Не мечом, но любовью. Православие в Колумбии

Не мечом, но любовью

17532_p

Русская Православная Церковь приходит в Колумбию

В последние годы заметно укрепляются позиции Русской Православной Церкви в Латинской Америке. Особая заслуга в этом принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В качестве Председателя Отдела внешних церковных связей он возглавил делегацию Московского Патриархата на «Днях России в Латинской Америке» (17 октября – 17 ноября 2008 г.), лейтмотивом которых стала русская духовная культура. Нынешний Предстоятель встретился с первыми лицами ряда государств, представителями общественности и русских колоний, освятил первую православную церковь на Кубе – Казанский храм, обсудил проекты организации первой в Латинской Америке православной семинарии в Гаване, строительства нового русского храма в Венесуэле и открытия первого прихода Русской Церкви в Колумбии.

Православие в Латинской Америке имеет более чем столетнюю историю. В 1887 г. русскоязычная диаспора Аргентины обратилась к Императору Александру III с ходатайством о сооружении храма на их второй Родине. Царь внял просьбе подданных, и уже через год, 14 июня 1888 г., в Буэнос-Айресе открылась православная церковь, приписанная к Императорской миссии. С установлением советской власти в 1917 г. русские общины Латинской Америки попали под омофор Русской Православной Церкви Заграницей. В 40-х гг. XX в. на юг Нового Света вернулся Московский Патриархат.

Панорама города Кали

Сейчас храмы воссоединенной Русской Церкви несут свою миссию в Аргентине, Бразилии, Чили, Парагвае, Венесуэле, Уругвае, Эквадоре, Боливии, Мексике, Панаме, на Гаити и Кубе. География приходов, в которых не возведены храмы, более обширна. Кафедра правящего архиерея Аргентинской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви располагается в Буэнос-Айресе. Ее долгие годы занимает митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко). В аргентинской столице находится также кафедра управляющего приходами Русской Православной Церкви Заграницей в Южной Америке епископа Каракасского Иоанна (Берзиня).

Настоятель Андреевского прихода

«Первый колумбиец» и митрополит Московский Платон

Митрополит Московский и Коломенский Платон

Первый латиноамериканец, соприкоснувшийся с Русской Церковью и вообще ступивший на русскую землю, – Франсиско де Миранда (1750-1816). Сын состоятельного торговца из Венесуэлы, он задался целью избавить Испанскую Америку от колониального ига, мечтал объединить ее в одно государство, которое именовал Колумбией – в память о Христофоре Колумбе. Потомки нарекли его «первым колумбийцем». В 1811 г., на заре войны за независимость от Испании, Миранда удостоился звания генералиссимуса первой в колонии суверенной республики – Венесуэлы, но вскоре был предан соратниками, выдан испанцам и умер в заточении. В 80-е гг. XVIII в. он ездил по Европе, изучая местные политические системы и стараясь найти поддержку своей миссии. В России дон Франсиско пробыл почти год – с октября 1786 по сентябрь 1787 г., исколесил европейскую часть Империи. Все свои впечатления Миранда обстоятельно заносил в дневник.

Монастырь на годе Монсеррат

Немалый интерес у «первого колумбийца» вызывали русские святыни. В Киеве он остановился в гостином дворе Киево-Печерской Лавры, осмотрел ее пещеры, любовался Софийским собором («одним из самых старинных и замечательных здешних храмов»1). Знакомство с церковной жизнью Москвы Миранда начал с Донского монастыря, о котором писал: «Находились там около получаса, и все это время я рассматривал фрески внутри собора, украшающие его плафоны, стены и т.д. По своему изяществу, манере письма и колориту они превосходят все те, что мне довелось видеть в греческих церквах; даже архитектура кажется более совершенной»2. Покровский собор латиноамериканец охарактеризовал так: «Композиция и замысел этой постройки поистине исключительны, так что это необходимо увидеть своими глазами»3. Он выезжал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где пообедал «с настоятелем на церковный манер: рыба, постное масло, но притом хороший мед и пиво…»4, и Новоиерусалимский монастырь, в котором получил в подарок от настоятеля литографию с панорамой обители.

Успенский храм в Боготе

Миранда поддерживал отношения с самыми известными государственными и военными деятелями России последней четверти XVIII в., не раз встречался с Императрицей Екатериной II. Среди его российских друзей был митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). «Это человек огромных познаний и очень откровенный, – отметил путешественник. – Доказательством отсутствия здесь терпимости, сказал он, служит то, что он не может мне сказать, что она существует»5. Дон Франсиско навещал архипастыря в его резиденции. Однажды «застал его в саду как истинного философа…. Мы рассуждали о политике и философствовали с той свободой, какая встречается лишь среди просвещенных и добродетельных людей»6. Владыка Платон показал чужестранцу наперсные кресты и драгоценности, украшающие митру, «агатовое распятие, перед которым преклонила колена фигура в монашеском одеянии, возносящая молитвы к Иисусу Христу»7.

Франциско де МирандаЦерковной теме посвящены многое страницы дневника Франсиско де Миранды; мы проследили лишь некоторые эпизоды. Заинтересованный читатель может сам ознакомиться с этим ценным источником: усилиями московских латиноамериканистов российские записи легендарного борца за независимость латиноамериканских народов вышли в свет отдельной книгой (см.: де Миранда Ф. Путешествие по Российской Империи /Пер. с исп. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика, 2001).

«Русские латины»

jmp01

Проводниками православной веры в Латинской Америке выступили выходцы из России, волею судьбы покинувшие Отчизну. Первые группы переселенцев – безземельные украинские и белорусские крестьяне – прибыли на континент в 60-е гг. XIX века. В Аргентину в 1861-1920 гг. перебрались 163,8 тыс. человек, в Бразилию в 1901-1920 гг. – 107,6 тысяч8. После 1917 г. поток эмиграции ослаб. Тем не менее, русские общины, многочисленные и не очень, постепенно освоили латиноамериканский ареал. «Русские латины» оставили след в истории. Главным хирургом чилийского флота в период Тихоокеанской войны с Перу и Боливией (1879-1883) был А.Я. Щербаков. Н.А. Фердинандов, на рубеже 10-20-х гг. XX в. живший в Венесуэле, признан основоположником живописи этой страны. Генерал И.Т. Беляев принес победу Парагваю в Чакской войне с Боливией (1932-1935).

В Колумбии, одном из наиболее развитых государств региона, присутствие россиян долгое время было незначительным. В первой половине XX в. русские попадали туда, как правило, случайно, странствуя по миру в поисках лучшей доли. Ситуация несколько изменилась в 60-е гг., когда советские ВУЗы, в первую очередь Университет дружбы народов, распахнули свои двери для студентов из т.н. третьего мира. В стране строящегося социализма получали образование сотни колумбийцев, многие возвращались домой с любимыми женщинами. Из «русских жен» и формировалась русская колония. Позднее она пополнилась сотрудниками представительств крупных компаний, частными предпринимателями, учеными, преподавателями, деятелями культуры. Численность россиян, проживающих в Колумбии, не превышает 400 человек.

jmp02

Успенский храм в Боготе

Православие в Колумбию принесли греки. В середине прошлого века в столице департамента Антиокия г. Медельине обосновался монах Афанасий. В 1967 г. состоятельный предприниматель Кристос Арванитис построил в колумбийской столице г. Боготе православную церковь – в память о своих пропавших без вести родителях. Храм был освящен 15 августа 1967 г., в день Успения Пресвятой Богородицы (по григорианскому календарю). Он представляет собой небольшое кирпичное здание под синим куполом в византийском стиле и расположен в престижном районе на севере города. Более 30-ти лет церковь не функционировала и открывалась только на время визитов греческого священника из Венесуэлы. В 1999 г. появился настоятель – колумбиец, о. Михаил (до принятия православия – Эрнандо) Гарсиа, изучавший богословие в Греции. Службы он вел на греческом и испанском языках. В августе 2008 г. владелец здания неожиданно закрыл Успенский храм. Спустя полгода он так же внезапно подарил его Константинопольской Церкви, однако богослужения еще не возобновились. Три года назад на юге Боготы была возведена церковь Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (настоятель – о. Иосиф (Доминго) Руис).

Православные храмы Колумбии находятся в юрисдикции митрополии Мексики Константинопольского Патриархата. Викариатство в Боготе возглавляет архимандрит Иосиф (в миру – Хуан Рамон Саравиа). В крупных городах действуют греческие приходы: святого евангелиста Марка в Медельине (настоятель – о. Давид (Марио) Сапата), святого апостола Андрея Первозванного в Кали (настоятель – о. Хризостом (Альберто) Ариас), святого великомученика Димитрия Солунского в Кукуте (настоятель – о. Серафим (Эктор) Валенсиа). Существуют общины верующих в г. Перейре и Манисалесе. В 2008 г. открылась домовая церковь архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила при столичном викариатстве. Фанар выделил средства на строительство храма в Кукуте. На приходах Константинопольской Церкви стажируется несколько семинаристов-колумбийцев. Колумбию четыре раза посещал митрополит Панамский Афинагор, экзарх Центральной Америки и Карибских островов.

Приоритетные направления служения духовенства Константинопольского Патриархата в Колумбии – социальная работа, благотворительность и миссионерство. Оно вносит весомый вклад в борьбу с наркоманией и сектантством. Большинство этнических колумбийцев, перешедших в православие, – бывшие участники сект. Священнослужители путешествуют по стране с проповедями, выезжают в поселок Хесус-Мария в департаменте Сантандер, где большинство жителей – православные. В этом отдаленном уголке построена православная часовня.

Кафедеральный собор

Колумбийских православных – около пяти тысяч человек (при населении более 44-х миллионов). По национальной принадлежности это преимущественно греки, ливанцы, сербы, русские, украинцы, румыны, болгары, хорваты, палестинцы и американцы, по профессиональной – служащие, инженерно-технические сотрудники, преподаватели.

Основание прихода преподобного Серафима Саровского

«В Успенском храме Боготы, а теперь в церкви трех Архангелов на важных службах, таких как Пасхальная, можно встретить около 60-ти русских. При этом русскими в Колумбии называют граждан всех республик бывшего СССР, – рассказывают представители российской диаспоры. – После каждой воскресной службы устраивается трапеза, поскольку всегда у кого-нибудь из прихожан находится причина пригласить за стол». Русские трудятся в приходах Константинопольского Патриархата. У истоков прихода в Кукуте, что неподалеку от границы с Венесуэлой, стояла единственная россиянка, проживающая в этом городе (любопытно, что более половины его паствы составляют православные венесуэльцы).

Известны случаи, когда в смешанных семьях мужья-колумбийцы присоединялись к восточной христианской традиции (правда, живут они за пределами Колумбии). Например, журналист Эрнандо Пиньерос, в годы работы в СССР встречавшийся с иерархами Русской Православной Церкви, освещавший торжества в честь тысячелетия Крещения Руси в 1988 г., накануне венчания принял православие с именем Ипполит и теперь является прихожанином Храма Христа Спасителя г. Майами (США) Православной Церкви в Америке.

Внутреннее убранство Успенского собора

Первым из священников Московского Патриархата наших соотечественников в Колумбии навестил о. Геннадий Героев. В 1989-1991 гг. будучи секретарем Экзархата Центральной и Южной Америки, а затем Аргентинской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви он два раза в год служил в молитвенном доме в столице, устроенном на квартире балерины Александры Красноперовой. В январе 1999 г. в Боготу приезжал настоятель прихода Покрова Пресвятой Богородицы в соседней Панаме архимандрит Товия (Глазырин). «На первую службу с участием о. Товии в храме Успения пришло много народа, подавляющее большинство женщины, – вспоминает сотрудница колумбийского отделения нефтяной компании «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» Л.И. Горбатова. – Верующими нашу толпу было назвать трудно, 70 лет атеизма бесследно не прошли. Народ просто не знал как себя вести, шумел, разговаривал. О. Товии было очень тяжело организовать нас. На следующий день он окрестил несколько человек, в том числе моего годовалого сына. Второй раз он приезжал в 2000 году, служил, крестил, освящал дома». С 2001 г. русскую паству в Колумбии окормляет преемник о. Товии священник Александр Горбунов. В Боготе богослужения проводятся в здании торгового представительства России (раньше братьев по вере принимал греческий храм), а в других городах – на дому.

Колумбийские православные разных национальностей все чаще говорят о необходимости создания русского православного прихода и строительства храма, который канонически должен принадлежать Московскому Патриархату. «Россия – главная православная страна мира, с глубокими церковными традициями, – объясняют они свою приверженность Русской Церкви. – Ей выпала миссия нести свет Православия по всему Земному шару». В мае 2007 г. в притворе Успенского храма под председательством о. Александра Горбунова прошло собрание группы русскоязычных боготинцев, принявшее решение об организации прихода во имя преподобного Серафима Саровского и избравшее приходской старостой Л.И. Горбатову. В январе 2009 г. русская церковная диаспора направила Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу обращение о благословлении открытия прихода Русской Церкви в Боготе. В Москве подготовительную работу координируют М.Х. Паласио и М.А. Киселев.

Митрополит Кирилл в Колумбии

Важным шагом в сближении Русской Православной Церкви и Колумбии стала встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и колумбийского Вице-президента Франсиско Сантоса Кальдерона 4 июня 2008 года. Сантос, его супруга Мария Виктория Гарсиа де Сантос и члены колумбийской делегации были приняты Предстоятелем Русской Церкви в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря в Москве. «Я искренне рад встрече с Вами. Думаю, что нас разделяет большое расстояние, но народы наших стран должны иметь знание друг о друге. Русская Православная Церковь не оставляет своих соотечественников и окормляет православных выходцев из России, живущих сегодня в странах ближнего и дальнего Зарубежья, в том числе и странах Латинской Америки: Колумбии, Аргентине, Бразилии, Чили, Панаме и других странах»9, – отметил Патриарх.

«Для меня большая честь познакомиться с Предстоятелем Русской Православной Церкви – одним из главных духовных лидеров мира, – сказал Вице-президент Сантос. – Наша страна – очень консервативная и очень религиозная. Церкви принадлежит огромная роль в обществе. Она способствует установлению мира в Колумбии, пережившей десятилетия насилия, и решению национальных проблем, в частности проблемы наркотиков. Церковь патронирует многие учебные заведения». Он выразил озабоченность тем, что в европейских государствах «Церковь вытесняется на периферию». «В Колумбии такое невозможно, ведь Церковь – хранительница основополагающих ценностей, таких как семья», – заключил Сантос.

По окончании аудиенции Святейший Владыка провел гостей в Крестовый храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, где, в ответ на просьбу Франсиско Сантоса, благословил народ Колумбии. В интервью автору этих строк Вице-президент признался, что общение с Его Святейшеством – едва ли не самый запоминающийся эпизод его недельного пребывания в России. Интересная деталь: Сантос приветствовал Алексия II как воцерковленный православный – скрестив ладони, приложился к его руке.

Это была первая встреча Патриарха Московского и всея Руси со столь высокопоставленным государственным деятелем не только Колумбии, но в целом Латинской Америки. И вскоре она обрела продолжение: 22 июля 2008 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл принял посла Колумбии в России Диего Хосе Тобона и автора настоящей статьи. В ходе беседы затрагивались вопросы, касающиеся положения русской колонии в Колумбии и налаживания ее полнокровной церковной жизни. «Идея открытия русского прихода и постройки храма, – сказал Тобон, – обязательно найдет отклик у колумбийского правительства. Мы готовы приложить все усилия для ее реализации».

Заметим, что глава колумбийской дипломатической миссии очень близок Русской Православной Церкви и мог бы послужить примером другим иностранным дипломатам. Он принимает участие в церковных мероприятиях, посещает храмы и монастыри в различных городах, молится за православными богослужениями. Диего Тобон был в числе немногих послов, присутствовавших на Божественной литургии и чине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя 1 января 2009 г. и лично поздравивших его на торжественном приеме 2 февраля.

14 сентября 2008 г. православные верующие Боготы собрались на заупокойную службу по жертвам агрессии правительства Грузии в Южной Осетии, совершенную о. Александром Горбуновым. На панихиде поминались и погибшие в сентябрьской авиакатастрофе в Перми: в разбившемся самолете находились родственники сотрудников боготинского офиса «ЛУКОЙЛ-Оверсиз».

24-25 октября 2008 г. в рамках «Дней России в Латинской Америке» митрополит Кирилл нанес пастырский визит в Колумбию, явившийся историческим событием, ведь дотоле русские архиереи не приезжали в эту страну. Владыка отслужил водосвятный молебен в здании российского торгпредства в Боготе и встретился с прихожанами Русской Церкви. Они проинформировали иерарха о работе, проделанной для развития прихода Московского Патриархата, и получили его поддержку в этом благом деле. Вскоре после восшествия на престол Московских Первосвятителей Святейший Патриарх Кирилл был официально приглашен вновь посетить Колумбию.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл с визитом

Его Святейшество радеет за всестороннее укрепление отношений с Латинской Америкой. На пресс-конференции накануне отъезда на континент, 15 октября 2008 г. он заявил: «Думаю, настало время, когда власть и общество должны осознать, что Латинская Америка должна стать приоритетом в сфере международной политики». По его словам, Россия и Латинская Америка сегодня остаются двумя центрами христианской цивилизации в глобальном масштабе10. Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2008 г., заслушав сообщение Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла об участии делегации Московского Патриархата в «Днях России в Латинской Америке», постановил «признать необходимыми дальнейшие усилия, направленные на укрепление присутствия Русской Православной Церкви в Латинской Америке и упрочение духовных и культурных связей с нашими соотечественниками, проживающими в данном регионе»11.

Колумбийские раскольники

19-я статья Конституции Колумбии гласит: «Каждый человек имеет право открыто исповедовать свою веру и распространять ее в индивидуальной или коллективной форме. Все религиозные конфессии и церкви равны перед законом»12. Свобода вероисповедания, к сожалению, играет на руку неканоническим религиозным объединениям, позиционирующим себя православными. В Колумбии подвизаются «Украинская Православная Автокефальная Церковь», «Украинская Автономная Православная Церковь в Америке», «Старокатолическая Православная Церковь», «Англиканская Православная Церковь», «Пресвитерианская Православная Церковь Колумбии» и прочие и прочие. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15) – сказано в Священном Писании. Самосвяты – умелые дельцы и шулеры, они практикуют денежные сборы, рекламируют себя в средствах массовой информации, вводят в заблуждение государственных, общественных и религиозных деятелей. «Архиепископия Эквадора, Центральной и Южной Америки УАПЦА» на своем сайте в фотогалерее предшественников ее главы, «архиепископа» Хризостома бессовестно разместила портреты Предстоятелей Русской Церкви, от Патриарха Тихона до Патриарха Пимена, после которого следует отлученный от Церкви Филарет (Денисенко). При этом сам лже-Патриарх УАПЦА не признает.

Из греческих священнослужителей лишь о. Хризостом Ариас, настоятель Андреевского прихода в Кали, противостоит мошенникам, обряжающимся в рясы. В январе 2009 г. он встречался с юристами министерства внутренних дел и юстиции Колумбии, объяснил им устройство Православной Церкви и убедительно показал, что раскольнические группировки наносят урон каноническому Православию.

Выставка русских икон

Один из факторов, потворствующих процветанию фальшивых «Церквей», – нехватка знаний о православной вере. Для колумбийцев она остается «terra incognita» Завесу тайны над Православием приоткрыла выставка 53-х икон из собрания Третьяковской галереи, прошедшая в октябре 2002 – феврале 2003 г. в крупном культурном центре Боготы – Библиотеке Луиса Анхеля Аранго. А в мае-июне 2002 г. в московском Храме Христа Спасителя экспонировались полотна выдающегося живописца вице-королевства Новая Гранада (такое название в колониальную эпоху носила Колумбия) Грегорио Васкеса Себальоса. Выставку можно назвать беспрецедентной по ряду причин: во-первых, творения католического мастера были представлены в одном из крупнейших православных храмов мира; во-вторых, они впервые покинули стены Кафедрального собора Боготы – кафедры примасов Колумбии; в-третьих, экспозицию открыли первые леди России и Колумбии – Л.А. Путина и Нора Пуйана де Пастрана.

Панорама города Картахе

Систематически изучением восточного христианства и русской иконописи в Колумбии занимается только один человек – глава Католического университетского фонда «Lumen Gentium» о. Альваро Дуарте. Результатами своих изысканий он делится в лекциях, на конференциях. В марте 2008 г. о. Альваро подробно рассказал об основах православного вероучения на семинаре, посвященном России, в университете г. Кали Icesi. На этом же семинаре с докладом «Философские умозрения в красках: русская средневековая иконология» выступила профессор факультета гуманитарных наук Университета Валье (Кали) уроженка России Ирина Васкес.

____________________

Более пятисот лет назад Новый Свет был вовлечен в орбиту мировой цивилизации. Конкистадоры, захватывая новые территории, соревновались в жестокости по отношению к коренным американцам. Воякам не уступали католические миссионеры: они считали индейцев, этих мудрых, трудолюбивых, наивных Божьих созданий, «чертовым отродьем», силой заставляли их принимать веру Христа, непокорных пытали и убивали. Православные пастыри добрались до Америки намного позже. И всегда демонстрировали глубокое уважение к местной культуре и традициям, шли к людям с открытым сердцем. Свою паству они обретали не мечом, но любовью, помня слова святителя Григория Богослова: «…Все, что делается не добродетельно, кроме того, что оно насильственно и неприятно, еще и непрочно» (11, 26). Приход Русской Православной Церкви в Колумбию, несомненно, окажет благотворное воздействие на духовное здоровье общества, позволит верующим приблизиться к древнейшей Христианской Церкви и даст дополнительный импульс развитию диалога между Россией и Колумбией.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 де Миранда Ф. Путешествие по Российской Империи. М., 2001. С. 93.

2 Там же. С. 174.

3 Там же. С. 177.

4 Там же. С. 195.

5 Там же. С. 184.

6 Там же. С. 191

7 Там же. С. 192.

8 См.: Хачатуров К.А. Латиноамериканские уроки для России. М., 1999. С. 281.

9 Предстоятель Русской Церкви встретился с вице-президентом Колумбии Франсиско Сантосом Кальдероном // http://www.patriarchia.ru/ 4 июня 2008 г.

10 Латинская Америка должна стать приоритетом внешней политики России, считают в Московском Патриархате // http://www.interfax-religion.ru/ 15 октября 2008 г.

11 Из постановлений Священного Синода от 6, 10 и 24 декабря 2008 г. и 23 января 2009 г. // Московские епархиальные ведомости. 2009. № 1-2. С. 112.

12 Constitución Política de Colombia. Bogotá, 2005. P. 10.

М.Х. ПАЛАСИО

Источник: Журнал Московской Патриархии
jmp09

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
В Южной Америке появится первый русский православный монастырь

Среди прихожан южноамериканской епархии уже есть желающие посвятить себя монашеской жизни

Народ шествует в Царство, только сектанты омрачают

Вербовка под прикрытием. Общественный помощник омбудсмена заманивала людей в секту...

«Секты – вон!» – это православная миссия?

Когда вместо того, чтобы проповедовать внешним, стоит заняться своим собственным устроением

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: