Мы — не апостолы, апостолы — не мы?

В чём разница между нами и апостолами? Евангелие — о нас или не о нас? Кому это решать? Размышляет священник Сергий Круглов.

В один из дней, предшествовавших празднику апостолов Петра и Павла, служил я Литургию. И читалось за этой Литургией зачало из 10 главы Евангелия от Матфея. Прихожане, как всегда, слушали чтение благоговейно, преклонив головы, стоя смирно — так уж положено, когда Евангелие читают.

О чем эта глава?

Вот набрал Иисус себе 12 учеников — обычное явление для того времени, всякий бродячий раввин или толкователь Торы старался набрать себе учеников, двенадцать — ритуальное число, в начале главы перечисляются их имена. У учеников было много обязанностей, одна из них — распространять учение своего учителя. Вот с заданием распространять весть о том, что Царство Божие — тот порядок, когда надо всем властвует Бог и Его законы — уже тут, уже приблизилось, Иисус и отправляет учеников в города и веси Израиля. И вся глава — наставление ученикам, как им себя вести и что делать во время своей миссии — возвещения Царства.

Первый вывод, который отсюда следует, таков. Вот мы часто в богословских прях и приходских спорах цитируем всякие места из этой главы, любимое занятие — фехтовать цитатами, вырванными из контекста. То утешаем себя, что абсолютно всё по воле Божией происходит в нашей жизни, мы мол, лучше пары воробьев, и без воли Божьей у нас волос с головы не упадет, то стращаем друг друга, что нам надо возненавидеть отца и мать и всех близких ради веры и Церкви (и так нередко и поступаем), то подначиваем друг друга: а, ты верующий? А можешь больных исцелять и бесов изгонять, как вот тут сказано? Не можешь — значит, неверующий, все из-за грехов твоих!..

А ведь напрасно мы цитируем эти и прочие места десятой главы. Потому что всё, что в ней сказано, относится не ко всем вообще людям, а только к апостолам, к ученикам.

В главе ни слова не говорится о нашей любимой теме — о грехах и спасении (как недавно сказал один знакомый, «мы, прихожане, не столько христоцентричны, сколько грехоцентричны», и в горькой этой шутке есть доля правды…). «Как это?!« — воскликнет кто-то. А вот же сказано: будьте мудры, как змии, и безгрешны, как голуби!

Нет, там не сказано «безгрешны», там сказано именно «бесхитростны» в своей вести. О грехах и покаянии — общечеловеческом — в главе не говорится. Предполагается, что всё это для учеников — давно пройденный этап, и они, в отличие от нас, не зацикливаются на своих грехах и не превращают свою жизнь в вечный психоанализ, потому что давно оставили грехи в прошлом, а живут позитивным смыслом, творческой задачей: помогать Учителю в приведении в мир Царства Божия.

И все прочие вещи, сказанные Христом, столь нас впечатляющие и иногда даже приводящие в состояние, как сегодня модно говорить, когнитивного диссонанса: даром получили — даром давайте (что, что именно мы должны отдать даром?..), из-за Христа нас будут ненавидеть (мы, верующие, живем вполне себе безопасно и даже комфортно, никто не гонит сегодня православие в России, но так любим выискивать врагов, априори считая себя гонимыми — ведь вот же сказано…), вы стоите намного больше двух птиц (ну еще бы, скромно и с достоинством опускаем мы очи долу, ведь мы все-таки православные, соль земли, и хотя «великие-грешники-батюшка», но уж всяко получше разных там нецерковных!…), кто любит мать или отца более Меня, тот Меня недостоин (ну, об этом мы уже говорили: явная санкция на то, чтобы третировать, свысока поучать и нивочтоже вменять наших нецерковных домашних, соседей и сослуживцев), кто напоит кружкой воды одного из малых сих, тот (уж исполнил христианский долг и спасен, продолжаем мы, и свою мелкую и нерегулярно подаваемую милостыню бомжам, сидящим на паперти, почитаем этой самой «кружкой воды» и гордимся ею — а ведь здесь сказано совсем о другом: кто подаст кружку воды ученикам в их странствии, тот словно бы сделал доброе самому Учителю) — все это, сказанное в десятой главе, говорится вовсе не «вообще», а конкретно ученикам, посланным идти и благовествовать о Царстве.

И вот тут нам впору задаться серьезным вопросом.

Простите, но ведь мы, вступившие в Церковь через крещение, принесшие Христу обеты верности, получившие в таинствах Церкви те же благодатные дары, того же Духа, что и апостолы — что же мы, так-таки и не ученики? Тогда — кто же мы?.. Или все-таки ученики?

Перед нами — выбор. Выбор одной из двух, так скажем, моделей самоидентификации, а проще — одного из путей жизни.

Первый путь — осознать и себя учениками, долженствующими, каждый в свою меру, своим словом, а особенно — самим собою и своей жизнью, благовествовать о том, что Царство Божие уже посреди нас, что оно утверждено крестной смертью и воскресением нашего Учителя и Господа. Тогда все сказанные Христом наставления, переданные Матфеем в десятой главе, относятся и к нам.

И вот тогда, сравнивая свое духовное состояние и нашу жизнь с тем, что конкретно велит ученикам Христос, мы и впрямь можем прийти в ужас: как мы еще далеки от настоящего христианства!.. И этот благой ужас и может стать для нас началом настоящего покаяния, метанойи, перемены нашего ума и нашей жизни.

А второй — продолжать считать учеников, апостолов, святыми в смысле недосягаемыми полубожествами, место которым на иконе в сиянии позолоченных нимбов, а наше место — в поклоне у этой иконы, и не более того.

Считать себя — ну что вы, какими там «учениками», мы просто грешники, просто «верующие» (так и хочется спросить: во что?..), и мы будем продолжать ходить в храм для того, чтобы «отстоять Литургию», склонив главу, терпеливо выслушать возвещаемое напевом евангельское чтение, не вслушиваясь в смысл слов, поставить свечки да попросить Бога и святых — все о том же и вчера, и сегодня, и всегда: чтоб муж не пил, чтоб злодейка-соседка была наказана, чтоб найти работу, выиграть дело в суде, чтоб отпустили нас многочисленные хвори, и самое большее, что мы почитаем самой высшей сутью христианства — чтоб отпустили нас наши многочисленные грехи, в которых мы ежедневно сидим по уши и за которые нас обличает совесть…

Какое там благовествование, какая проповедь Евангелия! Нам, батюшка, не до жиру, быть бы только живу.

Думать и выбирать — нам, за нас никто этого не сделает. А вы, святые первоверховные Петр и Павел и все апостолы Христовы, помогите нам в этом выборе и молитесь Христу Богу о нас.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Почему апостолов как будто подменили?

Чем книга Деяний апостолов отличается от тех же деяний тех же апостолов в Четвероевангелии? – Отличается…

Нуждается ли Бог в нашей защите?

И что иногда становится нашим оружием против Него

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: