“Не осуждай – сим спасешься” Из воспоминаний о приснопамятном старце иеромонахе Серафиме Саровском

(Посвящается о. архимандриту Герману)

В начале своего дневника о. Арсений сообщает несколько сведений о самом себе. Уроженец г. Ливен Орловской губернии, происходил он от зажиточного купеческого дома Митрофановых; занимался и сам в молодости своей довольно значительными торговыми оборотами. Влечение к иноческой жизни почувствовал с 16-летнего своего возраста, но его удерживали в миру долгое время семейные обстоятельства, ибо по смерти своего отца состоял он единственной опорой вдовы-матери и малолетних ее сирот: брата, горячо им любимого, и двух сестер. Только на 27-м году жизни он сделал первую попытку сбросить с себя удерживавшие его семейные обязанности и всецело посвятить свои силы исканию «единого на потребу». Но эта первая попытка не совсем удалась, ибо по настоятельным требованиям матери он должен был вскоре возвратиться под родной кров и даже вновь принять участие в торговых занятиях своей семьи. Под предлогом поездки по торговым надобностям на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку*, распростился он с матерью в июле 1832 года и отправился в первое свое странствие по святым местам русским; сердце его стремилось преимущественно к Соловецкому монастырю, где предполагал он остаться для подвигов иноческих. По пути не преминул юноша-богомолец завернуть в Саровскую пустынь, где ярко горел в то время великий светильник христианского подвижничества, блаженный старец Серафим; молва о благодатных дарах его далеко разносилась по лицу земли Русской. Митрофанов трижды был у великого Cтарца и описал следующим образом эти приснопамятые для него посещения.

А. Ковалевский

В первый раз пошел я к старцу Серафиму с мыслью и намерением получить от него наставление и душеполезный совет в своем настоящем положении, несказанно смущавшем меня своей неопределенностью. С одной стороны, давний обет и влечение сердца твердили мне, отложив все мирское, житейское, идти по пути иноческого жития; с другой, – любовь к родительнице и брату внушали тревожную мысль, что я им еще необходим. С такими чувствами переступил я порог келлии Cтарца и нашел его в сенях лежащим на полу, одетого в нагольном овчинном тулупе и держащего в руках пшеничный калач, с видом, как бы его вкушает. Вспомнив рассказы испытавших на себе прозорливость Cтарца, что нередко отвечает он даже на мысленные вопрошения, я, поклонившись, стоял пред ним молча и мысленно просил, по данной ему благодати, разрешить мне недоумения мои к пользе душевной: идти ли мне в Соловки и там остаться, или же возвратиться домой. Старец приподнялся и, взглянув на меня пристально, махнул рукой, говоря: «Иди, иди, а потом назад неволею». Когда же подошел я к нему ближе, то он ласково меня благословил и, положив преподобные свои руки на мою голову крест-накрест, приказал читать за ним молитву исповедную. Потом дал две горсти белых сухарей, напоил из большого штофа святой водой и отпустил меня. Вышеприведенные слова его понял я не иначе как ответ на мысленное мое вопрошение, истолковав их себе в том смысле, что пора идти мне на подвиг духовный по воле, что же случится со мной по неволе, то в воле Божией.

На другой день отправился я после обеда в пустыньку Cтарца за 4 версты от обители, и повстречал его на дороге к ней, лежащим под большим пнем, покрытого сучьями древесными и как будто спящего. Одет был Cтарец на этот раз в коротенькую шубку, подпоясан веревочкой, у которой висела холщовая сумка с хлебом: вид подвижника напоминал собою монастырского служку или пастуха, и это смирение несказанно тронуло мое сердце, оставив в нем впечатление навсегда. По сотворении от меня молитвы, Cтарец поднялся, благословил меня, поцеловал в уста и в руку, чем привел в великое удивление и ужас, ибо не знал я до этого, что у Cтарца было такое обыкновение. Теперь осмелился я уже устно передать ему свои обстоятельства, прося его совета касательно желания моего спасаться в Соловецком монастыре, как месте, где удобно можно скрыться от поисков родительницы. Благословив мое желание спасаться, присовокупил он, что в свое время приведет его Господь в исполнение, и потом сказал несколько душеполезных слов о любви к Богу и ближним, тем более к родителям. На третий день опять отправился я в пустыньку Cтарца и нашел его у берега протекающего там ручья; он собирал камушки и носил их к колодцу невдалеке. Тут он много поучал меня, недостойного, из Апостола и Евангелия на пользу грешной моей душе, дал напутственное благословение, от меня же соблаговолил принять старинный серебряный рубль, сказав: «Это отдам я сиротам моим, живущим невдалеке, в женскую общину». Потом примолвил: «Смотри, да не явишися пред Господом твоим тощ, и чтобы огарков не было, а когда пойдешь в монастырь, не говори: то не так, другое не так, а говори себе: а я-то как, и не осуждай – сим спасешься».

 

К ПРАЗДНИКУ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ВЫШЕЛ СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ ПАЛОМНИКОВ В САРОВ И ДИВЕЕВО «ВСПОМИНАЯ С ЛЮБОВЬЮ»
 

Вспоминая с любовью: Преподобный Серафим, Саров, Дивеево глазами паломников XIX-XXI вв. / Сост. Н.Ю. Бутина. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. – 500 с. ISBN 97857429-0137-2

В книге представлены воспоминания посетителей прп. Серафима Саровского и паломников в Саров и Дивеево, от непосредственных самовидцев Батюшки до наших современников. Множество людей делятся своими духовными впечатлениями о преображающем воздействии святых серафимовских мест. Значительная часть материалов из дореволюционной периодики, вошедших в книгу, в наше время публикуется впервые. 

Книга поступила в продажу в магазин «Православное Слово» (www.pravslovo.ru)

 

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: