Не путайте исповедь с психотерапией

Архимандрит Андрей (Конанос) - об ошибках в духовной жизни, которые мы часто совершаем.

Любая проблема имеет решение. И нужно помнить, что это решение не всегда бывает приятным, но оно всегда полезно для нас. И совсем не всё то, что легко и приятно, может разрешить проблему. А мы хотим только лёгких решений. «Пусть Господь решит эту проблему, и всё будет так, как я хочу!» Вот как мы говорим.

Как-то один школьник написал мне: «Я должен выучить двести слов на иностранном языке, а затем с каждым из них составить по предложению. Подскажи, как мне быть! Посоветуй что-нибудь!» Я ответил: «Учи слова. Снова и снова. Вот мой совет. Выполняй упражнение, пока не устанешь. Но и переутомляться не надо. Двигаешься вперёд, и когда начинаешь чувствовать усталость – в этот-то момент и появляется результат. Значит, учение принесло плоды. Да, это трудно, но другого пути для тебя, будущего абитуриента, нет».

Труд полезен для души, но неприятен из-за того, что мы привыкли расслабляться. Нам приятно только то, что расслабляет. Отдыхать, сидя перед телевизором, – это приятно. А когда нужно заниматься пять часов или хлопотать по дому – это быстро утомляет. Поэтому я и говорю, что иногда то решение, которое даёт нам Бог, нам не нравится: оно неприятно, трудно, даже немного болезненно. А мы привыкли получать от Бога одни подарки. «Какой подарок Господь приготовил мне на этот раз?» А ведь всё, что Он посылает нам, является подарком.

Архимандрит Андрей (Конанос). Фото: econet.ru

Архимандрит Андрей (Конанос). Фото: econet.ru

Всё, что Бог даёт по нашим молитвам, нам во благо. Ничего страшного, если при этом мы плачем. Мы абсолютно правильно делаем, что плачем. Имеем на это полное право. Зато через месяц, или год, или ещё какое-то время, мы вспомним, как плакали тогда, и скажем: «Ничего. Тогда я плакал, потому что не мог смириться, был упрямым. А ведь по сути, то, что довелось пережить, было мне во благо и помощь. Благодаря этому моя душа исцелилась. Я избавился от такой-то страсти, понял то-то и то-то. Бог «стряхнул» с меня эти проблемы. То, что тогда произошло, было к лучшему, хотя в тот момент мне было больно и я плакал».

Хорошо сказал по этому поводу Эйнштейн: «Ум, создающий себе проблемы и трудности, не в состоянии решить их сам». Эта мысль мне очень нравится. Мы запутываемся в собственных мыслях, а решить проблему не можем, потому что она сформировалась внутри нас. Следовательно, решение должно прийти извне. Откуда? От Христа. Нам поможет ум Христов, христианский ум, ум какого-нибудь друга, подруги, которые могут быть находчивее в этот момент или соображают быстрее.

Бывает так, что мы пытаемся самостоятельно справиться с какими-то трудностями, но ничего не получается. Как в случае с той девушкой, о которой я рассказывал, – когда она семь месяцев не принимала положенных ей лекарств, и всё это время я не отвечал на её письма, потому что, в противном случае, наш диалог был бы бесконечным и бессмысленным: «Здравствуйте, отче! Мне очень не хочется вас беспокоить…» И так два часа – в том же духе. Поэтому я решил подождать с ответом. А она всё писала и писала. «Отче, я не принимаю лекарства… Я думаю то-то и то-то…» И наконец я получил от неё письмо с такими словами: «Думаю, есть только два варианта: либо расстаться с этим человеком, либо покончить с собой». Вполне естественное решение, после того как человек запутался в собственных мыслях и не может найти выход из ситуации.

Я привёл этот пример к тому, что необходимо вставать (пусть через силу) и идти к духовнику со словами: «Прошу вас, отче, скажите мне что-нибудь, помогите мне!» Или еще к кому-то, кто является нашим другом-христианином. Придти и спросить: «Как тебе кажется – нормально ли то-то и то-то, или у меня просто ум за разум зашёл, потому и не могу найти верного решения?»

Идите к своему духовному отцу, чтобы он прочитал над вами разрешительную молитву, – но не для бесконечных разговоров. Когда я стал священником и начал исповедовать (после того как архиепископ прочитал нам специальную молитву), один игумен из монастыря в Оропосе сказал мне: «Теперь тебе надо быть очень осторожным с женщинами! Чтобы не сойти от них с ума». Я тогда ответил ему, что это перебор. Зачем давать такие советы священнику, который получил благословение на исповедь? «Что-то переборщил этот игумен», – подумал я тогда. А сейчас я говорю: «Пресвятая Богородица, сохрани его на многая лета!»

Игумен знал, о чём говорил, – ведь ему самому пришлось пройти через это. Потому он и посоветовал мне быть осторожным с женщинами на исповеди.
Ведь часто люди приходят к священнику или ещё кому-то не для того, чтобы поисповедаться, а чтобы просто поговорить. Давайте не будем путать одно с другим. Духовник исповедует, но исповедь совершается не для того, чтобы обсудить со священником подробно всю свою жизнь.

Скажу немного по-другому. Психоаналитик или психолог разговаривает с тобой сорок пять минут, ты говоришь, говоришь, затем достаешь пятьдесят евро из кармана и даёшь ему. Исповедь – это другое. Священник исповедует, выслушивает грехи, но если бы он должен был разговаривать с каждым ровно час, то в день исповедовались бы только два-три человека, потому что больше выдержать невозможно. Но перед аналоем стоят не двое и не трое, а очень много исповедников, и каждому нужно время. Каждому. При этом некоторым из них нужен не священник, а просто человек, которому можно излить душу, и они спокойно могут сделать это в тёплой компании друзей или с одним другом, в гостях у близких людей – раскрыться, поговорить по душам… И тем из нас, кто так делает, удаётся найти утешение и решить свои проблемы.

Как сказал мне один человек: «Отче, я очень рад, что у меня есть такие замечательные друзья! Когда мне трудно и голова перестаёт что-либо соображать, я рассказываю им о своих проблемах, и выход находится».

Но здесь я должен сказать ещё кое-что. Другой человек не даст тебе готового решения. Не нужно требовать этого ни от духовника, ни от друзей. Решение ты принимаешь сам, сам решаешь свои проблемы. Очень легко возложить ответственность на другого человека. Мы привыкли так делать. «Отче, что мне делать? Скажите! Выходить за него замуж или нет?» Допустим, я скажу: «Выходи!», а через какое-то время этот человек заболевает, у него обнаруживается душевное расстройство, одно, другое, третье, и тогда я услышу от тебя: «Вот, вы сказали мне выйти за него замуж, я и вышла!» Любая трудность – и ты сразу же вспомнишь обо мне.

Поэтому ответственность должна быть целиком на тебе. Это очень важно. Господь пришёл в этот мир для того, чтобы мы научились твёрдо стоять на собственных ногах. Чтобы просить у священника отпущения своих грехов и просветления по его молитвам. Чтобы наша картина мира прояснилась. Когда с глаз спадает пелена, мы начинаем видеть жизнь более ясно и можем принять верное решение.

«Я хочу сделать то-то и то-то». Не я говорю тебе, что нужно делать. Потому что так можно вырастить не зрелого христианина, а болящего, который будет постоянно ходить за тобой и просить: «Отче, скажи, а как мне здесь поступить? Какую машину купить? «Тойоту» или «Фиат»? Ну вот, я решил купить «Фиат». Только вот какого цвета – серебристый или белый?» Мне известны такие случаи, когда люди постоянно требуют принятия решений от других. Это возможно только в монастыре, где монахи находятся вместе двадцать четыре часа в сутки. Они вместе живут, вместе питаются, – их судьбы уже тесно переплетены между собой. А в миру такое невозможно, чтобы каждый постоянно приходил к духовнику с вопросами, а тот бы постоянно их разрешал. Нужно учиться просить Бога о том, чтобы Он просветил нас.

Но здесь появляется другая проблема. Хорошо, допустим, я принял решение. А если оно окажется неверным? Если в итоге я ошибусь? Тогда у тебя получится то, что неоднократно получалось у других людей. Что же? Ошибка. Просто ошибка. Почему ты так боишься ошибиться? Нет, я не говорю тебе совершать ошибки, я просто пытаюсь объяснить, что в этой жизни без ошибок ничему не научишься. Никому это не удаётся. У меня в доме на третьем этаже живёт девушка-пианистка. И вот когда она играет, я знаю одно место, где она постоянно ошибается. Никак оно у неё не получается. И каждый раз, слыша это, я говорю про себя: «Ну давай же, дочь моя, научись же наконец играть это место правильно!» Играя произведение пять месяцев, можно и не ошибаться.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В Москве проходит Международная конференция православных психотерапевтов

Участники обсуждают такие темы, как «Богословие зависимости», «Воспитание личности в семье: психотерапия семейных отношений» и «Нравственно-ценностный…

Не бойтесь ошибок

Личная борьба всегда приводит к верному решению

Архимандрит Андрей (Конанос): Как услышать волю Божию?

Почему-то нам кажется, что Господь – такой же, как и мы