, тьму сомнений, страдания, поиск Бога, кризис веры и самопознания, Папу любят все – и некогда столь коварный госсекретарь Ватикана кардинал Войело, и мафиози, убивший лучшего друга понтифика, и девушка легкого поведения, увидевшая в его глазах Бога, и каждый, каждый человек в многотысячной толпе, всем сердцем тянущийся к нему – к этой точке на карте земного шара, воплощающей в себе образ Христа и истинное призвание каждого человека быть Богом. Точке, которая своей и внешней, и внутренней красотой меняет людей вокруг себя.

Любовь человеческая – любовь Божия, если бы только сегодня такая сила любви произносила проповедь людям…

Такого человека нет, но есть фильм о побуждающей к святости вере, о действенной молитве, о радости от мгновенного присутствия Бога, зримого в человеке. И такой фильм – и есть лучшая, идеальная миссия. Мир останавливается, чтобы говорить о любви, потому что услышал «Песнь песней».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Молодой Папа. Жгучая неутоленность любви

Священник Сергий Круглов о Церкви как передовой линии фронта

«Молодой Папа». Человек, идущий к святости

Протоиерей Максим Козлов о том, почему один герой фильма создавал трудности другим

Гламурный Папа

Священник об известном сериале: важные вопросы есть, ответов нет