Научная фантастика – основа патриотизма?

|

11 октября на Патриаршем подворье Екатеринбургской епархии состоялась I конференция авторов патриотических произведений. Сам формат мероприятия оказался весьма неожиданным. Профессиональные писатели, в том числе и фантасты, попытались найти в развлекательной по своей сути литературе как религиозные, так и патриотические смыслы.

Научная фантастика

Так, писатель-фантаст, телеведущий Леонид Каганов в своём выступлении анализировал полюбившиеся многим с детства произведения Кира Булычева и Стругацких, указывая на один характерный для них момент: земляне помогают жителям других планет решать их проблемы.

— Это тоже вид патриотизма — ненавязчиво показать, что жители Земли оказываются чуть лучше, чем инопланетяне, — подчеркнул Каганов.

Другой писатель-фантаст, Глеб Гусаков в выступлении «Мощная научная фантастика — признак великой державы» отметил, что любовь к фантастической литературе в принципе характерна для людей, готовых принять религиозную картину мира, но ещё не пришедших к осознанной вере.

— В современном мире редко можно верующего человека или, наоборот, убеждённого атеиста, то есть людей с ярко выраженными убеждениями. Большинство составляют агностики — люди, готовые поверить в нечто сверхъестественное, но не имеющие чётких взглядов. Однако они, как и все, боятся смерти, ждут чуда, хотят узнать, что их ждёт в дальнейшем. Научная фантастика для таких людей по-своему замещает религиозную нишу, давая ответы на эти вопросы, — считает писатель.

При этом Глеб Гусаков подчёркивает: фантастические допущения в подобной литературе не должны идти вразрез с научной картиной мира, однако они чаще всего бывают столь смелы, что учёные не принимают их всерьёз. Однако читающая фантастику молодёжь, начав проявлять интерес к науке, в будущем сможет воплотить какие-то из описанных в книгах идей.

— Именно поэтому американцы, к примеру, вкладывают большие деньги в развитие научной фантастики, — заключил писатель.

Известный писатель и сценарист Юрий Бурносов в своём докладе анализировал современные киносценарии патриотической направленности и отметил, что российские фильмы на данную тему, к сожалению, уступают американским.

— Американцы снимают фильмы с большим уважением к себе, к своему народу. У нас все патриотические сценарии сводятся в основном к теме Великой Отечественной войны, однако и в таких фильмах присутствует ряд штампов: среди героев обязательно существуют репрессированный, уголовник, пьяный особист, расстреливающий всех подряд. Но ведь далеко не всегда война сопровождалась всеми этими реалиями. Однако продюсеры предпочитают фильмы с большим количеством грязи, даже несмотря на то, что это уже неинтересно зрителю. Например, фильм про маршала Жукова получился больше про его любовниц, чем про него самого. У нас почему-то считается, что зрителю интересна лишь чернуха, хотя он уже давно пресытился ею, — считает Юрий Бурносов.

Гость конференции, диакон Георгий Максимов (в прошлом тоже автор фантастических книг) обратил внимание на то, что верующие персонажи в современной литературе далеко не всегда получаются достоверными. Диакон Георгий посоветовал писателям обратить внимание на новомучеников Российских, поскольку знакомство с их наследием и подвигом помогает понять внутренний мир верующего человека.
— В детстве я читал книги о разведчиках, которые представлялись героями своего времени, но ведь жизнь новомучеников проходила среди гораздо более тяжелых и опасных обстоятельств. В отличие от разведчиков, священнослужители не могли слиться с толпой, они резко выделялись среди окружавших, и со стороны общества видели издевательства, со стороны государства – гонения и давление с прямым призывами отречься от Бога, угрозой ссылок и лагерей. Порой и со стороны собственной семьи они встречали непонимание, их детей заставляли отрекаться от родителей, и даже в церковной среде новомученики должны были оставаться всегда начеку, так как рядом были тайные осведомители и предателем мог оказаться твой сослужитель или прихожанин. Некоторых пастырей тайно предупреждали, что скоро их арестуют, им предлагали бежать, но они до конца продолжали служить и исполнять свой пастырский долг. В отличие от разведчиков они не могли ни отстреливаться от преследователей, ни принять капсулу с ядом. Они были беззащитны и знали это. Но и на допросах, и в тюрьме, и во время расстрела они сохраняли христианское достоинство и переносили все мужественно. Сохранилось много материалов – и рассказов очевидцев и писем самих новомучеников из заключения. Что двигало этими людьми? Что давало им силы? Поняв это, можно понять внутренний мир верующего человека, и узнать этот, для многих еще неизвестный, подвиг русских людей прошлого века, — заключил отец Георгий.

Ксения Кириллова

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Светлана Алексиевич: Знайте, сегодня время одиночества

И никто не освободит человека от личной одинокой работы над своей жизнью

Прощай, немытая Россия?

А чего это у вас все дома тут такие непокрашенные?

Мы за ценой не постоим!

Протоиерей Александр Ильяшенко о символике Победы на упаковках с кефиром и фаршем

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!