Не человек

Я уже писал о том, что насилие заслуживает безусловного осуждения. Писал о важности общественного порицания не только насилия вообще, но и насильника в частности. Были также слова о том, что наиболее мерзкая грань — осуждение жертвы. И именно о последнем хочется подумать глубже.

Не человек

В эпицентр общественного обсуждения попадают, как правило, вопиющие случаи аморального поведения: насилие над детьми, над беззащитными или инвалидами, даже насилие над животными.

Но есть тема, на которую говорить не принято: насилие над теми, чей моральный облик обществом осуждается. Действительно, соболезновать людям, вызывающим сочувствие, намного проще, чем пожалеть избитую проститутку или заключенного, отбывающего срок за совершение уголовного преступления.

А ведь если посмотреть непредвзято, именно в этом андеграунде творится настоящий ад. И в первую очередь — ад безысходности. Как попросить о помощи, когда в глазах других ты почти что сор под ногами? Как надеяться, что кто-то в тебя поверит, когда и сам в себя не веришь?

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

С понятием «человек» ассоциируется беззащитный младенец, благовоспитанный семьянин, выдающийся ученый, заслуженный спортсмен и так далее. Но не опустившийся наркоман, женщина легкого поведения или сидящий в тюрьме. «Они потеряли человеческий облик», — так звучит рефреном общественное мнение. Да, может быть, потеряли, но почти никогда и никто не захочет увидеть в этом, в том числе, и свою вину — за молчание, за безразличие, за осуждающий морализм, отведенный взгляд и прохождение мимо.

Никто не заставлял

Знаете ли вы, что в Европе уже давно существует движение за криминализацию действий «клиента» при покупке интимных услуг? Казалось бы, вполне очевидно, что наказание за пользование чем-то крайне аморальным — бесспорно и верно: наркотики, например, даже хранить запрещено. Но при этом покупать на несколько часов тело живого человека — можно. И за это не будет штрафа. И об этом будут затем за пивом в баре бахвалиться перед друзьями.

Я был просто шокирован, читая статьи на эту тему. В комментариях люди вдруг превращаются в пламенных борцов за свободу: «Это их свободный выбор!» Многие и многие совершенно безразличны к судьбам выброшенных за борт благополучного социума женщин: «кто ее заставлял», «получают удовольствие, да еще и деньги зарабатывают». Любое же упоминание о колоссальной криминализации проституции пропускается мимо ушей. Какая разница, что многие из женщин не достигли совершеннолетия! Какая разница, что их бьют, насилуют и убивают! Какая разница, что рядом наркотики, алкоголь и порноиндустрия. Какая разница? Ведь «сама виновата…»

Бесстрашная рука

И вот опять Христос задает вопрос осуждающим женщину, взятую в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7).

Вот Его пречистые ноги омывает Мария Магдалина: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14:3-9).

Этих примеров множество, и общий подход Иисуса из Назарета выражается в словах: «Пойдите, подумайте, что это значит: милости хочу, а не жертвы; ведь Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13).

После этих строк невозможно не задуматься о словах, что тьма не может поглотить свет. Что этот свет есть в каждом из нас, и Бог видит его и верит в него. Верит в человека даже тогда, когда не верит социум. Верит даже тогда, когда человек не верит в себя сам.

И если мы дерзаем называть себя христианами, от нас тоже требуется именно такая вера. Требуется дерзновенное усилие преодолеть свое безразличие, брезгливость, пустой и звенящий гордыней морализм. Преодолеть и увидеть в жертве своего ближнего. Сколь бы ни было тяжело рассмотреть человека в том, кто оступился, это необходимо.

Ведь завтра оступиться может каждый из нас. Ведь в момент наших ошибок больше всего душа жаждет одного: прощения и понимания, протянутой руки. Той руки, что не побоится испачкаться в чужой грязи…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Откуда берется “сама виновата”, или о том, чтобы не затыкать уши

#Янебоюсьсказать запущен феминистками, значит, это плохая акция?

Я_не_боюсь_поддержать

Главред «Правмира» Анна Данилова о флешмобе #Янебоюсьсказать