Не раздражайте детей

|
Почему школьник мог убить учителя? Как воспитывать детей, чтобы такая ситуация не повторилась? Размышляет Владимир Берхин.
Не раздражайте детей

Старшеклассник пришел в московскую школу с отцовским ружьем и кинжалом. Застрелил учителя географии, отстреливался от полиции, убил полицейского, захватил в заложники целый класс, а после был обезврежен спецназом.

О том, почему школьник это сделал, никто не знает точно. Мало что известно о нём самом, кроме одного.

Когда в фильмах возникает персонаж «школьный стрелок», он, как правило, изображается в виде презираемого окружающими девиантного неудачника. В кино он обычно двоечник, его семья бедна, его не любят девушки, им пренебрегают школьные лидеры, не поддерживают учителя. Он постепенно звереет и в какой-то момент срывается, выпуская на своих обидчиков всё, что накипело в страдающей детской душе.

И это логичная картина. Однако жизнь оказалась не такой, как фантазии сценаристов.

Стрелявший старшеклассник был отличником. Ездил на олимпиады, шел на золотую медаль, близких отношений ни с кем не имел, даже «не переписывался вконтакте». Учился на круглые пятерки — по некоторым данным, и учителя-то застрелил за четверку.

Повторюсь, никто не знает, почему так произошло. Но ежедневно приводя в школу свою дочь, вспоминая собственную учебу, я могу сделать одно предположение.

Главный путь к отличной учебе — это насилие. «Учи уроки», «есть такое слово — надо», «не ленись», «а голову ты дома не забыл», «сиди ровно», «надо себя заставить», «а ты через не могу» — кто всего этого не слышал? Почти всякий ребенок с момента поступления в школу живет в постоянном стрессе — на него беспрерывно давят со всех сторон, заставляя получать нужные оценки.

«Ненавидя подниматься затемно, в душный класс по холоду скользя», — эти слова поэта описывают мои воспоминания от средней школы почти в полном объёме. Школу я помню как одно сплошное насилие. Нет, меня никто не бил. Но любой огрех, послабление, неспособность вписаться с правильным лицом в правильный момент оплачивались публичным унижением.

Нет, учителя не были садистами, родители не были садистами, одноклассники тоже были совершенно нормальными детьми. Просто система такова, что надо или скакать наравне с окружающими, или тебя будут топтать — не со зла, а в силу ритма движения. И тот, кто неспособен в этом участвовать (причины неважны), но всё же стремится вписаться в процесс, вынужден или жёстко муштровать себя, чтобы не отставать в учебе и пользоваться поддержкой учителей, либо честно на всё плюнуть и влиться в ряды двоечников, дабы найти себя в противопоставлении старшим.

И если второй путь закрыт родительским доглядом, то насилие — это всё, что остаётся у человека. Загнать себя, заставить, вышколить. И получить жизнь в постоянной боли.

Потому что ребёнок, а тем более подросток — это не машинка для получения и демонстрации знаний. Это не менеджер среднего звена, мечтающий попасть в высшее и сидящий на работе ночами. Не спортсмен-рекордсмен, неспособный прожить без звания лучшего. Подросток обязан интересоваться не учебой, а жизнью. Не золотой медалью, а девочками. Не пятерками, а общением.

И вложенное в душу насилие может накапливаться и прорываться — в интересах, во внешкольных увлечениях, в трудных отношениях с самим собой. Если помножить всё это на сумасшедший современный ритм жизни, культ непременного успеха, постоянную гонку за недостижимыми лидерами и кумирами, всеобщую невротизацию, нездоровую экологию и прочие прелести жизни в мегаполисе — ничего удивительного во вспышках насилия нет.

В Писании сказано, что необходимо быть как дети. Дети — цельные. Они всему отдаются целиком и полностью. И если в них закачивать ненависть (а ненависть — это нормальная реакция на бесконечное насилие), то оно, несомненно, вернётся. И оно захватит начинающего человека полностью.

А также в Писании сказано — родители, не раздражайте детей. Не доставайте их. Не требуйте победы в постоянной гонке за успехом. Не превращайте в карьерные автоматы раньше времени — это они ещё успеют сделать и сами.

Дайте им побыть детьми. Иначе от кого вы научитесь, что такое «быть как дети»?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
«Это же ребенок» – иногда хочется медленно повторить это взрослым в глаза

Как родители дружат против детей с особенностями поведения

Наша религиозность может быть угрозой для детей

И тогда их очень легко будет заманить в совсем другую жизнь

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: