Февраль 2014
Перейти в календарь →

Великий пост 2014 и питание: ни слова больше про еду!

Великий пост и питание. Ну хватит уже про еду. Пожалуйста. Как будто нет у православных других забот, как будто православные уже все прочие проблемы разрешили, и осталась только одна: как вкусно и здорово питаться, при этом не переступая рамок канонических великопостных норм.

Великий пост 2013: о питании надо думать во время великого поста?!

«Масштаб беспокойства о питании в православном сообществе к Великому Посту приобретает такие размеры, что с очевидностью становится понятно, что же для церковных людей в их религии главное – да, именно режим питания».

 

Ну хватит уже про еду. Пожалуйста.

Как будто нет у православных других забот, как будто православные уже все прочие проблемы разрешили, и осталась только одна: как вкусно и здорово питаться, при этом не переступая рамок канонических великопостных норм.

Масштаб беспокойства о питании в православном сообществе к Великому Посту приобретает такие размеры, что с очевидностью становится понятно, что же для церковных людей в их религии главное – да, именно режим питания. Не Бог, не устройство правильного состояния духа, а именно что, как и когда есть (про «сколько есть» не говорим, потому что на практике это мало кого беспокоит). Подтверждений долго искать не надо: такой приоритет в направлении еды от Церкви транслируется в околоцерковную среду, и отсюда все и всё, что так или иначе вращается вокруг церковной жизни в эти дни беспокоится и говорит о еде… Раньше я думал, что это языческий и невоцерковленный социум так своеобразно – до неузнаваемого уродства — интерпретирует христианскую идею и сводит ее к книге о вкусной и здоровой пище. Но нет: инициативу подают сами церковные люди, призванные, казалось бы, к жизни по Духу…

Акцент на еде вроде как понятен и объясним. С одной стороны, — с темной, — налаживание одного только режима питания – самая несложная вещь из того, что может предложить в пост Православие. Поэтому несильные или ленивые духом хватаются за еду как за доступную соломинку: ограничение питания во многом это все-таки внешний шаг, лишь отчасти требующий духовного изменения от человека. Внешний, и оттого не такой сложный… Другая причина популярности гастрономической темы применительно к посту чуть хитрее: поскольку изменение образа питания – событие несомненное и так или иначе заметное окружающим (заповедь тайного поста также не особенно популярна: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», Мф. 6, 17-18), человек может пытаться через такое внешнее и очевидное действие присваивать себе необходимый ему почему-то статус члена Церкви – нередко получая поддержку в такой оценке и одобрение от окружающих.

Альтернатива посту в питании – забота о состоянии духа, отход от светского наполнения жизни и углубление в предметы веры – чтение, молитву, например, – это вещи не настолько явственные, как изменение содержимого тарелки. Не столь очевидные и гораздо более неуловимые. Их трудно продемонстрировать окружающим и себе, в этих ускользающих материях сложно выработать понятные критерии успешности … Вот когда я не разогрел котлеты, а сварил брокколи – тут бесспорный прогресс, его можно невидимо зачесть себе как победу. А вот с поборенным гневом или преодоленной зависимостью все не так явно: эти вещи остаются внутри, в душе человека, они туманны и не четки, критерии их полноценности и реализованности размыты… «Сегодня я молился лучше, чем вчера»  — ну кто так может сказать про себя с полной уверенностью? Непонятно, чем мерить. А с брокколи понятно. И брокколи и котлеты измеряются в граммах, и здесь никаких двух мнений быть не может… Просто, доступно – это главное. И часто достаточно…

Пост в еде – это наша православная индульгенция. Вы думали в Православии нет индульгенции? Да ну что вы. Вот она, родная: картошечку отварил, да с постным маслом, да с соленым огурчиком – всё, ты в порядке! Остальное – метафизика, доступная избранным, необязательное, факультатив.

Как бы не так. Ограничение режима питания  — всего лишь часть глобальной церковной системы мер по освобождению человека – по освобождению его от необязательного и ненужного, по приведению человека к изначальной, от Адама, организации его души – к примату духа.

В системе жизнедеятельности человека питание – наряду с дыханием, общением и размножением – важнейшая составляющая. Процесс питания фигурирует в первых абзацах  повествования о творении человека (Быт. 1, 29; 2, 9; 2, 16), процессом питания пользуются Адам и Ева, процесс питания присутствует в Эдеме  — это я к тому, что в самом питании нет греха. Это и подтверждает Спаситель: «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его…» (Мк. 7, 15).

Но в процессе питания заложена и опасность для человека, и об этом тоже говорится в первых строках Библии, когда Бог предупреждает Адама от того, чтобы тот не ел от дерева познания добра и зла (Быт. 2, 17). И опасность эта становится актуальной, когда мир переворачивается вверх дном после печальной и катастрофической ошибки, которую совершают Адам и Ева. Тело человека – само по себе святое и созданное Богом – вместо сотрудничества с духом начинает пытаться доминировать над ним. И телу это удается.

Освобождение человека, как его понимает Православие, это освобождение духа от зла и от диктата тела, биологии. Биология человека, повторюсь, это не зло. Но она становится злом, когда начинает диктовать человеку, что ему делать и как ему жить. Съесть котлету это не зло — ну что плохого в котлете? Зло начинается тогда, когда я не могу не съесть котлету. Отсюда простой вывод: кто хозяин моей жизни? Бог? Я сам? Нет, увы – она, котлета.

И вот здесь проблема. Которая на котлете не заканчивается и не с нее начинается. Если приглядеться, множество обстоятельств моей жизни вызвано не моим сознательным (а в лучшем случае – духовным) выбором, а диктуется моей биологией. Чем именно проявляется диктат?

Например, неконтролируемым удовлетворением инстинкта размножения, или профанацией этого инстинкта, или попытками спрятаться от осознания действия во мне этого инстинкта… Влияет на человека и инстинкт стаи – это когда человек не может быть один, ему страшно и плохо («худые сообщества» — на троих в подъезде, молодежные субкультурные группировки, пустое общение ради общения – «висеть на телефоне», человекоугодие — поиск одобрения у окружающих, радикальный нацизм – «моя стая лучше!»)… Значим инстинкт индивидуации – это когда человек не может не быть один («не трогайте меня, понятно?!»). Последние два разнонаправленных инстинкта, как и все остальные, действуют в человеке одновременно… Развит инстинкт самосохранения – который может проявляться в гипертрофированной форме агрессии, в гневе, в бытовом или концептуальном эгоизме, в пренебрежении другими людьми… И в той же зависимости от питания в том числе.

Церковь – которая Христова Невеста – предлагает, как я понимаю, всю эту стихию обуздать, поставить в рамки и отправить на службу разуму и духу. А разум и дух, в свою очередь, предоставить в распоряжение Христу. Чувствуете разницу в масштабах постановки задачи? Это не вопрос кушать или не кушать котлету семь недель подряд…

Поэтому, при всей важности вопроса режима питания, этот вопрос оказывается не важным – потому что он является только одним из важных вопросов. В пост (да и в другое время) Церковь предлагает комплекс мер по духовному освобождению человека, а не только изменение содержимого тарелки… И среди этих мер – осознание своей жизни, анализ ее – первый шаг на пути к возврату главенства духа и Бога. На самом деле Церковь предлагает для начала человеку просто подумать – но подумать по-настоящему: почему, для чего и куда человек живет.

…Но тем временем забота о еде берет свое. В прошлое воскресенье вперемешку с «Мезимом» доедаются остатки колбасы из холодильника. На текущей масляной неделе — в обязательном порядке блины с икорочкой (заняться, что ли, икорным бизнесом?). В прощеное воскресенье вновь встанет задача экстренного освобождения холодильника – она будет решена с доблестью и любой ценой, я уверен… Тем временем подступает страх поста, тело в тихом ужасе предчувствует, что его недокормят и требует заранее компенсации: и идет сладострастный жор — впрок. До поста остаются считанные часы… тревога растет… масло все более толстым слоем ложится на блины. Сама идея поста – идея ограничения, воздержания, победы духа над телом – дискредитируется всеми этими гастрономическими подготовлениями к посту.

Поэтому не хочется больше о котлетах и блинах. Хочется – об освобождении, об осознанности, о желании духовно двигаться вперед. Хочется – об опыте концентрированной молитвы и нерассеяной мысли. О правильной организации бесценного времени жизни. О мире. О прощении. Об умении слышать и об умении говорить так, чтобы тебя понимали. Хочется о хороших новых – и старых! – книгах. О маленьких победах – над собой, а не над другими. Чтобы Пост был не тягостью, а лекарством… Много еще, чего хочется… Вот только про еду не хочется. Ни слова больше, ладно? Пожалуйста?

 

 

Читайте также:

Великий пост в 2013 году: с 18 марта по 4 мая 
Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА
Великий канон прп. Андрея Критского
Молитва св. Ефрема Сирина
Соборование. Таинство Елеосвящения
О Литургии Преждеосвященных даров
О покаянии и Причащении
Поучения в дни Великого поста
Рецепты постных блюд

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Вы можете стать попечителем сайта Правмир (подробности тут)
Пожертвования осуществляются через универсальный платёжный сервис
Похожие статьи
Борьба с постом: есть ли выход?

Не правда ли, жизнь женатого питерского программиста сильно отличается от бытия средневекового палестинского монаха? Если бы…

Что мы знаем о посте? Проверьте себя!

Хорошо ли мы знаем историю церковного поста, понимаем ли его смысл, знаем ли устав?