Неизвестные страницы православия в Лондоне

В культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги «Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней». Ее автор, Михаил Сарни — прихожанин Успенского кафедрального собора Лондона. Редактор издания Сергей Чапнин назвал автора единственным в своем роде лондонским церковным краеведом.

Полвека Сурожской епархии

Генеральный директор издательства "Арефа" Монастырюк Алексей, Ксения Лученко, Константин Эггерт, Сергей Чапнин, Михаил Сарни

Генеральный директор издательства "Арефа" Монастырюк Алексей, Ксения Лученко, Константин Эггерт, Сергей Чапнин, Михаил Сарни

Восьмидесятистраничная книга с большим количеством иллюстраций — плод совместного труда Сурожской епархии Русской Православной Церкви, «Журнала Московской Патриархии» и издательства «Арефа».

Как замечает в предисловии архиепископ Сурожский Елисей, «этот исторический очерк выходит в год празднования 50-летия со дня учреждения Сурожской епархии Московского Патриархата».

Константин Эггерт

Константин Эггерт

Константин Эггерт, обозреватель «Коммерсантъ FM», в течение многих лет работавший на БиБиСи, посещавший службы в лондонском приходе и слушавший проповеди митрополита Сурожского Антония, подчеркнул значение именно этого полувекового периода.

-Это не просто фрагмент истории русского православия. Это серьезный пласт истории русской эмиграции и биографии великого русского философа владыки Антония Сурожского.

Автор книги и Сергей Чапнин поделились некоторыми подробностями издания: Сергей Чапнин, Михаил Сарни,

Когда нашей епархией временно управлял тогдашний архиепископ  Корсунский Иннокентий, он предложил составить памятку на двух языках об истории прихода к пятидесятилетию епархии, — рассказал Михаил Сарни. — По-русски эта краткая памятка была издана Сергеем Чапниным в «Церковном вестнике». Книга же стала расширенным и дополненным вариантом этой памятки.

Личное участие ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии»  Сергея Чапнина сделало возможным  полноценное издание брошюры.

-Когда стало ясно, что  епархия будет праздновать пятидесятилетие,  Михаил сказал, что готовится  брошюрка. Я возмутился: это не  должна быть брошюрка, это должно  быть что-то более серьезное.  Через несколько дней в разговоре  с архиепископом Елисеем я предложил ему сделать полноценное иллюстрированное издание на двух языках, и он благословил начать подготовку этой книги. Так мы попали в ловушку. Вместо того, чтобы выпустить книгу за три-четыре месяца, мы ее готовили почти десять.

 

Ксения Лученко

Кто станет читателем?

Сергей Чапнин подчеркнул, что «Русская Церковь в Лондоне» – полноценное историческое исследование:

-Главное значение книги — это обстоятельная, основанная на документах и личных впечатлениях история русского православия. История Церкви и прихода находится в контексте отношений России и Британской короны. При том, что церковная жизнь помещена в контекст, автору удалось показать, что это именно церковная жизнь.

Книга двуязычная: русский и английский текст сделают ее доступной не только для тех прихожан, кто свободно говорит по-русски, но и тех, кто его не знает.

-Книг, в которых удалось показать взаимопроникновение Русской Церкви и европейской культуры, как трудно эти мостики создавались — мало, – указывает на еще одно достоинство брошюры Сергей Чапнин. – Казалось, что в 30-50-е годы прошлого века сказали многое (Н. Зернов и другие), но этого недостаточно

Полиграфическое исполнение книги очень качественное, во многом для того, чтобы читатель мог изучить  уникальные иллюстрации, собранные  Михаилом Сарни в архивах Британии и России. Например, фрагменты писем  последнего предреволюционного настоятеля Лондонского прихода протоиерея Якова Смирнова, который вел обширную переписку, в том числе с будущим  Патриархом Тихоном и Святителем Николаем Японским.

Когда в Англию пришло Православие?

Вечер вела журналист Ксения Лученко.

О Православной Церкви в  Англии есть такое представление, что  до 1054 года была неразделенная Церковь, были кельты, святые подвижники. А после разделения Церквей на Западную и Восточную был длительный перерыв. После чего в середине 20-го века приехал митрополит Антоний — и тут-то все и началось, — кратко охарактеризовала она стандартное представление о православном пристутствии в Британии. — Я и сама так считала. И только познакомившись с Михаилом выяснила, что русская православная традиция в Британии восходит к началу 18-го века, ко времени Петра Первого. И история российского православного присутствия в Лондоне содержит массу увлекательных исторических сюжетов, о каждом из которых можно писать отдельную книгу: хватит и на исторические исследования, и на авантюрные плутовские романы, и на детективы, и на обзоры повседневной жизни русских в Англии в 18-м-19-м веках. И все это обнаружил Михаил Сарни, работая в архивах.

О той же неисследованности истории православия в Англии говорил Константин Эггерт.

Алексей Монастырюк

-Даже у многих британских православных есть такое представление, что где-то с XI века до прихода владыки Антония православия в Англии не было. На самом деле русское присутствие в Лондоне было серьезным. Для тех, кто дорожит русским Лондоном, эта книга — большой подарок. Она заполняет некую лакуну, пустоту, которая существовала в истории русского православия на Британских островах.

Михаил Сарни готовит большой исторический труд, посвященный Русской Церкви в Лондоне (часть глав уже была издана в приходском листке, а также в альманахе «Альфа и Омега»).

Автор книги прочитал небольшую лекцию по истории Православной Церкви в Англии.

Русские не были первыми православными на Британских островах. Даже если не касаться истории неразделенной Церкви в Британии, давшей несколько тысяч святых, необходимо будет вспомнить первый православный храм в Лондоне, построенный в 1680 году греческим архиепископом Иосифом (Георгиринисом). По приказу англиканского епископа Лондона церковь была закрыта примерно через год — православный архиерей не выполнил обязательства служить в соответствии с англиканским вероучением.

Русское Православие в Лондоне было основано Петром Великим — он создал посольскую церковь. Первая литургия в ней была совершена в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в 1716 году греческим архимандритом Геннадием из Александрийской Церкви. Отец Геннадий стал настоятелем посольской церкви духовником русских «петровских юношей», изучавших в Англии «навигацкую науку». Так что первым поколениям русских православных в Британии пришлось исповедоваться через переводчика.

Православные и англикане

Михаил Сарни рассказывает о православной Англии иногда с улыбкой, иногда с грустью — кажется, всех персонажей он знает лично.

Оказывается, взаимная заинтересованность между Православной и Англиканской церквами существует веками.

Уже первый настоятель русской церкви, архимандрит Геннадий, отвечал на вопросы интересующегося православием англиканского богослова о преосуществлении Даров в православии.

исповедание митрополита Арсения и архимандрита Геннадия о православном учении о преложении Святых Даров

Исповедание митрополита Арсения и архимандрита Геннадия о православном учении о преложении Святых Даров

 

Лондон. Стрэнд. Переулок Эксчейндж корт, где секретарь Русской миссии (посольства) в Лондоне Яков Синявич в 1716 году нанял дом, в большой гостиной которого была устроена Русская Посольская церковь в честь Успения Божией Матери.

Лондон. Стрэнд. Переулок Эксчейндж корт, где секретарь Русской миссии (посольства) в Лондоне Яков Синявич в 1716 году нанял дом, в большой гостиной которого была устроена Русская Посольская церковь в честь Успения Божией Матери.

 

копия метрических записей отцов Геннадия (первого настоятеля посольской церкви) и Варфоломея (его племянника), ведшихся с 1721 года.

копия метрических записей отцов Геннадия (первого настоятеля посольской церкви) и Варфоломея (его племянника), ведшихся с 1721 года.

первый православный американец - полковник Филипп Ладвелл (единственный дошедший до нас портрет). Принял Православие в Лондоне в 1738 году. В виде исключения Синод благословил его, только что принятого в лоно Церкви двадцатидвухлетнего мирянина, взять в Америку Святые Дары.

Первый православный американец - полковник Филипп Ладвелл (единственный дошедший до нас портрет). Принял Православие в Лондоне в 1738 году. В виде исключения Синод благословил его, только что принятого в лоно Церкви двадцатидвухлетнего мирянина, взять в Америку Святые Дары.

протоиерей Андрей Самборский, настоятель посольской церкви в конце 1770-х.

протоиерей Андрей Самборский, настоятель посольской церкви в конце 1770-х.

 

надгробье настоятеля посольской церкви протоиерея Якова Смирнова. Умер в 1840 г.

надгробье настоятеля посольской церкви протоиерея Якова Смирнова. Умер в 1840 г.

граф Семен Романович Воронцов, посол России в Лондоне (1780-90).

граф Семен Романович Воронцов, посол России в Лондоне (1780-90).

первый православный в палате лордов - Фредерик лорд Норт (5-й граф Гилфорд). Тайно принял православие в молодости на Корфу. Был напутствован перед смертью о. Яковом Смирновым.

Первый православный в палате лордов - Фредерик лорд Норт (5-й граф Гилфорд). Тайно принял православие в молодости на Корфу. Был напутствован перед смертью о. Яковом Смирновым.

Петр I интересовался перспективами присоединения англикан к Православию.

В середине XIX века англиканский священник Джон Мэйзон Нил издает многотомную «Историю Православной Восточной Церкви» – его консультантом стал настоятель русской церкви протоиерей Евгений Попов.

протоиерей Евгений Попов. Настоятель посольской церкви с 1840 по 1875 годы.

протоиерей Евгений Попов. Настоятель посольской церкви с 1840 по 1875 годы.

корабль-тюрьма "Девоншир" в порту Ширнесс, сентябрь 1854. Находившихся на нем русских пленных окормбял о. Евгений Попов.

корабль-тюрьма "Девоншир" в порту Ширнесс, сентябрь 1854. Находившихся на нем русских пленных окормлял о. Евгений Попов.

Русские военнопленные на "Девоншире"

Русские военнопленные на "Девоншире"

среди заключенных были и женщины

среди заключенных были и женщины

письмо освобожденного заключенного отцу Евгению.

письмо освобожденного заключенного отцу Евгению.

страница тома "Истории Православной Восточной Церкви", посвященного православному богослужению, англиканского священника Джона Мэйзона Нила. Его консультировал прот. Евгений Попов.

страница тома "Истории Православной Восточной Церкви", посвященного православному богослужению, англиканского священника Джона Мэйзона Нила. Его консультировал прот. Евгений Попов.

обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1856—1862) граф Александр Петрович Толстой.

обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1856—1862) граф Александр Петрович Толстой.

письмо о. Евгению Попову о возможном принятии Православия Уильямом Пальмером (один из представителей т.н. Оксфордского движения в Англиканской церкви. Члены движения выступали за восстановление утраченных традиций христианской веры. Именно они сформулировали классическую "теорию ветвей", которой определяется экуменизм. Пальмер в конечном итоге принял католическую веру).

письмо о. Евгению Попову о возможном принятии Православия Уильямом Пальмером (один из представителей т.н. Оксфордского движения в Англиканской церкви. Члены движения выступали за восстановление утраченных традиций христианской веры. Именно они сформулировали классическую "теорию ветвей", которой определяется экуменизм. Пальмер в конечном итоге принял католическую веру).

дом на Уэльбек-стрит, где находилась русская посольская церковь (в 1860 - поновлена). Сейчас в здании располагается головной офис компании медицинских услуг.

дом на Уэльбек-стрит, где находилась русская посольская церковь (в 1860 - поновлена). Сейчас в здании располагается головной офис компании медицинских услуг.

интерьер церкви на Уэльбек стрит.

интерьер церкви на Уэльбек стрит.

Константин Фаминский - первый регент церковного хора в лондонской церкви (основан в 1897)

Константин Фаминский - первый регент церковного хора в лондонской церкви (основан в 1897)

Некоторые переводы православных богослужебных текстов вошли в англиканское богослужение (1 и 9 песнь Пасхального канона).

Темы объединения Церквей касался святитель Николай Японский.

письмо архиеп. Японского Николая (свт. Николая Японского) протоиерею Евгению Смирнову, настоятелю посольской церкви 1875 - 1923 гг.

письмо архиеп. Японского Николая (свт. Николая Японского) протоиерею Евгению Смирнову, настоятелю посольской церкви 1875 - 1923 гг.

запись из приходской книги Лондонского Успенского прихода (1919 - 1920)

запись из приходской книги Лондонского Успенского прихода (1919 - 1920)

обязательство невесты-англиканки, выходящей замуж за православного англичанина (написано рукой о. Евгения Смирнова): не препятствовать вере мужа, воспитывать детей в православной вере и т.д.

обязательство невесты-англиканки, выходящей замуж за православного англичанина (написано рукой о. Евгения Смирнова): не препятствовать вере мужа, воспитывать детей в православной вере и т.д.

архимандрит Николай (Гиббс). Основатель первого русского прихода за пределами Лондона. Англичанин, клирик Зарубежной Церкви. Последний наставник цесаревича и страстотерпца Алексея.

архимандрит Николай (Гиббс). Основатель первого русского прихода за пределами Лондона. Англичанин, клирик Зарубежной Церкви. Последний наставник цесаревича и страстотерпца Алексея.

 

Даже зданием для приходской церкви (приход был учрежден в 1919 году, после революции на Поместном Соборе 1918 года) православные обязаны англиканам, передавшим им храм святого апостола Филиппа в 1922 году.

Митрополит Антоний

Рассказывая о лондонском приходе, автор книги не мог не коснуться личности митрополита Антония (Блума).

Андрей Блум (будущий митрополит Антоний Сурожский)

-Когда он разговаривал с человеком, он направлял на него все свое внимание. Кроме человека, для него ничего не существовало. У него был взгляд человека внимающего, – говорит Михаил Сарни, показав одну из фотографий владыки.

Из рассказов о митрополите Антонии особенно трогательно звучит один, о смирении, послушании и сыновней почтительности:

-Когда он принял священство, он был вынужден сохранять обещание, данное маме. Она была очень против его рукоположения. Наконец, ее удалось уговорить дать благословение. И она сказала: «Ну, хорошо… Но эта борода! Эта ужасная борода!» И он обещал маме не носить бороды, пока она жива. Она умерла в 1958 году, через два года после его хиротонии. Он был все это время безбородым епископом.

«Я утомил вас», – останавливается Михаил Сарни после почти полуторачасового рассказа. Зал разражается аплодисментами. Презентация закончена, но люди не расходятся — к автору мгновенно выстраивается очередь, не только за автографами, но и просто для разговора, воспоминаний, обмена мнениями…

Встреча с православным Лондоном продолжается.

Книгу Михаила Сарни “Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней” можно приобрести в интернет-магазине”Арефа”

историк Алексей Беглов

историк Алексей Беглов

Фото Юлии Маковейчук 

Читайте также:

Святость и свидетельство: вслушиваясь в проповеди митрополита Сурожского Антония

В Лондоне торжественно отметили пятидесятилетие Сурожской епархии

Митрополит Антоний Сурожский: Почему я принадлежу к Русской Православной Церкви (+ ВИДЕО)

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Четверо представителей Церкви вошли в ТОП-100 выдающихся россиян ХХ века

Это – митрополит Сергий (Страгородский), патриарх Алексий II, митрополит Антоний Сурожский и патриарх Тихон (Беллавин)

Когда погиб мой духовник, митрополит Антоний позвонил и спас меня

Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: