Наше личное Преображение: как стать светлым?

В праздник Преображения Господня священник Константин Камышанов размышляет о духовном преображении человека.

История Христа – это наша маленькая жизнь.

Мы, надевая на шею крест, проходим личное Рождество.

Однажды мы догадываемся о том, что любовь и жертва – это одно и то же, и тогда мы проходим личную Пасху.

Протоиерей Константин Камышанов

Когда мы понимаем, что служение Богу – не в мантрах и не в обряде, мы, подобно апостолам, выходим на личную проповедь.

Выйдя на проповедь, мы все меньше и меньше уделяем времени себе, до тех пор, пока мы становимся не интересны сами себе. И тогда мы как бы умираем для себя, но рождаемся в Боге.

В финале нашего духовного пути мы, очистившись от страстей, преображаемся и тем самым исполняем замысел Божий о себе – становимся подобными Ему. В Боге мы узнаем себя и позволяем Богу узнать Себя в нас. Так мы оказываемся с Господом лицом к лицу, как когда-то стоял Адам перед ищущим его Богом.

Смысл беседы Адама и Бога прост. Перед праотцем встал выбор: быть с Богом или предпочесть жизнь по своей воле. Адам выбрал второе.

Однажды и мы, полнее узнавая Бога, становимся перед Его лицом, как Адам, и принимаем решение: быть с Богом или спрятаться в страхе, отодвинуть Бога на самый край нашего личного мира и позволять Ему вмешиваться только тогда, когда нам это заблагорассудится.

Нам страшно раствориться в Боге и потерять себя в бесконечности. Личное Рождество, Пасха, Преображение и Пятидесятница страшны нам потому, что нам чужд Бог.

Жизнь без Бога полна страхов и тревоги. Жизнь с Богом полна любви и уверенности.

Мы страдаем от страха, и в то же время сами не желаем расстаться с ним. Этот страх близости Бога говорит о том, что мы не нашли… себя в себе, не нашли в себе образ Божий – источник нашего преображения.

Без Бога к нам приходит страх и боль. Этот страх многообразен. Внутренний страх думать и любить. Внешний страх рождается современным миром. Страх церковный приходит тогда, когда больше Бога боятся священноначалия и Устава.

Казалось бы, страдания должны заставить нас задуматься над тем, что жизнь без Бога все-таки очень плоха и что путь к Богу – единственный разумный и благой. В самом деле, зачем жить плохо, когда можно жить хорошо? Зачем жить без Бога, когда с Богом лучше?

Начало такой жизни просто и ясно: стать светлым. Для этого нужно расстаться с тьмой, которую удерживаем в себе: злость, жадность, лень, блуд, пьянство, гордость. Всей грязи не перечислишь. Да и не в числе дело, а в том, что наши пороки – «сокровища» абсолютно не нужные, более того – ядовитые. И лучше всего для нас – от них избавиться.

Наше личное преображение не обязательно должно проходить на горе Фавор и быть озвученным громами и подсвеченным молниями. Оно должно проходить тихо и просто: на каждой исповеди и каждом причастии.

После глубинного очищения, которое производит внутри нас Сам Бог, мы совершенно чисты. После того, как на причастии Он входит в каждую часть нашего существа, мы становимся святы. Нам ничего не мешает преобразиться и оставаться святыми и светлыми, кроме нашего повторного желания вымазаться.

В этом корень трагедии человека – в размене радости святой жизни на сладость греха. Добровольное помрачение ума и наша злая воля вновь и вновь повторяют в нас микросюжет Адамова грехопадения и последующего изгнания из рая.

Остается только удивляться: тому, как плотно связана наша судьба с вечностью и мирозданием, – и тому, что Адамово упрямство и глупость прорастают в нас корнями, тянущимися из глубин истории.

Из этого существует три выхода.

Первый – для тех, кто знает и любит Бога. Очистившись в храме, нужно внимательно следить за тем, чтобы в сердце не иссякала Божественная нежность любви. У каждой проблемы есть решение, которое либо гасит, утяжеляет и омрачает сердце, либо позволяет ему оставаться светлым. Нужно научиться всегда идти по тому пути, где на сердце не гаснет свеча. Для тех, кто знает, что такое любовь – это очень важный аргумент.

Для тех, кто выстроил отношения с Богом по расчету, должно быть ясно, что с Богом выгоднее, так как Он приносит то, чего не купишь – благодать и Царство Небесное.

Для тех, кто боится Бога, может показаться убедительным довод в пользу того, что без Бога страх и страдания больше, и ведут в конце концов к смерти и ужасу, вытерпеть который невозможно и не нужно.

На повестке дня стоит наше преображение, подобное Преображению Христа. Ризы нашего личного преображения уже сшиты и ждут нас. В самом деле, зачем не жить хорошо, когда мир создан для счастья и любви с прекрасным Богом и для жизни с Его прекрасными друзьями – святыми? Если мы захотим такой жизни, все они – Бог и святые – готовы помочь нам изо всех своих сил.

Все святые, молите Бога о нас!


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
В Третьяковке уже не первый раз повредили картину «Иван Грозный и его сын Иван»
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: