«На грани развода они спрашивают: а как по Божьему должно быть?»

|
«На грани развода они спрашивают: а как по Божьему должно быть?»

Протоиерей Сергий Мельников, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Новгороде, не любит эту цифру — сорок пять. «Подсчитать в точности нельзя, цифру обобщили», — говорит он.

Да и героического в ней ничего нет, даже будь она правдой: «Любой священник на любом приходе постоянно работает с проблемами семьи. И никто не считает: сколько из них потом передумали разводиться».

По благословению епархии отец Сергий более трех лет работает с областным комитетом ЗАГСа. Он присутствует на консультационных пунктах, куда обращаются пары на грани развода. В прошлом году таких консультационных приемов провели 119, сообщил областной комитет. Это означает, что на каждом приеме священник в среднем отговаривал от развода две-три пары.

Правмир спросил отца Сергия, какие слова он находит, чтобы супруги передумали разводиться, и есть ли рецепт счастливой семьи.

Сорок пять

— Отец Сергий, и все же эта цифра — сорок пять пар, которые передумали разводиться после разговора с вами — она верна или нет?

— Подсчитать это действительно очень трудно — потому что во многих случаях дальнейшая судьба людей неизвестна. Не все дадут телефоны, не все будут готовы к тому, чтобы им потом надоедали, спрашивали «ну, как вы?» Но я точно знаю, что некоторые семьи — может быть, и невоцерковленные даже — после беседы действительно задумались. И решили, что брак нужно все-таки сохранить. А цифра сорок пять пар — это…

— Вы работаете на консультационных пунктах при ЗАГСах. Не все пары на грани развода готовы идти на консультацию. Можем ли мы говорить, что те, кто все-таки приходит — поговорить со священником, с работниками ЗАГСа — все же еще не окончательно решили разводиться?

— Да, можно сказать так. Раз они пришли, значит, они все же еще цепляются, чают этой надежды. И во многих случаях они готовы претерпеть какие-то обиды, измены. И вот часто эти люди — запутавшиеся в своих любовных треугольниках и просто в жизни запутавшиеся — приходят и спрашивают: скажите, а как должно по-Божьему быть?

— И что вы отвечаете?

— И я рассказываю, как должно быть — с точки зрения Закона Божьего. Говорю не цитатами, а своими словами, нейтральными. Говорю, как Бог человека сотворил, и что хотел от него видеть. Говорю, как Бог велит делать, и какие результаты мы потом получим. Говорю: в конце все мы будем отвечать перед Богом.

Прот. Сергий Мельников беседует с молодёжью. Фото: vn-eparhia.ru

Прот. Сергий Мельников беседует с молодёжью. Фото: vn-eparhia.ru

Ответственность — это очень важный момент. Перед Богом, друг перед другом, перед своими детьми. Все состоит из ответственности. Зачастую люди спрашивают: а зачем нам этот документ о браке? Или: а можно у вас без регистрации повенчаться? Для многих это остается некой игрой, романтикой, такой вещью со стороны: вот все так делают, и мы так делаем. Нет реального понимания, что жизнь нужно организовывать, строить, развивать. Что это труд большой. И вот нужно им объяснять: документ из ЗАГСа нужен, чтобы вы почувствовали ответственность — и друг перед другом, и перед людьми, обществом.

— А у вас есть какая-то формула — условно говоря, волшебное слово? Вы его произносите, и люди больше не хотят разводиться?

— Все индивидуально. Некоторых людей уже знаешь какое-то время, и когда они второй-третий раз приходят — больше проникаешь в их вопросы. Они уже пришли, с доверием, искренне — конечно, тут и результат лучше.

А многое в разговоре выходит интуитивно, с Божьей помощью. И иногда Бог такие дает открытия в процессе беседы, что и сам внутренне чувствуешь — такая радость, удовлетворение!

Вот было с одной парой: вроде они пришли разговаривать, но муж пришел уже с таким настроем — ничего не хотел воспринимать. Он думал: сейчас послушаю, а потом разведемся. А я им в разводе отказал. Сказал: вы взялись за дело вместе, вот и тяните его вместе! Растите, обращайтесь к Богу, к таинствам ходите — поможет. И вот прошло уже полгода, и я вижу, что люди держатся. Строгость возымела действие.

Но это такая пара: она была замужем уже, и он был женат. А потом они пришли — в общем-то, через этот брак и пришли — к Богу. Обратились, стали воцерковленными людьми. И, наверное, это тоже их спасает, держит на плаву отношения.

Скрепы и стержни

— А, по вашему опыту, многие из разводящихся пар — верующие? Или же в основном эти люди не воцерковлены?

— Граница воцерковления зачастую очень расплывчата. Знаете, как бывает: пока тяжело — человек ходит в храм, просит у Бога помощи. Когда тяжело — почти каждый человек становится воцерковленным. И бывает, что человек как раз через эти семейные трудности приходит к воцерковленности.

А есть люди, которые уже глубоко рассуждают о духовных вопросах. Они осознают: как же без семьи я буду христианином? Если брошу жену, детей? Такой человек имеет в сердце эти глаголы Божии. И он, я думаю, больше терпит и больше старается. То, что он ходит в храм, обязательно дает ему обновление, подкрепление сил, стержень. И я бы сказал так: с воцерковленным человеком уже можно работать — он трудится сам, все происходит положительно.

— Люди каких возрастов, как правило, к вам приходят? Можно выделить какой-то наиболее проблемный возраст в семейных отношениях?

— Молодых приходит немного. Наверное, это от максимализма юношеского. Но когда приходят, радуешься вместе с ними, я бы даже сказал — со-радуешься. Радуешься, что пришли к священнику, в Церковь. Радуешься, что хотят разобраться в ситуации — для своей семьи, для детей.

Но в основном приходят люди уже в возрасте — прожили вместе десять, пятнадцать, больше лет. И у них проблема: выросли дети, заботы стало меньше, и вдруг, без этих забот, отношения расстраиваются. Это  бывает, к сожалению, очень часто.

— Отец Сергий, на ваш взгляд — каков рецепт крепкой семьи?

— Ну, я думаю — любить друг друга, какой еще рецепт может быть? И обязательно внутренний труд должен быть над собой. Что такое любовь в итоге? Это положить душу свою за други своя. То есть — за своего ближнего, за супруга. Что такое, собственно, семья? Это положи душу за своего ближнего. Это поступаться своими интересами ради интересов семьи, супруга, близких людей.

— В России появилась традиция в феврале отмечать день Святого Валентина — так называемый, день влюбленных. На ваш взгляд, это хорошо или плохо, что есть такой день? Потому что с одной стороны говорят, что корни у праздника — языческие, а с другой — все-таки в этот день людям напоминают о любви.

— Я без агрессии отношусь к этому дню. Конечно, это не совсем то, что нужно, но если даже на таком уровне людям напоминают о любви — почему нет? Если молодой человек девушке подарит цветы, скажет добрые слова, если дети научатся говорить добрые слова — пусть это будет. Хотя, мне не хотелось бы, чтобы этот день получил какое-то большее развитие. Потому что его содержание… Все же поверхностное содержание в нем.

Михаил Боков

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Никогда не говорите «Развожусь!»

Если преодолеть эту «трудность» правильно, то достигнешь великого наслаждения и счастья

Где мужчина

Тот, кто ушел от ответственности, не слышал слов Христа

Не ограничивай Бога своими мечтами

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, как мы бегаем по узкому кругу и боимся чего-то большего