Ненавижу себя за… девственность

|

Молитва о замужестве

В ответ на статью «Смысл девства» на сайт пришло письмо:

“Я девственница. И я ненавижу и презираю себя за это. За то, что не смогла привлечь – хоть как! – ни одного мужчину. За то, что я – старая дева (обидное и презрительное прозвище). За то, что теперь я вынуждена попрощаться с мечтой о семье. Но кому я нужна – девственница за 30? То, что приемлемо и приветствуется у юной девушки, у таких, как я, вызовет только насмешки потенциальных женихов. Если бы вы знали, какая мука просыпаться каждое утро и вспоминать о том, кто я такая. Как относятся окружающие? А никто не знает. Я скрываю это как самую позорную, страшную тайну. Это нетрудно: внешность моя достаточно привлекательна, характер общительный. Моя девственность – это моя постоянная боль. Думаете, такие рассуждения и красивые слова о девстве для меня утешительны? Ни разу!!! Ни единого разу. Я себя ненавижу.”

Что можно посоветовать автору письма?

Источник: PhotoSight.ru

Протоиерей Илия Шугаев, настоятель Храма Михаила Архангела г. Талдома (Московская область), автор книги «Брак, семья, дети»:

Автор письма презирает себя не за девство

Протоиерей Илия Шугаев

Уверен, автор письма ненавидит себя и презирает не за девство, а за свое одиночество. И это совсем разные темы. А если бы девство было потеряно, неужели одиночество было бы легче переживать?

«Кому нужна девственница за 30 лет?» Кому нужен живой человек с неповторимым миром внутри, а не кусок тела для его использования в своих целях, тому будет нужна и девственница за 30, причем девство будет только плюсом среди других достоинств человека.

После прочтения письма у его читателя выстраивается некая система ценностей, помогающая понять, исходя из чего может быть написано такое письмо. Девушка – это некий товар, который должен быть продан, и если товар никто даже не пощупал, а он уже залежался, то значит он плохой. Причем пощупать надо именно в определенном месте. Немного страшное вырисовывается мировоззрение. Почему?

1.Любая девушка – прежде всего личность, а не товар. Жаль человека, который не видит в себе этого дара Божия – быть личностью.

2. Потенциальные женихи, которые будут смеяться над девством своей невесты, – плод воображения. Смеяться будут те, кому надо переспать и убежать, и им смешно, если кто-то не такой же блудник, как он. Но этих людей можно назвать бабниками, но никак не рассматривать как потенциальных женихов.

Вернусь к теме личности. Мне кажется, что это главная причина одиночества. Личность встречается с личностью, и здесь преодолевается одиночество. Если человек не личность, тогда одиночество не преодолеется, даже если произойдет встреча двух тел. У автора письма серьезные личностные проблемы. Она не видит себя как личность, поэтому ищет в себе еще что-то ценное – например, тело. А тут еще и тело никому не нужно.

Выход из этой ситуации может быть только один. Тело (которое, между прочим, в 30 еще не увядает) нужно свергнуть с пьедестала, и тогда появится шанс увидеть, что в этом теле живет нежная душа. Она немного обозлилась на всех и уже начинает ненавидеть себя. Но если вглядеться в свою душу, то наверняка там можно встретить образ Божий.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала “Наследник”, духовник молодёжной организации “Молодая Русь”, отец 9 детей:

Все что Бог ни делает – Он делает к лучшему

Протоиерей Максим Первозванский

Апостол Павел четко говорит: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Это вопрос свободного выбора. Есть люди, которые свободно выбирают быть восьмой женой в гареме какого-нибудь мормона. Есть люди, которые свободно выбирают идти в монастырь. А есть люди, которые хотят идти в монастырь, но не могут этого себе позволить. Или наоборот – хотят замуж, и точно так же что-то у них не складывается. Или человек хочет быть здоровым, а он в больнице. Или он хочет иметь ребенка, например, или даже имеет ребенка, а ребенок попадает под автомобиль и погибает.

В мире много несоответствия желаемого и действительного. Поэтому здесь два вопроса: первый – чего стоит желать, а чего не стоит, и это вопрос самоопределения автора письма. Если он – христианин, и считает для себя заповеди Божии не пустым звуком, то сохранение девства до брака является неким императивом, который не обсуждается.

Если человек не христианин, как-то в Бога верит, но к его заповедям относится как к неким таким абстрактным постановлениям, которые хочешь – соблюдай, хочешь – не соблюдай – тогда здесь другой вопрос: несоответствия желаемого и получаемого, вопрос Достоевского о слезинке ребенка, вопрос об оправдании Бога. Если мы как-то доверяем Богу, то мы принимаем то, что он нам дает, или пытаемся принимать.

В конечном счете мы понимаем, что все что Бог ни делает – Он делает к лучшему. Если мы и этого не принимаем, если мы по сути атеисты (неважно, как мы при этом называемся), считаем, что должна выполняться наша воля, и мы должны быть счастливы во что бы то ни стало, счастливы именно таким образом, которым нам хочется – то здесь сложно как-либо возразить.

Как можно ответить человеку, если он говорит: знаете, я вот хотел бы быть богатым как Абрамович, но у меня не получается, какие вы все сволочи, как вы вообще можете рассуждать в вашем Евангелии о блаженстве нищих духом? Тут нечего ответить, это разговор немого с глухим.

Мало ли кто чего хочет? Я, может, хочу три головы иметь, а у меня их нет. Вот мы с вами беседуем сейчас, а я сижу в больнице, у меня разрыв ахиллова сухожилия, это поломало все мои планы на ближайшее лето. Ну и что мне теперь, повеситься, что ли, с горя или начать на Бога роптать? Нет, принимаешь то, что есть и благодаришь по мере возможностей. Конечно, возмущение внутреннее тоже есть – да как же так, да очень жалко, но принимаешь то, что есть, если ты верующий человек. А если неверующий, то можно много о чем пожалеть, не только о наличии девства. Можно пожалеть о том, что я родился, допустим, в России, в 20-м веке, а не в Китае в 14-м.

Автор письма очень сильно переживает, что она до сих пор девственница. Пожалеть ее я не могу, потому что с точки зрения христианина это не утрата и не потеря. Человек точно так же может жалеть о том, что у него две ноги, а не одна. Есть соседка, к примеру, у нее одна нога – она потеряла ногу, а человек страдает: как же так, у меня две до сих пор, как же я жить дальше буду! Если он дурак такой и переживает оттого, что у него две ноги – ну что я ему могу сказать? Зря переживает.

Есть такая у нас болезнь: мы всегда завидуем другим. Допустим, я сижу на лавочке, и у меня нет автомобиля, а мимо меня проезжает человек на каком-нибудь Porsche Cayenne. Я думаю: «Как жалко, что у меня нет такого же! Хотя ведь мог бы, наверное!…» На самом деле, так размышляя, я не понимаю, что с этим автомобилем у этого человека есть целая куча других проблем, которых нет у меня. Так всегда получается – жизнь дается полным пакетом, а не по частям. Если в пакете другого человека есть что-то, что хотелось бы и мне, то глупо об том размышлять, потому что кроме этого там есть много того, чему я не только бы не позавидовал, а с ужасом бы от этого убежал. И наоборот, человек сидит в этом Porsche и, может быть, завидует тому, что есть у меня.

Господь в целом никого особенно не обделил. Другое дело, что все дается, как я уже сказал, целым пакетом. Кроме видимого счастья от беспорядочной интимной жизни, существуют проблемы и горе, которые скрываются под маской улыбки и рассказами о своих похождениях.

Психолог Ольга Михайловна Красникова, руководитель психологического центра “Собеседник”, помощник ректора Института христианской психологии:

Психология давно  нашла ответ на вопрос, почему люди ненавидят себя

Комментировать это письмо сложно, потому что ненависть автора письма к себе не связана напрямую с ее девственностью. Если человек приходит с таким запросом на консультацию, то прежде чем подвести его к тому, чтобы он понял, с чем на самом деле связано его отношение к себе, нужно проделать достаточно серьезную работу.

Ольга Михайловна Красникова

Ненависть к себе не является следствием девственности. Проблема в том, что причина искажения отношения к себе лежит корнями в детстве.

Современная психология давно уже нашла ответ на вопрос происхождения ненависти человека к себе: чаще всего она возникает как результат искаженного отношения мамы к младенцу.

Когда ребенок только рождается, у него еще нет отношения к себе, он себя еще не осознает. Но он себя чувствует. И его отношение к себе формируется в зависимости от того, как к нему относятся родители. Он чувствует ценность своей жизни, но не знает, как к себе относиться.

Родители своим отношением учат ребенка, как относиться к себе. Это отношение проявляется не только в словах. Ребенок еще не понимает слов, но уже чувствует взгляд, интонацию, прикосновение. Он замечает, удовлетворяются ли его потребности или нет, достаточно ли с ним проводят времени, оценивают ли его, сравнивают ли с кем-то. Из этих и многих других сигналов он получает информацию о том, насколько его ценят, любят, насколько он нужен такой, какой есть. При благоприятных условиях базовое ощущение ценности своей жизни, себя, закрепляется у детей в возрасте до полутора лет и сохраняется в течение всей последующей жизни.

В зависимости от этого детского опыта у ребенка в дальнейшем будет либо принятие себя (безусловное, безоценочное принятие – не путать с себялюбием и самовлюбленностью!), либо непринятие себя (обесценивание, самобичевание, иногда доходящее до самоуничтожения).

Самоотношение можно сравнить с призмой, через которую человек смотрит на себя, на других людей, на окружающий мир. Эта призма может быть чистой и прозрачной, а может быть искаженной, и тогда все, на что человек обращает взор, воспринимается им не совсем адекватно.

И вот это негативное отношение к себе в дальнейшем может найти любую форму проявления. Человек может ненавидеть себя как из-за больших ушей, так и из-за маленьких, из-за высокого роста или из-за низкого. Женщины с кудрями выпрямляют волосы, потому что им кажется, что так они станут лучше, а женщины с прямыми волосами спят на бигудях, чтобы стать кудрявыми. Можно бесконечно перекрашиваться в блондинку, брюнетку, рыжую, в надежде понравиться себе. Главное – не быть такой, какая есть. Бывает, что кто-то настолько зацикливается на какой-то своей особенности, что делает ее «причиной» ненависти к себе.

В данном случае один из возможных предметов, на который спроецировалось негативное отношение к себе – девственность. Но точно так же приходят на прием женщины, которые считают себя недостойными семейной жизни «великими грешницами», потому что они девственности лишились. Отношения с другими людьми выстраиваются или не выстраиваются не потому, что женщина девственница или нет. И себя она ненавидит, на самом деле, тоже не из-за этого. Отношение к себе закладывается раньше. Девственность в данном случае – это не причина ненависти, а повод.

– Для взрослого человека, если у него все нормально с принятием себя, будет естественным смущаться того, что он – девственник? Естественно будет в таком случае бояться встречи и отношений?

– Нет. Там, где есть любовь, девственность не является ни преградой, ни, наоборот, чем-то определяющим возможность отношений (я сейчас не беру богословскую часть, только психологическую). Это если мы говорим про любовь. И еще, важно знать, что добрачный сексуальный опыт очень часто мешает (а не помогает, как многие думают) отношениям в супружестве.

Но когда человек вступает в интимные отношения без любви, это наносит ему очень серьезный ущерб – и психологический, и духовный. Если мы свое тело используем в качестве средства самоутверждения или средства получения чего-то, то это тоже одно из проявлений нелюбви к себе, следствие потери ощущения ценности своей личности, своей жизни, своего тела. То есть не бережное, а пренебрежительное отношение. В данном случае мы это видим, когда автор письма сожалеет, что «не смогла привлечь – хоть как! – ни одного мужчину», только чтобы не быть «хуже» других.

Несмотря на разные психологические травмы, полученные в детстве, можно вернуть нормальное отношение к себе: человеческое, доброе, принимающее. Психология может в этом помочь, если у человека есть желание, и если человек готов приложить к этому усилия.

Психиатр Людмила Мечиславовна Мочкина, консультант в 23 городской больнице города Москвы:

Не такая, как все

Состояние, описанное в письме, ненормально. Девственность в данном случае ни при чем: у этой женщины большие проблемы в отношениях с миром и с самой собой. Она ощущает себя не такой, как все, оттуда и переживания. Если бы она не была девственницей, она бы ощущала неудовлетворение от каких-то других своих особенностей.

Подобное состояние можно охарактеризовать как депрессивное, и если его не корректировать, существует риск осложнений вплоть до суицидальных попыток. Я бы порекомендовала обратиться к психиатру или, для начала, к психологу.

Подготовила Мария Абушкина.

Читайте также:

Смысл девства

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
И еще о девственности

Устарели ли требования Церкви? Действительно ли апостол Павел снисходительно относился к тем, кто не хранит девство…

Как прибили, так и держится

Дети, обесточенные любовью, или Забота как форма агрессии

Пятьдесят оттенков православия

Готовьтесь к серой жизни, нарядитесь в саван, медленно ползите в сторону кладбища, по пути рожайте