Главная Культура Спор-площадка

Монолог и диалог: правила построения и ведения

Речевой этикет — есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением «элитарен тот, кто умеет «ступить и молвить»).

Правила ведения диалога содержатся еще в народной мудрости — пословицах. Однако сегодня кажется, что многие из этих правил прочно забыты и учить нам их предстоит с самого начала. Сегодня в рамках рубрики Спор-площадка мы хотим познакомить наших читателей с правилом построения дискуссии, изложенным в работах академика Ю.В. Рождественского.

Совокупность сообщений,   сделанных разными лицами по одному и тому же поводу, обычно называют в филологии диалогом, а каждое сообщение внутри диалога — монологом.

  Можно выявить определенные   речевые закономерности в диалогической «смене реплик». Оказывается, что, и с точки зрения смысловой последовательности монологических высказываний внутри диалога, и с точки зрения формы и смысла каждой реплики, процесс чередования и наращивания высказываний в ходе диалога достаточно строго организован. Такая организация может возникнуть только вследствие применения особых правил ведения беседы. Только применение определенных правил построения диалога может связать отдельные высказывания в смысловую последовательность и дать каждому высказыванию в этой последовательности характерный тип, отличаемый от другого по форме и смыслу. В самом общем виде такие правила можно было бы охарактеризовать как своеобразное средостение между теорией расспроса и доказательства — с одной стороны, и логико-лингвистическими правилами различения высказываний по форме и смыслу — с другой. Для конкретизации этих правил в их наиболее простых формах достаточно выделить три главнейших вида высказываний — реплик диалога: побуждение, вопрос, повествование.

  Изучение этикетных правил речевого поведения, связанных с тремя главнейшими видами высказываний (побуждение, вопрос, повествование), наиболее удобно проводить на материале элементарных устных сообщений. Устное сообщение ставит получателя текста перед следующим выбором типов ответных действий:

1) Словесный ответ с новым содержанием.

2) Действие (несловесное).

3) Пересказ.

4) Умолчание или отсутствие действия.

  Получивший сообщение должен уметь различать разнородные последствия в зависимости от избранного способа речевого поведения. Такое различение последствий считается правильным поведением для слушающего и является исходным принципом приема сообщений. На основе этого исходного принципа рождаются различные общие правила, действующие при получении текста сообщений, а именно:

а)   получателю рекомендуется внимательно выслушивать обращенное к нему сообщение;

б)   получателю рекомендуется давать словесный ответ на сообщение, если сообщение содержит вопрос;

 в) получателю рекомендуется отвечать действием на сообщение, если сообщение содержит побуждение.

В соответствии с этим определяются отправные этикетные правила выбора ответных действий получателя текста сообщений.   Рекомендуемыми способами действий получателя являются:

1) умолчание, если нет вопроса;

2) словесный ответ, если нет побуждения к неречевому действию;

3) пересказ другому лицу, если нет побуждения к неречевому действию или особого запрещения на речевое действие;

4) неречевое действие, если нет особого побуждения к бездействию.

  Отправные этикетные правила речевого поведения восходят к самым основным культурно-историческим функциям языка и создаются для того, чтобы речевая коммуникация не прерывалась. Непрерывность речевой коммуникации обусловлена   общественным характером языкового сообщества.

Отправные правила «смены реплик» являются фундаментом речевого этикета и требуют гибкого применения в каждом конкретном случае общения.

  Так, например, если слушающих несколько, не следует отвечать на вопрос,   не обращенный к тебе лично. Это этикетное положение может быть нарушено, если лицо, к которому обращен вопрос, не отвечает на него и, тем самым, не выполняет одно из основных правил речевого этикета.

  Другой пример. Если даже сообщение по содержанию тривиально, рекомендуется не прерывать говорящего (ср. пословицу, формулирующую соответствующее правило: «Не любо — не слушай, а врать не мешай»).

  Соблюдение речевого этикета — есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением «элитарен тот, кто умеет «ступить и молвить «).

  Рассмотрим основные правила речевого этикета, сведенные в   таблицу:

 Таблица. Говорящий/слушающий. Типы высказываний/ответов





























 


Слушающий: типы ответа


Говорящий:   типы высказываний


Новое сообщение


Перессказ (репродукция)


Действие


Недействие и (умолчание)


Повествование


0


0



0


Вопрос


+



0



Побуждение


0



+


Примечание: знаком (-) в таблице обозначен тип ответа, не рекомендованный речевым этикетом; знаком (+) обозначен тип ответного действия, предписанный речевым этикетом; знаком (0) обозначен ответ, допускающий свободу выбора.

Данные таблицы показывают:

1)виды реплик различены типами ответа на них по-разному;

2)побуждение и вопрос исключают репродукцию (пересказ) текста; репродукция     возможна только при повествовательных высказываниях;

  3)вопрос и побуждение предполагают либо новое сообщение,   либо новое действие;

  4)повествовательное высказывание предполагает ответ любого типа или его отсутствие.

  Помимо общих правил следования реплик, в диалоге существует много частных правил, определяющих построение каждой реплики. Эти правила задают конкретное содержание реплик, их правильность по отношению к конкретному содержанию предшествующей реплики или реплик. Эти частные правила построения диалога и монолога подробно представлены в пословицах о речевых отношениях.


ДИАЛОГ


  Речевые отношения собеседников должны быть построены на основании формул вежливости: «Лошадь узнают в езде, человека в общении». Пословицы рекомендуют вежливую речь и запрещают невежливую: «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Из дурного рта выходит только скверное слово», как и оскорбление словом собеседника (о чем особо говорится в разделе «Правила для говорящего»).

Порядок ведения беседы.

  а) Предпочтение слова перед бессловесным действием:

«Умный языком, глупый руками».

  б) Предпочтение слушанья перед говорением:

«Язык   — один, уха два, раз скажи, два раза послушай «.

  в) Возможная значимость молчания на фоне всей беседы: «Молчанье тоже ответ «.

  Пословицы включают указания на типичные ошибки в построении беседы. Важнейшие ошибки:

1. «Отвечает тогда, когда его не спрашивают»   — указание на ошибку в порядке ведения беседы.

2. «Дед говорит про курицу, а бабка   — про утку» — указание на ошибку в теме беседы.

3. «Вы слушайте, а мы будем молчать »   — указание на ошибку в ответах умолчанием.

4. «Глухой слушает, как немой речь говорит»   — указание на ошибку в избрании собеседника.

Указанные ошибки могут привести к прекращению беседы.

  Соблюдение всех трех групп правил делает человека искусным в беседе, «удобным» собеседником: «Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется «.

  Все вышеперечисленные правила установления речевых отношений дают следующую картину. Формулы вежливости, на соблюдении которых настаивают пословицы, обеспечивают возможность становления диалога, так как представляют собой систему своеобразных «парольных слов», создающих уверенность в возможности начала и продолжения беседы.

  В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, отдавая предпочтение беседе перед неречевым занятием,   выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, «умея промолчать», не нарушая этикета беседы. Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает речи.

  Все, что может прервать речь или сделать ее неплодотворной,   считается ошибочным. Такими ошибками может быть избрание не того собеседника, нарушение темы беседы и порядка ее ведения. Эти ошибочные действия запрещаются пословицами.

МОНОЛОГ

  Монолог, как уже отмечалось, является частью диалога и   представляет собой сообщение, сделанное одним лицом другому лицу (или другим лицам) в ходе диалога. Особенности монолога определяются этикетными правилами построения монологического сообщения и его принятия, иначе — правилами для говорящего и правилами для слушающего.

Правила для слушающего

А. Необходимость искать различие в содержании речи, получаемой от разных лиц. Например, «Сто человек сто мнений».

  Смысл состоит в предписании выслушать и отдельно изучить каждое полученное сообщение, так как в нем изначально следует предположить возможность нового знания: «Рты у всех одинаковые, головы у всех разные «.

Б. Деление полученных высказываний на истинные и пригодные и/или ложные и непригодные. Например, «Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются».

  В устной речи, где содержание слито с индивидуальностью   говорящего, истинность и пригодность высказывания должны быть определены сами по себе, независимо от того, кем высказывание произнесено.

В. Необходимость отделять характер лица говорящего от содержания высказывания.

  1. «Не принимай решения, выслушав только одну сторону».

  2. «Все шакалы одинаково воют».

  3. «Одному нравится попадья, другому попова дочка «.

  Отделение содержания высказывания от характера лица говорящего строится на противопоставлении противоположных мнений и сопоставлении сходных. При этом основание сходства и различия зависит, согласно пословицам, от характеров говорящих.

  В то же время само содержание высказывания должно пониматься как независящее от характера говорящего.

  4. «Иногда и дурак умное слово молвит».

  5. «Чрезмерная мудрость хуже глупости».

  В противопоставлении «умный» — «глупый» различается истинность и полезность содержания высказывания самого по себе, независимо от характера говорящего.

Г. В содержании высказывания и в самой речевой ситуации следует распознавать намерения и интересы говорящего .

1. «Человек спрятан за своими словами, хочешь узнать человека — вслушайся в его речь».

2. «Лиса знает сто сказок и все — про курицу».

  Предлагается соотносить содержание высказывания с характером говорящего и объяснять хотя бы часть   содержания, исходя из намерений и интересов говорящего.

  Д. Следует помнить о возможной «неискренности» говорящего, способного иметь цель такого воздействия на слушающего, которое идет в ущерб слушающему.

  1. «Если бы неискренность горела, дрова были бы вполовину дешевле «.

2. «Зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».

  3. «Не доверяй человеку, хвалящему тебя», «Кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе «.

  Способ обезопасить себя от «неискренности», т.е. от воздействия говорящего, способного нанести ущерб слушающему, состоит в соотнесении высказываний говорящего, сделанных им в разное время разным лицам. При нахождении в содержании высказываний противоречия, обнаруживающего лесть или осуждение третьих лиц, служащих косвенным способом льстивого завоевания расположения слушающего, следует отвергать мнение и побуждение к действию, содержащиеся в высказывании говорящего.

  Е. Пословицы предлагают способы оценки общих особенностей содержания высказывания самого по себе, независимо от характера говорящего, его намерений и интересов.

  1. Нелогичность вывода: «Начал за здравие, кончил за упокой».

2. Непонимание ситуации: «Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли «.

3. Хвастовство и нереальность (вымышленность описания): «Родился раньше отца и пас дедовский табун «.

4. Неопределенность суждения: «Женили «если» и «разве» и родилось у них «если бы, да кабы».

5. Несовпадение формы выражения и содержания: «Буквы кривые, да смысл прямой».

  6.    Наличие иносказания: «Плоха та шутка, в которой нет половины правды «.

  Ж. Пословицы указывают на типичные ошибки в построении высказывания.

1. Бессмысленное подражание другим: «Раз модно пусть хоть трахома «.

2. Безосновательные мечтания: «Мыслями на троне, задницей в грязи «.

3. Безосновательное самооправдание: «Танцевать не умеет, а говорит, что пол кривой».

4. Неуместная щепетильность: «Балка нужника упрекает мельничную сваю за грязь».

5. Приписывание себе чужих заслуг: «Конь скачет, а всадник похваляется «.

6. Непонимание своего истинного положения: «Его из деревни гонят, а он просится в старосты».

7. Непонимание сути событий: «Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб».

8. Некомпетентность критики: «Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить».

9. Некомпетентные советы: «Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других».

  10. Лицемерие: «Нет, нет, взять не могу, положите мне в карман».

11. Искажение истины в гневе: «Гнев шагает впереди, ум сзади».

12. Самомнение и зависть: «Свой ум и чужое богатство всегда сильно преувеличивают».

13. Неосновательность суждения: «Причину и пластырь можно приклеить куда угодно».

14. Невежество: «Люди не любят того, чего не знают».

В целом фольклорные правила для слушающего могут быть   сведены в своеобразную программу, где полученное сообщение проходит серию осмыслений и проверок:

  а) внимательно отнестись ко всем полученным сообщениям;

  б) предположить возможность опасности и/или ошибочности, содержащихся в принятых сообщениях;

  в) в целях правильной оценки принятых сообщений разделить содержание сообщения и характер говорящего;

  г) распознать намерения и интересы говорящего, стоящие за его речью, в зависимости от характера его личности и прежних высказываний;

  д)    отклонить высказывания, имеющие цель побудить слушающего совершить недолжный поступок;

  е) установить позитивный смысл полученного сообщения.

Правила для говорящего

  Правила для говорящего строятся в целом   на предостережениях об опасности слова.

 

А.   Как уже отмечалось, говорящий, прежде всего, должен обеспечить ненанесение ущерба, который слово может причинить слушающему («Ножом убивают в безлюдном месте, словом на людях»), и предупреждение возможных дурных последствий от высказывания при его передаче («Все беды человека от его языка«), а также предусмотреть прямой ущерб самому себе от ошибочного высказывания.

  1. «Корову ловят за рога, людей за язык»

  2. «Слово стрела, выпустишь не вернешь».

  3. «Сердце глупца в его языке, язык умного в его сердце», «Лучше захромать на ногу, чем на язык».

  Предписывается осторожность со словом, коль скоро:

а) сказанное может обернуться против говорящего;

б) сказанное — однократный акт, не допускающий переделок;

в) сказанное — признак «ума» или «глупости» говорящего, в зависимости от содержания сказанного.

Б.   Следующая группа правил касается характера внутренних действий со словом. Например,

  1. «Прежде чем говорить, подумай о смысле слов».

  2. «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь».

  3. «Если боишься, не говори, если сказал не бойся «.

Эта группа правил предписывает:

а) всестороннее обдумывание будущего высказывания;

б) обязательную «фильтрацию» высказываний во внутренней речи путем отбора годных к произнесению высказываний внутренней речи;

в) точное и отчетливое произнесение отобранных высказываний внутренней речи.

В.   Классификация типичных неправильностей в произносимых высказываниях. Например:

1. Противоречие содержания речи и ситуации общения: «Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя».

2. Тривиальность содержания высказывания для слушающего: «Учит рыбу плавать».

  3. Многословие: «Веревка хороша, когда длинна, а речь, когда коротка «.

4. Повторение одного и того же содержания в данной ситуации общения: «И хорошее слово хорошо один раз».

5. Ложь, т.е. намеренно неверное представление действительности в речи: «У лжеца дом сгорел никто не поверил», «Где правда бессильна, и ложь не поможет», «Чем плохо скрывать, лучше хорошо признаться», «Пусть рот кривой, лишь бы слова были прямые».

6. Снижение ценности высказывания по причине неверного   выбора слушающего: «Мечет бисер перед свиньями», «Услаждает на лютне слух буйвола».

Г.   Рекомендации стилистико-риторического характера:

«Если хочешь возвысить человека   — возвысь, хочешь унизить тоже возвысь»; «Стреляет криво попадает прямо» ( об иносказании ); «Умный винит себя, глупый товарища» и т.п.

Правила речевого поведения для говорящего построены как программа действий, имеющих определенную последовательность:

  а) Предписывается произвести тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего.

  б) Предписывается обдумывать высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению.

  в)   Рекомендуется обдумывать отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя.

  Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий [см. блок-схему «Правила ведения речи»]. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило — действия слушающего имплицируют действия говорящего.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.