Надо
Как Церкви реагировать на глобальную экономику

Господь и котировки

В начале 1990-х годов в одном из журналов я прочитал очерк о молодой московской семье брокеров. Супруга главного героя, отвечая на вопрос журналиста, откровенно поведала: мы люди верующие, часто бываем в храме. Цитирую её речь по памяти: «Сегодня с утра в церкви я молилась, чтобы котировки упали. Когда пришла в офис, они упали. Спаси, Господи».

Возможно, кто-то увидит в подобном подходе актуальный миссионерский проект. Приобщить предпринимателей к вере, пусть и наивной, через мольбу о котировках — почему бы нет? Но большинство верующих такую идею наверняка воспримут с улыбкой.

Так что же, отстраниться от курсов, котировок, фьючерсов и еврооблигаций, плотно закрыться дверями храма и сделать вид, что всё это «не для нас, а для них»? А если нет — как к этому относиться? Может, поколение назад молодые бизнесмены в чём-то были правы и сегодня самое время заняться соборной выработкой общецерковной молитвы о повышении мировой цены на нефть ради блага Отечества?

Миллиарды из воздуха с доставкой на дом

Впрочем, вряд ли паства должным образом оценит подобное усердие. И в ходе обсуждения речь шла совсем о другом. Церковь и рада бы оставить экономические неурядицы (или, наоборот, достижения) экспертам-профи. Но не позволяет сама глобализация. Вернее, её отрицательные черты.

Мир стал теснее, а континенты — ближе друг другу. Всё быстрее поезда, всё мощнее моторы, всё интенсивнее Интернет. Разделиться на «нас» и на «них» легко не получается. Немалое число «их», если внимательно разобраться, — мы сами.

Святейший Патриарх Кирилл рассказывал: включил однажды утром телеканал «Россия 24» и увидел двух бойких ведущих, которые объясняли, как из воздуха делать миллионы и миллиарды, демонстрируя в качестве образца для подражания «гения» валютных спекуляций Сороса. Этот пример Предстоятель назвал ярчайшим доводом против мнения, что экономическая повестка дня не имеет отношения к Церкви.

По мнению Патриарха, сегодня проповедь не может ограничиваться проблемами личной этики или семейных отношений. Когда для части общества идеалом становится получение денег из воздуха, Церковь обязана заявить, что подобный образ жизни далёк от христианства.

Куда заведёт прогресс?

Глобализация меняет нашу жизнь и может восприниматься по-разному. Казалось бы, что плохого, если государства объединяют свою финансовую мощь, а население обладает практически полной свободой трудовой миграции?

Есть анекдот: «Глобализация — это когда русский нападающий, играющий за английский клуб под руководством итальянского тренера, забивает чешскому голкиперу и получает премию от арабского шейха, которую тут же кладёт на счёт в швейцарском банке и размещает в кипрском офшоре». Так-то оно так… Только подобные форварды, баловни судьбы, пребывают в явном меньшинстве. На деле глобализация приводит не к упрощению, а к усложнению международных отношений, при ней всё сильнее расходятся «ножницы» между богатейшими и беднейшими странами. Нужен ли нам такой прогресс, от которого сплошные проблемы? А если нет — чем его заменить?

Как не утратить перспективу спасения

«Идея глобализма зиждется на фундаменте утилитарной этики, которая сама по себе материалистична. По отношению к ней следует высказаться критичнее», — считает председатель Информационного отдела Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент.

Допустим, брокеру — отцу семейства не греховно дважды в месяц получать в кассе честно заработанные деньги. Допустим, ему можно молиться в храме о повышении или понижении ставок (хотя лучше это делать с благословения духовника). Такие частные случаи вряд ли могут стать предметом для соборных обсуждений и высказываний. В центре внимания Церкви другое — алчный зев виртуального рынка, на знамени которого уже давно вместо классической формулы «товар — деньги — товар» победоносно рдеет «деньги — деньги — деньги!».

Проректор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич привёл данные, из которых следует, что финансовый капитализм убедительно берёт верх над индустриальным: транзакции с ценными бумагами занимают уже 97% мирового финансового рынка, а операции в сфере реальной экономики — всего 3%.

И, как говорится в проекте документа, Церковь не приемлет экономического детерминизма, такого богатства, все­властие которого ведёт к разрушению системы нравственных ценностей и к распаду веками складывавшихся общественных связей, к подчинению личности только земным интересам, к утрате перспективы спасения души.

Лучше вряд ли сформулируешь. Когда-то нам твердили, что экономика должна быть экономной. Сама по себе мысль, кстати, здравая. Но теперь от экономики в первую очередь ждут человечности. Кстати, после доработки документа его предполагается опубликовать в Интернете для общецерковного обсуждения.

«Журнал Московской Патриархии», специально для «Крестовского моста» Дмитрий Анохин

Автор этих заметок поёт в церковном хоре, работает редактором в «Журнале Московской Патриархии», а до этого окончил Московский инженерно-физический институт, занимался наукой в Институте молекулярной генетики РАН, журналистикой в газете «Вечерняя Москва», получал престижные творческие премии. Его размышления — о документе «Церковь и экономика в условиях глобализации», который недавно обсуждали на пленуме Межсоборного присутствия.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.