Небесная литургия в Бутово

Небесная литургия в Бутово

 

Днесь новомученицы Российстии / в ризах белых предстоят Агнцу Божию / и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: / благословение, и слава, и премудрость, / и хвала, и честь, / и сила, и крепость / нашему Богу / во веки веков.

Кондак новомученикам

1 мая 2010 года в день памяти Новомучеников и исповедников российских на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в Москве в 11-й раз состоялась торжественная литургия под открытым небом. Литургия в этот день совершалась 1 мая по н. ст., день, до сих пор ассоциирующийся с торжеством рухнувшего коммунизма, борцы за который в свое время и устроили этот полигон.

У каждого христианина есть выбор, куда поехать в этот день: по своим делам или на Бутовский полигон, чтобы почтить память святых и других людей, погибших безвинной мучительной смертью, и ныне прославляемых Церковью.

Литургия под открытым небом

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, видом подобный камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Отк. 4,3

Богослужение в память новомучеников, совершаемое в Бутово , – это литургия, совершаемая под открытым небом на полигоне, где происходили массовые казни невиновных людей. Этот день собирает под предстоятельством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, многих епископов, сотни священников и диаконов Москвы и Московской области и тысячи людей со всей России.

Перед службой, под открытым небом строят крытый деревянный помост для совершения литургии и помост для певчих.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцати четырех — старцы, облеченные в белые одежды, и золотые венцы на главах их. Отк. 4,4

Как проходила первая литургия в Бутово

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом Его, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом — как бы море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четверо животных, исполненных очей спереди и сзади. Отк. 4,5

 

А. Б. ЕфимовМы попросили одного из участников самых первых Литургий на Бутовском полигоне, заместителя декана миссионерского факультета ПСТГУ, кандидата физико-математических наук, А.Б. Ефимова, поделиться своими воспоминаниями о том, как они начинались.

– Первыми прославили Новомучеников в Зарубежной Церкви, а вслед за ними и мы. Дело не в том, чтобы под открытым небом совершать службу, а в том, что бы позвать всех священников Москвы и области.

Тогда еще митрополит Кирилл со Святейшим Патриархом Алексием и владыкой Арсением все это придумывали и делали, а Николо-Кузнецкий храм очень много в этом помогал. В частности, нужно было сделать помост, где шла литургия, сделать помост для певчих, другие устройства, необходимые для организации и совершения богослужения.

Наконец, начались эти службы, где присутствовало по 400-500 епископов священников и диаконов. Все началось уже после того, как был построен деревянный храм при настоятеле отце Кирилле Каледе. У него появился очень добрый прихожанин и благодетель, который много помогал при строительстве. Потом началась подготовка к строительству нового каменного храма. Закладывали этот храм вместе глава Русской Церкви и глава Зарубежной Церкви, хотя тогда наши Церкви еще не были объединены. По существу, их объединили наши Новомученики.

– Кто и как организовывал первое богослужение?

– Это делал владыка Арсений с отцом настоятелем Кириллом, а благословлял это богослужение сам Патриарх. Еще раньше там началось исследование судьбы Новомучеников и сохранение их памяти. С самых первых месяцев Перестройки велась работа по созданию базы данных по новомученикам. Эта база включает огромный материал Бутовского полигона – сохранились почти все документы. Удалось просмотреть все следственные дела и представить к канонизации почти 400 новомучеников. Теперь в Бутово прославлено святых больше, чем в Киево-Печерской Лавре и других духовных очагах. Потому теперь это, может быть, крупнейший центр нашей святости.

Первой службой была панихида по всем невинно убиенным в 1999 году, в память Новомучеников, которые были прославлены в следующем 2000 году. Ее совершал сам Патриарх.

На Бутовском Полигоне похоронен дед настоятеля Кирилла Каледы, священномученик Владимир Амбарцумов. Он был протестантом, перешел в православие и делал очень много добра. Его привезли в Бутово и расстреляли после краткого допроса. Потом его зять, священник Глеб Каледа, вошел в инициативную группу, которая стала просить разрешение поставить там храм. И первое, что там было сделано, это поставление Поклонного Креста.

Фабрика смерти

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. Отк. 4,7

Многие русские люди думают, что Бутово это только новый жилой район Москвы. Но сегодня все больше людей знает, что это место стоит в одном ряду с такими местами, как Соловки, Колыма, Бабий Яр, Бухенвальд, Освенцим. Именно в Бутово находится бывший расстрельный полигон НКВД.

Как рассказывает Ростислав Николаевич Кандауров, сын священномученика Николая Кандаурова, этот полигон создал предположительно Н.С.Хрущев по приказу И.В. Сталина. В конце 1936 года Сталин готовил выборы и принятие новой конституции, и перед этим он готовил «чистку», как тогда назывались массовые расстрелы. Решение Политбюро, по указанию Сталина, о подготовке массовых расстрелов, было принято в первых числах июля. Вскоре Хрущев доложил Сталину: «Москва к чистке готова». В ночь с 7 на 8 августа 1936 г. фабрика смерти в Бутово начала действовать. Было создано два полигона – в Бутово расстреливало московское управление НКВД, а в колхозе «Коммунарка», на месте бывшей дачи Ягоды,- Центральный аппарат НКВД.

Людей привозили из тюрем со всей Москвы в закрытых автозаках с надписью «Хлеб», так называемых «душегубках», в которых в отделение, где находились люди, подавались выхлопные газы. Арестованных раздевали догола, связывали, затыкали рот и бросали в машину. Это придумал Берг, начальник административно-хозяйственного отдела УНКВД Московской области, также как и процедуру расстрела. В центральной части полигона был огороженный колючей проволокой барак. Сюда приводили людей якобы для «санитарной обработки». Здесь проводилась сверка документов, наличие фотографий осужденных, затем их передавали сотрудникам расстрельной команды, состоявшей из нескольких человек.

В день расстреливалось до 500 человек – столько же, сколько погибало потом на войне. Максимум убитых приходится на 28 февраля 1938 года: в этот день на Бутовском полигоне было расстреляно 562 человека. Расстрелы производились из наганов и из автоматического оружия. Бульдозером было вырыто несколько больших рвов шириной 3 метра, длиной примерно 500 метров и глубиной 3 метра (рвы видны на аэрокосмических снимках). В этих рвах хоронили убиенных.

В день один палач тратил на расстрел 50 приговоренных около 8 часов. По окончании казни заполнялись бумаги, ставились подписи, после чего исполнителей увозили в Москву. Затем местный житель бульдозером присыпал трупы землей. На следующий день все повторялось сначала. Это была фабрика смерти.

Местные жители слышали выстрелы и крики людей. Они боялись этого места. Только когда здесь был построен храм, «духовая обстановка», по словам настоятеля протоиерея Кирилла Каледы, изменилась к лучшему.

Русская Голгофа

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью они не имеют покоя, глаголя: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Отк. 4,8

В Бутовский синодик, т.е. в список тех людей, которые погибли здесь за исповедание православной веры, включено 940 имен. К настоящему времени причислено к лику святых 304 человека. Среди них канонизированный в 1997 году сщмч. Серафим (Чичагов). Известны имена только тех людей, которые здесь были расстреляны и захоронены в период с августа 1937 по октябрь 1938 года – 20 761 человек.

В начале 90-х годов, по благословению Патриарха Алексия, было сделано пробное вскрытие захоронений. Была выкопана яма размером 6 на 6 метров. В ней было обнаружено 72 человеческих тела, расположенных рядами в 5 слоев. Рядом была их одежда. На этом месте сейчас стоит поклонный крест. Все остальные захоронения сегодня не потревожены. Патриарх назвал это место Русской Голгофой.

Святая земля

И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

Сегодня Бутовский полигон представляет собой большое поле, огороженное забором, в центре которого находится деревянный храм, недалеко стоит поклонный крест, вокруг храма – расстрельные рвы, около храма стоят доски с именами святых пострадавших здесь. Во рвах находятся останки более двадцати тысяч людей, которых здесь убили и мощи сотен святых, пострадавших здесь.

С начала 90-х годов, когда открылась история Бутовского полигона, это место стало одним из самых почитаемых святых мест Русской Православной Церкви.

Пасхальное настроение

Воспоминания от одной из служб в память Новомучеников настоятеля храма в Бутово о. Кирилла Каледы.

о. Кирилл Каледа

– Древние святые, которых мы глубоко почитаем, к которым мы прибегаем в молитвах, такие как преподобный Серафим Саровский, преподобный Макарий Великий, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, это великие святые и нам трудно представить величие их подвигов. И совершенно очевидно, что как бы мы не старались, мы не можем достигнуть их вершин, потому что им изначально были даны великие духовные дарования, (но вместе с тем, им пришлось, в меру их дарований, преодолевать и большие искушения).

Но вот те святые, которые лежат здесь, это простые люди. Естественно, у них, как у всех нас, были какие-то таланты, но их таланты сопоставимы с нашими. Мы похожи на них. Но они смогли сохранить веру. Вера в воскресение Христово у них была такая, что их жизнь была для них ничто, по сравнению с той вечной жизнью, которую Бог уготовал любящим Его. И вот сегодня совершается богослужение в этом великом храме, освященном в честь Воскресения Христова. И каждый из новомучеников верил в воскресение, верил, что есть Бог. Они не думали, что они будут святыми, но верили, что, претерпев страдания за веру, они будут со Христом. И не отреклись от веры.

Это пример для подражания для всех нас. То есть они, с одной стороны, по своему величию подобны великим древним святым, а с другой они похожи на нас!

Небесная литургия

Двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, глаголя: «Достоин Ты, Господи и Боже наш, приять славу и честь и силу — ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено».

Отк. 4,11

Торжественное богослужение в Бутово проходит дважды в год, зимой и летом, в день памяти Святых Новомучеников. Зимой поминовение святых Новомучеников и исповедников совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. Члены собора 1917 г. установили праздновать память мученической кончины священномученика архиепископа Владимира (Богоявленского) 25 января или в ближайшее после него воскресение. Летом поминовение новомучеников совершается в 4-ю субботу после Пасхи.

Священник Михаил Шик: «…Чтобы Чашу Христа испить»

Искали его долго. Только в 1994 году сын о. Михаила получил известие о месте его расстрела. Имя священника было обнаружено в бутовских списках. Супруга о. Михаила, матушка Наталия, так и не узнала определенно, жив ли он?

За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников – семя Церкви

Данные, полученные делением общего числа пострадавших за веру выпускников университета на число всех окончивших университет в 1880 – 1930-е гг. говорят о том, что самый высокий процент пострадавших дал МГУ (4.5%), СПбГУ (3%), почти столько же у Казанского университета (2,7%).

января 15, 2010 | Николай Евгеньевич Емельянов | Продолжение

Игумения Серафима (Чичагова-Черная): «Держать голову низко, а сердце высоко»

Когда Варвара Васильевна Чичагова-Черная была уже на пенсии, судьба приготовила ей неожиданный поворот. Как-то, гуляя по центру Москвы, она зашла в храм Илии-Пророка, что в Обыденском переулке, и застыла от изумления. Прямо на нее из глубины полотна смотрел Христос в белом хитоне, простирая к ней руки.

декабря 17, 2009 | Мария Дегтярева | Продолжение

Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов»

Арест 1937 г. оказался для Владыки Серафима последним. Приговор «тройки» был формальным. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».

декабря 11, 2009 | Мария Дегтярева | Продолжение

Сколько репрессированных в России пострадали за Христа?

30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте вспомним историю.

октября 30, 2009 | Николай Евгеньевич Емельянов

Кого Церковь прославляет во святых своих? Особенности исследования подвига новомучеников

Как из выдающихся деятелей очень мало прославленных святых, так и из убитых в ХХ веке – много пострадавших, но мало мучеников за Христа. Христианский образец на все времена остается один и тот же, и не внешние обстоятельства жизни важны, даже и такие как насильственная смерть во время гонений, а внутренняя жизнь христианина, его праведность в очевидном и ясном выражении заповедей Господних.

марта 12, 2009 | Игумен Дамаскин (Орловский) | Комментарии отключены | Продолжение

Собор новомучеников. «Сила не в силе, а сила в любви»

Препятствием для власти было не противодействие Церкви, а, как раз, Ее непротивление и личность таких архиереев, как Патриарх Тихон, митрополит Вениамин, епископ Илларион Верейский, митрополит Серафим (Чичагов). Их облик, человеческие качества, глубокая образованность и христианское смирение составляли слишком заметный контраст облеченному властью невежеству.

февраля 5, 2009 | Мария Дегтярева | Комментарии отключены | Продолжение

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Святой Патриарх Тихон: Без лукавства и святошества

Светский стиль общения Патриарха Тихона, его склонность к юмору подчас даже раздражали консервативное монашество

День жертв политических репрессий. На помойке истории

Протоиерей Игорь Прекуп сомневается, что нам действительно нужна память о репрессиях

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: