Монах Иустин Симонопетрский: Мир страдает от всеобщей депрессии

В Россию привезли Пояс Пресвятой Богородицы. Это было впечатляющее зрелище: примерно 800000 москвичей стояли в течение недели в очереди размером десять километров, чтобы войти в церковь и поклониться святыне. Среднее время ожидания составляло 27 часов! Но сейчас мы отвлечемся от этого потока и посмотрим немного в другую сторону.

Всего в 500 метрах от того места, где паломники стояли в ожидании святыни, находится Исторический музей Москвы. Без какой-либо особой торжественности в то же самое время там была проведена большая выставка, организованная Афонским монастырем Симонопетра, где показывались 220 редких фотографий Святой Горы Афон. В первые дни выставки посетители просто заполонили Исторический музей, находящийся на Красной Площади в Москве, чтобы полюбоваться черно-белыми фотографиями периода 1848-1963 гг. , которые запечатлели историю земного удела Богоматери. Пройдя в центр зала, посетители имели возможность еще больше приблизиться к Афону, так как организаторы разместили в центре зала землю со Святой Горы Афон. Душой этой исторической экспозиции был афонский монах Иустин, один из насельников монастыря Симонопетра.

Монах Иустин рассказал нам о многих вещах: о навязчивых идеях греческого государства, которое фактически угрожает Афону, о непростой экономической ситуации в Ватопеде, «паисиологии» (своеобразное учение и истолкование трудов Паисия Святогорца), о чудесах и даже гастрономии Святой Горы.


-Что Вы можете сказать о наболевших проблемах греков?

– Добрый день. Я смотрю на эти проблемы одновременно с вниманием и болью. Но если правильно понимать эту ситуацию, то можно сказать, что Бог не оставляет Грецию беспомощной.

– Но Вы ведь знаете, что сейчас наступило не самое лучшее время для Греции.

– Не совсем так. Да, весь мир страдает от всеобщей депрессии. Общаясь с паломниками, приходящими монастырь, можно сказать, что в настоящее время все ощущают тяжелые времена. Говорят, что вообще Греция умерла. Это не так, однако не буду притворяться, что думаю, будто нам предстоит легкий путь, чтобы выбраться из этого положения.

– Мне посчастливилось дважды увидеть старца Паисия, но я не буду скрывать, что я опечален тем фактом, что со дня кризиса появилось много людей, которые утверждают…

– Не продолжайте, я понял, о чем Вы. Вы хотите сказать о том, что будто бы старец Паисий говорил, что нужно «собирать масло и муку, потому что наступят тяжелые дни». Обратите внимание, что Святой Кинот неоднократно просил верующих не верить утверждениям о том, что старец Паисий когда-либо говорил что-то подобное.

– Многие полагают, что когда кризис закончится, все вновь будет хорошо.

– Конечно, хотя не нужно загадывать на будущее. Вот, кстати, Вы заговорили о хорошем. Я Вам приведу примеры того, как люди стали проявлять любовь во время этого кризиса. Я знаю многих мирских людей, которые сейчас тратят все свое свободное время для работы на приходах. Я знаю случаи, когда люди собирали пожертвования, ходя по домам тех, кто не имел возможности лично появляться на приходах. Или еще один пример. Однажды в самом центре Экзархии мне встретился ресторатор из Драмы, как я думаю, он является владельцем «Розалии». Этот человек, будучи совершенно нерелигиозным, ежедневно раздавал при храме св. Николая по 35 обеденных порций всем нуждающимся. Хотя все это, может быть, и не произведет особенного впечатления на Вас, но очень многие получили помощь благодаря случившемуся кризису.

– Афон сталкивается с проблемами мирового кризиса?

– Для нас это весьма актуально. Хотя. Как Вы знаете, телевизионная пропаганда нескольких последних лет изображает Афон так, будто мы имеем буквально золотые горы, но не хотим делиться ими с людьми.

– Многие люди хотели бы видеть Церковь ближе к народу, как финансово, так и морально.

– Я не могу говорить за всю Церковь, но я думаю, что многие в период кризиса изменили свой взгляд на происходящее.

– Кроме молитвы, какие Вы оказываете другие способы реальной помощи людям?

– Стоит помнить, что мы живем и в духовном, и в экономическом мире. Для примера, только с нашем монастырем непосредственно связано 60 греческих семей. И главная задача для нас на данный момент – чтобы они не потеряли свою заработную плату.

– В 1920-х годах наблюдалось растущее количество людей, которые пошли в монахи, только чтобы не умереть с голоду (так как они не имели возможности эмигрировать). Может ли случиться, что в нынешний кризис повторится эта проблема?

– Не стоит думать, что можно просто взять вещи и приехать на Афон. Этого не достаточно, чтобы стать монахом. Те монахи, которые приходят в наш монастырь, известны нам много лет, они испытываются и в духовном отношении и в общении с другими людьми. Если Вы спросите меня, имеется ли рост числа лиц, ищущих духовной помощи на Афоне в связи с кризисом, то я отвечу: «Да, и существенный рост». Что же касается увеличения количества монахов в последние годы, то это увеличение носит не только количественный, но и качественный характер.

– В последние две Пасхи NBS показала два очень интересных документальных фильма об Афоне, сосредоточив внимание на вашем монастыре. Расскажите нам об этой инициативе.

– Эти фильмы снимались по благословению Вселенского Патриарха Варфоломея, греками, живущими в Соединенных Штатах. Создатели фильмов очень ответственно подошли к съемкам. Эти документальные фильмы оказали большое влияние на общество, и достаточно адекватно показали нашу монашескую и духовную жизнь. Никаких сплетней, никакой информации об автомобилях, которые у нас якобы имеются. Фильмы не стали оружием пропаганды.

– Это уже третий раз, когда в разговоре с Вами я слышу упоминание слова «пропаганда». Может, тогда Вы можете рассказать и о скандальном привлечении к суду Ватопедского игумена Ефрема?

-Последнее время стало «хорошим тоном» постоянно обвинять Афон. Но теперь уже известно, что на самом деле Ватопед ни истратил не единой тысячи евро незаконно. Ватопед пытались беспричинно обвинить в том, что он не платит налоги! Или в том, что якобы нарушаются какие-то культурные программы, которые должны способствовать сохранению культурных сокровищ Афона! Что же касается судебных обвинений в подобных случаях, то я Вам напомню об истории, которая произошла с нынешним архиепископом. Как Вы помните, в том случае архиепископ был торжественно и официально оправдан.

– Мне, однако, кажется, что критика, исходящая от внешних кругов по отношению к игумену Ефрему, утверждает, что он обладает определенным самомнением.

– Я понимаю, о чем Вы говорите. Но для этого нужно просто знать менталитет Ватопеда. Во все века здесь всегда было иное восприятие своего монастыря. Когда в 1970 году я впервые посетил Ватопед, то мне сказали: «Все, что ты знал об остальном Афоне, здесь нужно забыть». В Ватопеде всегда была ощущение некоего особого величия и исключительности.

Это отчасти объясняет историю с перенесениями Ватопедского Пояса Богородицы, который, как известно, сначала был доставлен игуменом Ефремом на виллу Андреаса Папандреу, что неоднозначно было воспринято верующими. Теперь Пояс доставлен в Россию.

Что касается первой части Ваших слов, то думаю, что это все же преувеличение. В России в любом случае дело обстоит иначе. Русская земля, после перенесенных страданий, была достойна принять у себя эту великую святыню.

– Человек, который не может ждать или просто не хочет стоять в очереди, чтобы поклониться Поясу Пресвятой Богородицы или любой другой святыни, имеет меньше шансов приблизиться к Богу или решить с Его помощью какую-либо проблему?

– Конечно, это не так. Есть и другие способы общения с Богом.

– Можно ли задать «кулинарный» вопрос?

– Конечно.

– Уже долгое время я следую афонским рецептам приготовления пищи, но разница по отношению к обычной пище не сильно ощущается. Почему?

– Вам так кажется? Я думаю, если действительно может ощущаться какая-то разница между обычной пищей и пищей Афона, то это заслуга живого предания Святой Горы, которое сохраняется не просто через насельников монастырей, но и через сами традиции монастырской кухни. Разница может возникать и из-за используемых при приготовлении продуктов. На Афоне существуют особые традиции ведения хозяйства и использования леса. Кроме этого, у нас действительно уникальная вода. А если мы будем говорить о различиях в приготовлении конкретных блюд, то для меня, здесь можно отметить особенные афонские рецепты приготовления вкусной рыбы.

– Спасибо.

– И Вам.

Перевод с греческого Дмитрия Шабанова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Если прыжки с парашютом не помогают

Священник, в прошлом спасатель, знает хорошее средство от уныния

Плохо? Не позволяйте себе и ближним “терпеть”!

Депрессия - совершенно реальное заболевание. Но не очевидное

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: