Неприятное, но необходимое открытие

Источник: Радонеж
|

Идею создания православных дружин можно критиковать, можно поддерживать – но показательна та реакция, которую она вызвала в интернете. Автор относится к этой идее скорее сдержанно, полагая, что поддерживать порядок – дело полиции, а привлечение к нему недостаточно обученных и дисциплинированных людей может породить дополнительные проблемы. Но не будем забывать, что само появление такой идеи – реакция на определенные события.

Вот вандалы поджигают храм в Балтийске – о таких мелочах, как писание угроз и ругательств на стенах храмов мы уже не беспокоимся. Говоря официальным языком, имеют место  акты вандализма на почве религиозной ненависти. Какова реакция блогосферы? Весьма умеренная; разве что некоторые вяло поругиваются.

Некоторый православный человек, огорчившись на эти акты вандализма, говорит о том, что православные будут, собравшись, брать вандалов под белы руки и, не чиня им дальнейших обид, передавать их светским властям. Не имеет места ни преступных актов, ни речей ненависти – просто некоторое рассуждение, удачное или нет, о поддержании правопорядка и ограждении законных прав граждан. Какова реакция блогосферы и выдающихся представителей правозащитного движения?

Ужас! Паника! Негодование! Призывы к созданию атеистических дружин, которые только и смогут спасти нас всех от сожжения на Кострах Инквизиции! Новость облетает мировые агентства, звезды мирового шоу-бизнеса опять негодуют на русскую дикость!

Но давайте успокоимся и зададимся вопросом – кто кого поджигал-то? Какие страшные злодеяния замышляют православные дружинники? Они – о страх, о ужас наших дней! – собираются не давать жечь и осквернять православные храмы.

Вообще-то в воспрепятствовании вандализму ничего аморального или противозаконного нет. Любой законопослушный гражданин, который, видя совершающееся преступление, в данном случае, вандализм, задержит безобразников и передаст их полиции, поступит исключительно похвально.

Более того, начни безобразники осквернять или поджигать любые другие культовые здания, учреждения культуры, и что угодно еще, кроме православных церквей, на почве ненависти к любой другой этнической, социальной или вероисповедной группе, кроме православных христиан, те же самые люди горячо бы аплодировали неравнодушным гражданам, которые помогли бы остановить вандалов, и возликовали бы о явлении в России подлинного гражданского общества.

Но стоило этим ужасным православным заикнуться, что они, возможно, начнут защищать свои храмы от подобных преступлений – и либеральная блогосфера взорвалась таким негодованием, что даже некоторые православные стали смущенно оправдываться, мол, нет-нет, не подумайте чего…

Но чего же вы ожидали? Что угрозы не вызовут никаких попыток противодействия? Известный либеральный обозреватель Владимир Варфоломеев, комментируя выходку хулиганов, ворвавшихся в собор святителя Николая в Вене, писал в своем сетевом дневнике: “Московскому патриархату следует отчётливо осознавать, что такие выступления (дай бог, чтобы не более радикальные) наверняка будут продолжаться и впредь, если девушек не освободят, и остановить волну протестов вряд ли удастся быстро и безболезненно. Уж слишком многих эта отнюдь не святочная история разочаровала и даже разозлила. А к каждому собору приставить для охраны по отряду ОМОНа уж точно не получится. Особенно в Европе”

Он совершенно прав – история много кого разозлила, к каждому Собору приставить ОМОН не получится, радикальные акции мы уже видим. Есть люди, которых эти акции огорчают – и которые хотели бы им помешать. Они даже готовы для этого объединиться и действовать совместно. Вас это удивляет? Похоже, наша либеральная общественность поражена и возмущена до чрезвычайности; что же, попробуем объяснить некоторые вещи.

Есть три уровня причин, по которым человек может воздерживаться от причинения обид и оскорблений окружающим. Первый уровень – это простой, грубый страх перед ответной реакцией – “если я  буду кидаться камнями, в меня тоже чем-нибудь кинут”. Второй – это признание правил, моральных или юридических – “так поступать не должно, это аморально и (возможно) незаконно”. Третий – это любовь и уважение к людям – “я люблю и уважаю ближнего и поэтому не буду чинить ему обид и оскорблений”.

То, что называлось либерализмом в далеком прошлом – учение, подчеркивавшее ценность индивидуальных прав и личной свободы – пребывало на втором уровне. Традиционный либерал верил в то, что все люди, даже совершенно ему несимпатичные,  обладают правами, и эти права следует уважать. С точки зрения традиционного либерала – будь он хоть самым непреклонным атеистом – ломиться в церкви и безобразничать там, а уж тем более учинять акты вандализма, неправильно. Верующие люди также обладают правом собственности, правом на свободу собраний и свободу выражения своих убеждений.

Сейчас, увы, это слово обозначает что-то вроде того, что раньше называлось “нигилизмом” – мировоззрением, которое предполагает отрицание “общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов”.

Нигилист отвергает аргументацию, говорящую об уважении к чувствам других. Он также отвергает аргументацию, относящуюся к правам других. Ему глубоко и демонстративно наплевать и на ваши чувства, и на ваши права. Это неизбежно сбрасывает разговор на самый примитивный уровень – “вам не следует этого делать, потому что вы столкнетесь с противодействием”. Эта аргументация тоже остается неуслышанной – пока на горизонте не является некий призрак противодействия. Пока очень далекий – но все же намечающий контуры того, что бесчинства, в случае их упорного повторения, могут вызвать у некоторых людей желание их пресечь.

Бедный нигилист переживает шок – оказывается, другие люди не только полагают, что у них есть законные права, но и готовы их защищать! Так нечестно! На это надо нажаловаться Луизе Чикконе и Стивену Фраю! Что же, при всей болезненности этого открытия, его стоит сделать – да, у других людей есть права. Да, их следует уважать. Хотя бы по соображением первого уровня, если другие два вам недоступны.

Отметив такую реакцию, хочется прокомментировать и саму идею. Созывать народное ополчение – всегда крайность, и мы пока в такой крайности, слава Богу, не находимся. Пока что у нас есть функционирующее государство, и в нем есть полиция, именно от государства нам и следует требовать защиты. Любые непрофессиональные объединения, не имеющие четкого инструктажа и подготовки, недостаточно дисциплинированные, и не имеющие четко прописанных в законе полномочий, мало подходят для поддержания порядка – эту работу должна делать полиция. “Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. (Рим.13:6)”

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Патриарх Кирилл призвал православные дружины избегать агрессии

Защита святынь - это ведь не только ужесточение охраны в храмах. Это яркая публицистика в СМИ,…

Комиссарство вместо миссии

Неужели мы хотим, чтобы 'православные дружинники' заняли свое место где-то между 'белыми' (неонацистами) и 'красными' (анархо-коммунистами)…

Обратная миссия

Актуальные художники скачут без штанов, православные активисты срывают майки - скандал хорошо работает как средство привлечения…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: