На последнем рубеже смерти

Последние три  дня Страстной седмицы в древности  назывались Крестной Пасхой. Эти дни  и теперь выделяются изо всех дней года, они отличаются как от прочих дней великого поста, так и от предшествующих им дней Страстной. Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота посвящены молитвенному воспоминанию и сердечному переживанию событий 2000-летней давности, страданиям Спасителя мира — Господа нашего Иисуса Христа. Предательство Иуды, умовение ног ученикам, Тайная Вечеря, арест в Гефсиманском саду, суд  первосвященника, суд Пилата, поругание и осуждение на смерть, несение Креста, Распятие, Крестная смерть, погребение, всеблагое молчание перед запечатанными дверями Гроба Господня в надежде воскресения. Весь великий пост нас вел сюда, к преддверью Гроба, в котором умолкло на три дня Слово…

Священные воспоминания для православного христианина означают не просто память о тех  или иных событиях — это не то, что по-другому поводу называют: «нахлынули воспоминания». При чтении молитв, под благообразные скорбные песнопения и чтения из Священного Писания в уме могут пробудиться те или иные образы. Внутреннему визуальному ряду вполне помогает как иконография, так и такие более современные средства, к примеру фильм «Страсти Христовы» М. Гибсона, если речь идет о страстных днях.  Это по-своему хорошо, даже отчасти подобные духовные упражнения позволяют вытеснить из ума ненужную в эти дни житейскую печаль, помышления о суете, о важных и дважды важных делах, которые мы должны сделать, но смысл которых отступает и тает при приближении к последнему рубежу смерти — смерти Господа Иисуса.

Я думаю, что  очень важно для христианина  понять воспоминание как восстановление Святым Духом настоящей памяти о  истине. Не просто принятие свидетельства  Церкви о том, что то-то и то-то было именно так, как описано в Евангелии, а восстановление святой чистоты памяти как соработничества Богу — в прошлом, настоящем и будущем, и эта чистота напрямую зависит от покаяния, от того насколько мы старались во время поста сделать чистым свое око — как внешнее, так и внутреннее. Видеть в кротости сердца все глазами Христа. С Его помощью и укреплением евангельского духа. Священные воспомнинания для нас в дни Крестной пасхи  это попытка смотреть на мир и людей глазами Христа, несущего Крест, глазами Христа распятого. И если мы сможем восстановить в себе это святое состояние внутренней памяти — о жизни и смерти, о правде и суде, то и по пришествии праздника Воскресения Христова мы точно сможем смотреть на мир и на людей глазами (или сердцем) воскресшего Спасителя.  Может быть это прозвучит для кого-то слишком дерзновенно, но другого выхода  у нас нет.  Иначе как мы сможем называться христианами, если сердце у нас не Христово, если глаза наши видят мир в иной плоскости, нежели Сам Спаситель.

Страдания Спасителя  это исцеляющее душу человека лекарство. Мы часто понимаем свои беды и печали как самые самые страшные беды — это отчасти правильно. Современный  человек слишком часто остается наедине и в одиночестве со своими трагедиями и печалями, а ведь за унылой личиной отчаяния скрывается злобное лицо диавола, сжимающего сердце унывающего своими безжалостными когтями. И каждый со своей бедой как со своим «богатством неправедным…»

Есть один поразительный  пример, который меня самого очень сильно вдохновляет, когда случается на сердце какая-то печаль.  В 1905 году Великая княгиня Елисавета Феодоровна молилась над останками своего мужа, взорванного на части красными террористами. В первый же день она получает из Петербурга телеграмму от отца Иоанна Кронштадтского, в которой было написано примерно следующее: «Ваша скорбь о погибшем муже безмерна, скорбь же Матери Божией у Креста Спасителя — безгранична, сложите две этих скорби — Богородицы и свою и получите великое утешение…»

И в этом — радость. Но имеем ли мы право радоваться во дни Страстной седмицы? Это смотря о какой радости идет речь — житейское веселье и пустое смехотворство будут слишком вызывающими для христианской совести, для этого веселья есть другое время, кроме страстных дней.  Но, переживая вместе с Церковью эти святые дни, умом погружаясь в исторический богочеловеческий фон Евангелия, мы должны признаться себе — мы находимся в более выгодном, более радостном положении, чем святые апостолы, чем жены мироносицы, и даже книжники и фарисеи. Они не знали того, что знаем и чем дышим мы — книжники и фарисеи трудились от всей души, чтобы убить Господа, Иуда по своему старался преуспеть в предательстве, апостолы были поражены страхом и неведением, святые жены — спасались надеждой и верностью, но у черты смерти. Вера одних была в том, что смерть Спасителя это конец Его дела. Вера других — была слаба до смертной тоски и печали.

Мы же находимся  за этим последним рубежом — мы знаем о Воскресении и о победе над смертью. Мы знаем о поражении надежды фарисеев, мы сами для себя можем черпать в Воскресении неограниченные творческие силы — благодарение Богу нашему, воскрешающему души тех, у кого сожжена совесть, примерно так поется в известном акафисте «Слава Богу за все».  У нас есть возможность жить Евангелием не как инструкцией – «так делай, а вот так — не делай, это ешь, а вот это — не ешь», а как Книгой Жизни, определяющей наши дела и слова, наше отношения с людьми и миром. И если говорить в школьных терминах — последние дни Страстной седмицы должны стать для христианина школой, в которой учитель — Святой Дух, и Им мы имеем возможность научиться любви Христовой.

В эти дни  Бог обильно сеет в наших умах семя Своего Слова, нам же остается только вымолить душе чуткости и сокрушения, чтобы не себе самим приписывать благодатное преображение наших душ — это путь прелести, а дать Христу Самому действовать в нас любовью.

ПРИТЧА О БОЖЬИХ СЕМЕНАХ

Однажды женщине приснился  сон, в котором  она зашла в  магазин, а за прилавком  магазина стоял Господь Бог.

– Господи! Это Ты! – воскликнула она  с радостью.

– Да, это Я, – ответил  Бог.

– А что у Тебя  можно купить? – спросила  женщина.

– У меня можно  купить все,- прозвучал  ответ.

– В таком случае  дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья,  любви, успеха  и много денег.

Бог доброжелательно  улыбнулся и ушел в подсобное помещение  за заказанным товаром. Через некоторое  время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

– И это все?! – воскликнула  удивленная и разочарованная  женщина.

– Да, это все,- ответил  Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Наказывает ли Бог за свободу?

Мы трясемся от страха над страницами Библии, когда читаем ее поверхностно

Не мешайте Богу творить благое дело жизни

Есть лишь один выход – бросить суету и отдаться Промыслу

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: