Москва зазвучала по-византийски (+ ФОТО)

3 мая 2012 г. в Москве в рамках XI Московского Пасхального фестиваля, состоялся концерт Византийского хора «Филатоните» хора из города Салоники (Греция). Концерт хора прошёл в здании Российской Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Своё выступление византийские певцы начали с тропаря Пасхи – «Христос Анести», который они спели на греческом, и на русском языках. Слушатели могли насладиться живым исполнением строгого византийского напева тропаря, который стал так любим в последнее время в Русской Церкви, что его поют на Пасху буквально в каждом храме. Кроме него прозвучали песнопения традиционных напевов, созданных с XII по XIX века в Восточной Римской империи, затем в Греции, находившейся под властью мусульман.

Во втором отделении хор исполнил небогослужебные старинные греческие песнопения, как духовные, так и светские, почти неизвестные в России. Аккомпанемировали хору музыканты на традиционных греческих музыкальных инструментах – гуслях и лафтах. В последнем номере регент повернулся и подал знак залу, так что все зрители начали хлопать в ладоши в такт музыке, как это делают во время исполнения народных песен в Греции.


Перед концертом было прочитано приветствие митрополита Волоколамского Илариона, в котором особо подчеркивалась важность сохранения традиции церковного Византийского пения. После концерта выступил ректор Российской Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау. Греческие певцы подарили Владимиру Мау икону Богородицы с Афона.

Хор действует при подворье афонского монастыря Симонапетра в Салониках, название хора «Филатоните» переводится как «друзья Афона». Хор был создан для того, чтобы развивать традиционное византийское пение за пределами Афона. Москву греческий коллектив посетил впервые.

Одиннадцатый Московский Пасхальный фестиваль проходит с 15 апреля по 9 мая 2012 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Художественный руководитель Фестиваля — Валерий Гергиев. За 25 дней Фестиваля состоится порядка 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ.

События симфонической программы помимо Москвы, где состоится 13 концертов, охватят 10 городов России, а также столицу Украины — Киев. В числе российских городов симфонической программы: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Ростов-на-Дону и Волгоград.

В насыщенной культурной и духовной программе (греческие гости собирались посетить мощи святой Матроны Московской (по словам отца Михаила Асмуса, в Греции особенно любят трех русских святых – Серафима Саровского, Луку Крымского и Матрону Московскую), регент Византийского хора «Филатоните» Димитриос Манусис, нашел несколько минут и ответил на вопросы сайта “Православие и мир” (благодарим преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Михаила Асмуса, любезно согласившегося переводить беседу с господином Димитриосом).

– Расскажите, как вы начали заниматься древней византийской музыкой?

– У меня широкое образование. Вначале я изучал психологию, педагогику и богословие. Позднее у меня появился интерес к музыке, и сейчас я заканчиваю докторскую диссертацию по византийскому музыковедению. Тема моей диссертации творчество Иоаниса Кладаса, имевшего звание лампадария в храме святой Софии в Константинополе и в царских палатах в XIV веке. Моим учителем был Грегориус Стасис из Афинского Университета. С 2006 г. я являюсь регентом храма Пресвятой Богородицы Одигитрии в Салониках и преподаю Византийское церковное пение в Афонском монастыре Симонапетра. Я занимаюсь не только церковной, но и традиционной народной музыкой.

– Какие произведения сегодня исполнял хор «Филатоните»?

– В первой части пелись пасхальные песнопения на напевы, созданные с XIV по ХХ в. Песнопение Христос Анести, которое мы пели сегодня, это сокращенный в XIX веке напев XIV века.

Во второй части прозвучали народные песнопения времен Византийской империи, созданные на территориях, выходивших за пределы современной Греции – это и Малая Азия и Балканы.

– Насколько полно в современной Греции сохранились традиции подлинного Византийского пения, а насколько они изменились с веками?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно два часа. Но кратко можно сказать, что до XII века напевы были очень простыми, а потом, с XII по XVII века развиваются очень большие и сложные распевы. Высшими точками церковного композиторства является время, начавшееся после турецкого владычества. После освободительной войны начала ХХ века певцы стали возвращаться к более древним простым напевам.

Мы не можем точно сказать, как звучали песнопения до XII века, потому что нотированные рукописи, созданные до этого времени, плохо поддаются расшифровке. Начиная с этого времени, мы имеем подлинные рукописи, которые мы хорошо понимаем и поэтому можно сказать, что мы в близкой степени воспроизводим древнее Византийское пение.

Текст и фото Александра Филиппова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион одобрил творчество священника, который читает рэп

Он отметил, что в манере чтения рэпа и церковных молитв есть сходство

Олег Погудин: Я не молюсь со сцены

Человек, для которого музыка романса стала абсолютной ценностью

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: