Мы должны трудиться творчески

Александр Александрович Волков – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и сравнительно исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он обучает риторике – искусству слова будущих пастырей, читая курс риторики в Московских духовных школах. Мы попросили Александра Александровича поделиться с нами своим пониманием того, как должен трудиться православный человек.

Несколько лет назад среди православной общественности ходила такая история: одна православная девушка должна была сдавать экзамен на знание компьютера, а в компьютерах не разбиралась. Пошла она к духовнику, тот помолился крепко. И вот, приходит девушка в день экзамена, садится за компьютер, а он у нее перегорел. Посадили за другой компьютер, у нее другой компьютер перегорел. Потому что духовник молился. И тогда ей сразу поставили «пятерку» и отпустили.

Эта история представляет собой отвратительное отношение к труду. Конечно, это миф, но с каким восторгом говорится о лжи, о которой просили у Бога! Это отражает отношение многих нас, православных, к труду.

Посмотрите на студентов: сколько у нас православных студенток, которые не учатся. Трудно найти православную, которая ходит в храм, и которая бы при этом училась, которая бы серьезно относилась к тому, чем она занимается. Мы говорим, наука – это плохо. Наукой заниматься не надо, а надо все время ходить в церковь. Наука –   вещь второстепенная в лучшем случае. Вообще, вред от знания очевиден, а польза сомнительна.

Священник говорит в проповеди: «Сегодня – будний день, праздник церковный, постарайтесь уйти с работы и прийти на службу». В православном человеке воспитывается пренебрежение к его обязанностям. Между тем, какая главная заповедь христианства? Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя. Что значит «возлюбить ближнего»? Мы любим тех, кому мы делаем добро, а не тех, кто нам делает добро. Реально возлюбить ближнего, значит работать ради ближних, служить им. Потому что мои ближние – это люди, с которыми я живу в одном обществе. И вот для них православный христианин должен честно работать.

Еще есть заповедь: шесть дней трудись в поте лица твоего, день же седьмой – субботу Господу Богу твоему посвяти. Шесть дней трудись в поте лица своего! Это значит, что православный человек должен трудиться, в первую очередь, трудиться честно и трудиться творчески. Вот задача православного. Труд для общества, труд для наших ближних – что это такое?

Человек состоит из души и тела; наша душевно-телесная жизнь тесно связана с обществом, в котором мы живем. И каждый человек рождается в определенном месте, в определенное время и среди определенного народа. Мы все родились в России, во 2-ой половине XX века, и это – крест, который дан нам Богом. Наша страна, наш народ – это наш крест, и крест свой надо любить. И в этом заключается идея христианского патриотизма, если угодно. Потому что человек, который уезжает из своей страны, по существу дела совершает нечто подобное самоубийству – он отказывается от креста, который дал ему Бог. И если мы любим свой крест, если мы – действительно христиане, значит, мы должны жить и работать не для того, чтобы деньги зарабатывать и свою семью содержать, а должны работать во благо нашего общества, во благо нашей страны. И это мне представляется одной из центральных категорий духовной культуры. Это центр воспитания культуры человека: нравственное отношение к обществу, нравственное отношение к труду, нравственное отношение к своей профессии.

Подготовила Любовь Макарова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.