Не просто косая черта, или Осторожно, слэш!

Эта статья является нашим призывом к общественности и специалистам по подростковой психологии, нашим предупреждением о новой (старой забытой) уловке, порабощающей юные души.

О чем идет речь?

Слэш, или, иногда, слеш (от англ. slash, косая черта) — это жанр любительских произведений («фанфиков»), в котором описываются романтические или сексуальные отношения между персонажами одного пола, обычно мужского, взятых из уже созданных известных произведений, и в первоисточнике не имеющих явной гомосексуальной ориентации (Из Интернет-энциклопедии Википедия).

Для чего и для кого эта статья?

Думается, для многих читателей православного портала достаточно было прочитать приведенное выше определение нового и модного среди подростков и молодежи термина «слэш», чтобы прекратить дальнейшее чтение. Православному верующему тут все ясно и без статей. Это очередное проявление мира, «лежащего во зле», еще одна уловка диавола. А верующим подросткам, вероятно, полезнее было бы и вовсе не знать об этой проблеме.

Попробуем сразу пояснить. В данном материале нам, в первую очередь, хотелось бы показать серьезность и опасность этой проблемы. А, во-вторых, привлечь к ней внимание православных специалистов: психологов, педагогов, социологов, а также опытных священников-духовников. Наш небольшой опыт проведения встреч с нецерковной молодежью подросткового возраста, а также отсутствие специальных знаний и серьезного духовного опыта не позволяют дать исчерпывающие советы или готовые рецепты. Мы будем рады, если этот материал вызовет отклик у неравнодушных специалистов и опытных духовников, которые смогут высказать свое компетентное и квалифицированное мнение по данному вопросу.

В чем же проблема?

Большинство православных верующих, даже активно трудящихся на ниве христианского просвещения молодежи, при упоминании о проблеме слэша лишь пожимают плечами. «Первый раз об этом слышу!» «Я лично не знаю ни одного подростка, увлеченного этим!» «Не думаю, что это серьезная проблема, мало ли чего встретишь в Интернете». Вот примерный перечень обычных реакций православных людей на наш рассказ о проблеме. Стоит сказать, что и сами авторы еще год назад даже не подозревали о существовании слэш-движения. Но стоило лишь начать регулярные встречи для нецерковных подростков, опыт которых был описан нами ранее, как проблема встала довольно быстро и остро.

На первой же встрече поклонников современных экранизаций Шерлока Холмса нам был задан совершенно неожиданный вопрос: «А мы будем обсуждать слэш-темы?» Затем подобные вопросы задавались нам неоднократно, в том числе и в соцсетях. Проблема всплывала то тут, то там. То кто-то из участников вдруг хвастливо представлялся, как «старый слэшер», кто-то пытался так или иначе коснуться темы «любви» Холмса и Ватсона, а кому-то и вовсе общение без подобных тем было не интересно.

Покопавшись в соцсетях, изучив личные странички наших участников в этих ресурсах, мы поразились массовости этого явления. Например, в той же социальной сети «ВКонтакте» существует не один десяток сообществ и групп, посвященных слэшу, число участников в которых порой достигает десяти тысяч участников. Быть может, кто-то скажет, что в масштабах страны это не так уж и много, но активности организаторов этих групп можно только позавидовать, а потому можно ожидать лишь рост числа участников этих групп.

Особенно горько было видеть среди участников этих сообществ своих знакомых подростков, участников наших встреч. Страшно даже представить себе, что эти молодые ребята, большинство из которых еще школьники, ежедневно пропускают через себя такой объем порой откровенно порнографической информации: рисунков, фотографий, рассказов.

Следует отметить, кстати, что большая часть увлеченных слэш-темой — это именно девушки и девочки. Причина, в первую очередь, в том, что большая часть этих групп базируется на фантазиях на тему однополых отношений между мужчинами, героями популярных сериалов, кинофильмов, мультфильмов. Юношей-слэшеров среди участников наших встреч встречалось гораздо меньше. И большинство из молодых людей, приходящих на наши встречи довольно негативно относится к подобному увлечению своих ровесниц. Да и в этом нет ничего удивительного: парням самим хочется привлечь внимание девушек, а их внимание привлечено к совершенно иному.

Очевидно, что подростки — самая подходящая почва для посева подобного рода плевел. Неустойчивость формирующейся психики, подверженность влиянию социальной среды, погруженность в виртуальный мир, период полового созревания — все это делает подростков одной из самых уязвимых возрастных групп людей. А ведь подростки, как бы пафосно такие слова не прозвучали, — это все-таки наше будущее. Это будущее общество наших детей, и это может стать нашей личной проблемой.

Интересное наблюдение неожиданно сделали авторы. Многие девушки, увлеченные слэшем, оказывается, росли в неполных семьях. А иные не просто без отцов, но и даже без дедов. Некоторые уже в столь юном возрасте прямо говорят о том, что не понимают, зачем им в будущем муж, ведь они и сами могут прекрасно воспитать детей, их же воспитали хорошо и без пап (тут, безусловно, играют роль и общие проблемы страны — алкоголизация, навязывание ущербного образа жизни).

А отдельные девушки и вовсе мечтают на полном серьезе найти себе «мужа» женского пола и эмигрировать туда, где такая «семейная» жизнь будет вполне нормальной. Скажем по собственному опыту, что среди наших одноклассников и одноклассниц лет 15–20 назад ни таких мыслей, ни тем более разговоров не было! А что нас ждет еще лет через 15–20 даже и представлять не хочется! А представить, наверное, стоит.

И что же в итоге делать? Наши идеи

Было бы неверно просто напугать всех этой проблемой, а не попытаться предложить хотя бы что-то свое в противовес. Хотя и самим авторам было бы проще просто закрыть на проблему глаза и продолжать «заниматься православной молодежью»: проводить Евангельские кружки, участвовать в православных балах и лагерях, создавать хор приходской молодежи и т.д. Не подумайте, что мы пытаемся набросить тень на все эту очень важную работу по объединению православной (именно уже православной) молодежи. Нет-нет! Но все эти методы и мероприятия просто не работают в случае нецерковных подростков, которые прямо говорят: «Нам страшно было даже просто зайти на территорию храма, не говоря уж о разговоре со священником! Нам казалось, что православные — это такие страшные люди, с ярко выраженным ПГМ!» (ПГМ, «православие головного мозга» — термин, навязанный «радужной» общественностью).

А потому пришлось придумывать нечто иное, начинать с простого снятия психологического барьера в общении, понимании. Пришлось звать сначала на чай и на прогулки с играми, а уж потом пытаться донести до молодых людей свою позицию, позицию православного христианина, делая это буквально гомеопатическими дозами.

А уж начав это дело, бросить его мы просто не могли. Ну, не может нормальный православный человек смотреть спокойно на этих прекрасных, интересных, думающих, увлеченных, чаще всего даже крещеных, но совершенно не церковных, молодых ребят и даже детей, понимая, какая массированная атака, какая грамотная обработка их душ ведется здесь и сейчас. И, тем более, удивительно было авторам слышать негативные отзывы некоторых православных людей, обвинения в «модернизме», «лжемиссионерстве», «сектантских методах».

«Да, и с чего, вообще, вы взяли, что эта молодежь способна воспринять Благую Весть?» — прозвучал однажды вопрос православного христианина. «Как бы вам самим не повредиться, будьте осторожны!» Неужто мы должны заранее поставить на этих ребятах крест, как на не способных воспринять христианскую веру, неужто по-христиански считать их людьми второго сорта, неисправимыми грешниками, которых надо избегать, как прокаженных, чтобы ненароком не заразиться?

Нам кажется, что в первую очередь мы не должны ждать, пока они сами придут в храм. Это может произойти в их жизни и достаточно поздно, после серьезных трагедий и бед. А может не произойти и никогда. Поэтому мы и попытались сами пойти к ним. А куда к ним идти? Разумеется, в те самые социальные сети. А уже оттуда звать их к себе в храм. Авторы не жалели часов, стараясь активно присутствовать там, где происходит основное общение нецерковной молодежи.

Начав собирать регулярные встречи фанатов современных фильмов о Шерлоке Холмсе, первой и минимальной целью мы ставили просто снятие барьера в общении. Нам важно было показать этим ребятам, что с нами можно общаться, что мы не страшные и не злые. Мы совершенно искренне отнеслись к ним, как к друзьям, как к младшим братьям и сестрам. И им захотелось приходить к нам вновь.

При этом никто не сможет обвинить нас в обмане или подмене. Встречи проходили в приходском зале храма, один из авторов, священнослужитель, не скрывал своего сана. И авторы не скрывали своих мнений по тому или иному вопросу. А вот навязывать его мы не пытались. И этот метод дал свои первые плоды. Не сразу, конечно, но постепенно некоторые участники, вместо встреч фанатов, стали все больше посещать собрания наших приходских молодежных групп.

Кто-то начал задавать вопросы о вере. Иногда осторожно, издалека, в личной беседе, но и это было неожиданным. Многие, несмотря на эпатажность внешности и поведения, раскрылись, как думающие и глубокие люди. Прошел год подобных встреч, и мы смогли говорить уже открыто о вере и о Христе, просто потому что теперь нас стали слышать и слушать.

Конечно, мы мечтали более эффективно бороться со слэш-заразой. Но как? Мы много думали о некоем публичном диспуте на эту тему, и уже стали было готовиться всерьез, но любые попытки затронуть хотя бы вскользь эти темы вызывали бурную реакцию. Стало ясно, что диспут только подогреет страсти, а добиться с его помощью чего-либо положительного не получится. Об этом же говорили неоднократные попытки личных бесед со слэшерами. Стало очевидно, что слэш — это своего рода зависимость, которая мало рациональна и осознанна. Она, скорее, затрагивает уровень эмоций и чувств. А тут дискуссии бессильны.

Люди прямо говорили: «я не могу по-другому, я этим живу, я во всем вижу слэш, даже на улицах, в транспорте и т.д.” Доказать молодому человеку нерациональность этого не имеет никакого смысла. «А мне нравится» — таким будет самый распространенный ответ. А еще сложнее доказать греховность увлечения слэшем. Ведь за этим кроется целая идеология. Идеология хитрая, тонкая, диавольская, переворачивающая все с ног на голову. Вот и твердят все одно и то же: «Ведь вы, христиане, говорите, что Бог — это Любовь, так почему тогда любовь двух мужчин — это грех?» А другие повторяют другую ложь, что «любовь между мужчиной и женщиной — инстинктивная, животная, низменная, а вот между равными полами — истинная, духовная, ангельская»…

Вот и получается, что единственный инструмент, которым мы можем действовать, это показать им некую другую реальность, показать им, что можно жить иначе, жить ярче и интереснее, что есть настоящая дружба и настоящая любовь, что все это есть в Церкви и в Боге. И в каждой нашей встрече при храме или в кинотеатре на киноклубе, или в поездке на природу мы пытаемся им это показать. А не действовать мы уже не можем. Да и молчать не можем тоже. Вот поэтому мы и решили написать обо всем этом. Быть может, опытные и неравнодушные люди услышат нас, откликнутся, подскажут, поучаствуют и сами. Ведь время идет, а подростки подрастают…

P. S.

На момент написания статьи слэш-группы социальных сетей насчитывают более сотни тысяч подписчиков. В каждом фандомном сообществе (любители определенного жанра, фильма, стиля, актера и пр.) есть слэш-подборки, слэш-рассказы, слэш-направление картинок, видео, аудио и многого другого.

Созданное нами сообщество — публичная страница (паблик) по антислэшу, насчитывает единицы. Но единомышленников будут тысячи. Осталось собрать их и вместе активно действовать в соцсетях. Приглашаем всех желающих писать, редактировать, сочинять, творить, пропагандировать. Администраторский ресурс на общее благо https://vk.com/antislasher .

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Срочно! Педофилы усыпляют овчарок наркотическими леденцами!

Фейки из соцсетей и родительских чатов - кому и зачем это надо?

Хеллоуин как подростковый протест: 4 совета родителям

Почему наших детей тянет играть в страшилки и смерть

Ура, каникулы! 10 полезных блогов для школьников

История Москвы, химия и космос – что смотреть подросткам в Интернете

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: