Хэллоуин, или Несладкая тыква

О повальном праздновании Хэллоуина и плодах нашего молчания — протоиерей Александр Авдюгин.

В детстве я очень любил тыквенную кашу. И жареную тыкву тоже уважал. В последний раз меня ей в Ребриково угощали, на бывшем моем приходе, да и теща частенько баловала этой сладостью.

В Ребриково уже не служу, теща уже в мире ином, и наверное, забылся бы вкус этого плода овощного, кабы не напоминал он о себе каждую осень. Вот только напоминание это ничего сладостного и, тем паче, вкусного в себе не несет. Иной тут привкус, иное насыщение.
Хэллоуин

Никогда не мог предположить, что совершенно чуждое для нас «празднование» Хэллоуина станет вдруг днем, к которому готовятся и дети, и взрослые. Вопрос: а вы не знаете, где можно отпраздновать Хэллоуин? — стал обыденностью и понятен уже всем и вся.

А ведь совсем недавно, каких-то 10–15 лет назад, даже в среде самых консервативных православных данный «праздник» вызывал лишь насмешку и уверенность, что это искушение не столь опасно и у нас не приживется. Да и за борьбой со штрих-кодами в те времена тыква даже со свечкой была не слишком заметна. Хотя об опасности данной языческой оргии еще в 60-х годах прошлого столетия епископ Александр (Милеант) в своих миссионерских листках предупреждал. Не вняли.

Порылся в своих архивах и в поисковиках всезнающего интернета, но смог отыскать лишь то, что впервые серьезно стали задумались о пагубности привносить в наше духовное бытие эту языческую мерзость лишь в 2003 году, когда она уже проникла в молодежную среду и в школы.

В первопрестольной и некоторых городах бывшего СССР работники сферы просвещения даже официальные директивы выпустили, в которых черным по белому требовалось: «руководители образовательных учреждений не должны допускать проведения в учебных заведениях „Хэллоуина“ в какой бы то ни было форме». Впрочем, к директивам и прочим указаниям отношение у нас известное и далеко не однозначное. К данной рекомендации отнеслись по принципу: «пиши Емеля — твоя неделя».

Даже на единственном в те годы «раскрученном» православном форуме отца Андрея Кураева над обращением некоторых архиереев нашей Церкви о несовместимости понятия «православие» и «Хэллоуин», о духовной вредности этого языческого празднования некоторые из позиционирующих себя православными лишь иронично посмеялись: «В чем проблема-то? Что, людям нельзя переодеться? Пускай отдохнут и повеселятся, это в любом случае лучше, чем напиваться».

Достойного «отлупа», как говорил незабвенный дед Щукарь, подобное отношение к данному «празднику» не получило, а чтобы вообще возмущения прекратить, кельтский день общения душ мертвых и живых во главе с князем тьмы Самхейном (именно здесь находятся корни нынешнего Хэллоуина) приравняли к русским сказкам. На церковное предупреждение последовали резкие возражения светских СМИ, что тыква со свечкой, а также костюмы нечисти, вампиров и прочих мертвецов ничем не хуже нашей родной бабы Яги и Кощея Бессмертного…

Можно много говорить об экспансии «ценностей», не присущих нашему народу, о том, что «крещены, но не просвещены», и что общество нынче бездуховно и всякому мраку подвержено, но давайте все же признаемся: в тризне откровенного сатанизма в ночь на первое ноября есть значительная доля нашей собственной вины.

В нашей главной молитве, которую мы повторяем по несколько раз на день, говорится «и избави нас от лукавого». Ежедневно, многократно и неуклонно повторяется эта просьба, но почему-то умолкают предупреждения и разъяснения о дне, в котором командует князь мира сего, как только заканчивается ночь на 1 ноября.

Разве костюмы ведьм, привидений и вампиров не являются реальным воплощением лукавого? Разве разряженные в страшных уродцев наши дети не исполняют роль реальных бесенят, когда на отказ им дать пять гривен, пугают тебя или размалёвывают двери и подъезды всякой мерзостью?

Не получилось у католиков облагородить языческое празднование этого дня своим торжеством. Как и ранее, в ночь накануне установленного еще в VII веке папой Бонифацием IV, Дня Всех Святых (назывался этот католический праздник — All Hallows Even, отсюда и пошло современное название Halloween) предается древним суевериям все большая часть даже тех, кто утром 1 ноября пойдет в церковь славить святых и мучеников.

Вот только не является эта констатация западной духовной реальности для нас успокаивающей. Мы-то чем лучше?

Нельзя забывать, что кроме дней накануне ноября есть и иное время, когда напоминать о лукавом необходимо. Бога ведь об этом постоянно просим. Именно тогда, может быть, и появится возможность, говоря о тыкве, вспоминать тыквенную кашу, а не пугающую образину со свечкой.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Епископ Пантелеимон: Письмо тем, кто собирается праздновать Хэллоуин

Зло прилипчиво и заразно. Оно хочет овладеть всей вашей душой. Уступка ему на один день или…

Целительницы и гадалки – почему люди идут к ним?

Священники, психологи, врачи – о том, почему люди обращаются к колдунам и гадалкам

Власти Архангельска запретили предоставлять помещения для выступлений оккультистов

Колдунья распространила в соцсетях заявление о том, что впервые сталкивается с таким запретом