Не иудеи, но ленинцы

На днях вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой, выступая на пресс-конференции по поводу передачи Исаакиевского собора Церкви, заявил, что "люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек". Заявление произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы, так как выражение "черта оседлости" имеет отношение только к одной нации.
Не иудеи, но ленинцы

Не иудеи, но ленинцы

Профессор Владимир Лавров

Профессор Владимир Лавров

Владимир Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

– «По крови» В.И. Ленин был преимущественно не русский, но именно по русской составляющей он унаследовал склонность к максимализму, по немецкой – тягу и уважение к германской организованности и профессиональности, по еврейской – природные умственные способности и способность успешно действовать в своих интересах, исходя из складывающейся ситуации. Кроме того, были калмыцкая и шведская составляющие.

У Ленина есть пренебрежительные высказывания о русских и уважительные о немцах и евреях. Он ненавидел тысячелетнюю православную Россию и Русскую Православную Церковь. При этом по своему мировосприятию он был прежде всего воинствующим атеистом и интернационалистом, космополитом и гражданином мира.

Остальные лидеры Октябрьской революции – евреи Троцкий, Каменев, Зиновьев, грузин Сталин, поляк Дзержинский и другие – также являлись воинствующими атеистами и интернационалистами, хотя Сталину был присущ и антисемитизм.

Октябрьскую социалистическую революцию возглавили люди, не ощущавшие себя русскими, православными. Именно это облегчало их расправы с русским и православным! Не иудеи обрушили историческую Россию, ее обрушили большевики-интернационалисты и воинствующие атеисты. Именно их потомки, воспитанные в партии Ленина, сохраняют главного ненавистника православия на Красной площади, стоят насмерть за сохранение имени цареубийцы в названии метро и т.п.

Участвовали все народы

Священник Андрей Постернак

Священник Андрей Постернак

Священник Андрей Постернак, кандидат исторических наук, декан Исторического факультета ПСТГУ, директор Православной Свято-Петровский школы:

– Я против того, чтобы национальный фактор использовать в полемике для обоснования каких-то исторических событий. Очень легко пересечь определенную грань и скатиться в субъективные высказывания, которые могут быть восприняты как националистические, шовинистические. Всегда надо быть очень осторожными в высказываниях, когда речь идет о каких-то национальных проблемах.

Если говорить о событиях, связанных с революцией в России и гонениями на Церковь, надо иметь в виду, что эти гонения осуществлялись всеми людьми, которые воспринимали в то время определенную идеологию. Поскольку Россия была многонациональной страной, это были не только русские, но и представители других, самых разных национальностей.

Поскольку эта идеология стала разделяться господствующей партией, стала насильственно насаждаться и воплощаться в жизнь, то все народы, которые раньше жили в условиях православной империи, стали участвовать в тех страшных событиях, которые связаны с расстрелом новомучеников, с разрушением храмов.

Есть исторические факты, которые мы можем констатировать: революционное движение действительно было очень мощным на национальных окраинах, поскольку люди, жившие в национальных регионах, чувствовали себя ущемленными в определенных правах. Но подчеркивание национального фактора здесь субъективно, поскольку сначала в стране была идеология революционного меньшинства, потом она стала разделяться большей частью населения страны. Поэтому назвать ее «русской», «еврейской», «грузинской» или «польской», конечно, нельзя.

Большевистская идеология позиционировала себя и реализовывалась вне определенной нации. Все люди, которые ее разделяли, стали участниками этих страшных гонений.

Главное – это русская Смута

Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий:

Феликс Разумовский

Феликс Разумовский

– Кроме грубости и неуместности этого высказывания, на мой взгляд,  есть  и неадекватная реакция другой стороны. Зачем каждый раз из-за антисемитского ляпа огород городить? О сути дела тут всё равно никто говорить не будет, это никому не нужно.  Высказывания подобного рода используются исключительно для того, чтобы создать шум, а если получится – скандал.

Совершенно ясно, что в разрушении России, в революционной смуте, в гонениях на Русскую Православную Церковь принимали участие евреи. Но, с другой стороны, когда мы говорим о том, кто «выскочил из-за черты оседлости», можно вспомнить поэму Есенина «Инония». В этой поэме русский поэт грубо кощунствует о Христе.  И Маяковский не раз отличился на этом поприще.  А ведь они из черты оседлости не вышли. И русские мужики, убившие в сентябре 1917 года орловского священника и разграбившие его дом, –  тоже вроде как свои.

Между тем, в революционных безобразиях, в изъятии церковных ценностей, например, участвовали представители разных национальностей. Но, если бы не массовое отступничество русских людей, то ни о каком посягательстве на православные святыни речи быть вообще не могло. Тут главное – это русская Смута, наше самоубийственное помрачение, вследствие чего Русский мир встал на путь саморазрушения.

Я уж не говорю о том, что христианский подход исключает всякий антисемитизм, потому что это прямая хула на подвиг Спасителя. Христианская мораль, этика как раз и говорит о том, что в первую очередь надо подумать о собственной вине. Ныне,  в  год  столетия русской революции, напомнить об этом более чем уместно.   Как мы это всё  допустили…  И почему с такой злобой и остервенением  разрушали  Русский мир. Ведь так или иначе в этом поучаствовали почти все, русские люди всякого чина и звания.

Люди непричастные к этому безумию, конечно, были. Мы их почитаем как новомучеников и исповедников. Они вели себя в высшей степени достойно и претерпели до конца.

Кроме того, ясен контекст этого нынешнего столкновения. Он сугубо современный, и история вокруг Исаакиевского собора – только повод.  Тех, кто не принимают русскую жизнь и традицию, по-прежнему очень много. В этой роли чаще всего выступает т.н. либеральная общественность, хотя и не только. Эти люди именно провоцируют эмоциональные высказывания.  Стало быть, не надо давать повод «ищущим повода».   

Можно ли обсуждать русско-еврейский вопрос нормально? Я сошлюсь на свой опыт: можно.  Один из циклов моей авторской программы «Кто мы?  назывался «Еврейский вопрос – русский ответ». Этот «вопрос» начинался с Голгофы, с жизни Христа… Там говорилось и о участии евреев в русской революции, о евреях-комиссарах, принимавших участие в разгроме России, но там же говорилось и о Левитане. Так вот, Федерация еврейских общин наградила создателей цикла своей ежегодной  премией, что само по себе показательно.

Конечно, эта тема является серьезной и содержательной, по поводу нее можно и нужно  разговаривать. Но наше примитивное, варваризированное общественное пространство этот разговор не устраивает.  Сегодня нужен скандал. А для скандала эта тема является находкой.

Подготовила Ирина Якушева

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Вещий сон: а цепочка с крестом моим как будто ожила

Отрывок из книги Ксении Кривошеиной «Оттаявшее время, или Искушение свободой»

День памяти новомучеников: праздновать или каяться?

Как помнить тех, кто не отступил и тех, кто был палачом

О черте оседлости и пыльных шлемах

Из Троцкого такой же иудей, как из Сталина - православный

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!