Никольские храмы Москвы обсудили на конференции

20 мая в Российском православном институте св. Иоанна Богослова на Новой площади прошла международная научно-образовательная конференция «Сорок сороков: Никольские храмы Москвы». Она была проведена в рамках празднования 925-летия перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В организации конференции также приняли участие храм Всех Святых на Соколе, Российский православный университет, Отдел религиозного образования и катехизации Синодального отдела по делам молодежи.

Конференция открылась презентацией Никольских храмов Москвы. Клирик храма свт. Николая в Кленниках протоиерей Николай Чернышев рассказал о возрождении иконописной школы.

Организаторы движения «Держава» при Николо-Перервинском монастыре поделились своим опытом организации молодежных паломничеств.

По их мнению, паломничество в мягких удобных автобусах – это несерьезно, поэтому они заставляют молодежь отправляться в поездки на велосипедах и пешком, чтобы те «попотели и осознали свои немощи» прежде, чем подойти к святыне.

Также в конференции приняли участие храмы святителя Николая в Сабурове, в Хамовниках, в Покровском, на Рогожском кладбище, в Бирюлево и другие.

Игумен Петр (Еремеев)

Игумен Петр (Еремеев)

Пленарное заседание было открыто выступлением ректора РПУ, игумена Петра Еремеева, который подчеркнул необходимость хранить память о святителе Николае и изучать факты его жизни.

Он отметил, что все собравшиеся здесь должны попытаться понять, какое послание нам передает Чудотворец из Мир Ликийских.

Продолжилось пленарное заседание выступлением председателя православного общества «Скиния», писателя-агиографа, организатора ежегодных международных конференций николаеведов, автора недавно вышедшего исправленного жития святителя Николая – Александра Бугаевского.

Автор нескольких книг о святителе Николае, он подчеркнул, что нередко мы сталкиваемся с проблемой наложения жития Николая Мирликийского на житие святого более позднего времени – Николая Пенарского. Из-за этого даже в клеймах на иконах почитаемого на Руси святого угодника появляются факты из жизни менее известного у нас свт. Николая Пенарского.

Далее состоялся телемост с коллегой Бугаевского по изучению наследия свт. Николая – Джерардо Чоффари, священником, профессором и директором Свято-Николаевского исследовательского центра в Бари.

Доклад отца Джерардо на тему «Архидиакон Иоанн «История перенесения святителя Николая в средневековой Европе» поднял вопрос о том, чтобы признать свт. Николая покровителем Европы, и рассказал, что их центр даже проводил для этого конференцию. «Признать святителя Николая в числе покровителей Европы нелегко по причине господства светского духа, который охватывает ее», – заключил отец Джерардо.

В свою очередь, клирик Патриаршего подворья храма Всех Святых на Соколе во Всехсвятском о.Дионисий (Куприченков) поделился своими изысканиями в сфере истории перенесения мощей свт. Николая в докладе под названием «История мощей святителя Николая».

После выступления отца Дионисия открылись секционные заседания конференции. Первой на них выступила Мария Ненарокова, к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им.Горького РАН с докладом на тему «Святитель Николай в литургической поэзии X-XIV веков».

«Обзор гимнографического наследия, посвященного святителю Николаю, показывает, что его почитали по всей средневековой Западной Европе: от Испании и Англии на западе до Германии и Силезии на востоке, на севере Европы, в Бельгии и на юге, в Италии. На протяжении всего периода Средних веков в честь святителя слагают многочисленные гимны, секвенции, тропы», – отметила Ненарокова.

В соответствии с ее исследованием, секвенции и гимны восхваляли святого, тогда как тропы анализировали его характер. Чудотворец из Мир Ликийских стоит в центре секвенций и гимнов, тропы же ставили его личность в контекст Церковной истории. «Песнопения, посвященные святому, с одной стороны, ориентировали слушателей на то, с какими просьбами можно к нему обращаться. С другой стороны, они запоминались гораздо легче прозы, и выражение «его имя было на слуху у всех» в случае святителя Николая обретало реальность», – заключила старший научный сотрудник ИМЛИ им.Горького.

Далее Виктория Легких, к.ф.н, которая специально прибыла на конференцию из Германии, в докладе представила слушателям плоды своих изысканий на тему «Особенности формирования двух служб на Преставление и Перенесение мощей свт. Николая Мирликийского».

По данным Легких, когда был введен майский праздник перенесения мощей, на богослужениях какое-то время продолжали использовать уже составленное Чинопоследование на перенесение мощей свт. Николая.

Далее в имеющемся чинопоследовании «декабрьские» песнопения заменялись оригинальными «майскими». «Подобные замены зависели от литургических традиций определенных местностей, но часто оказывались на усмотрение переписчика. Служба неоднократно исправлялась, редактировалась, песнопения добавлялись, заменялись и т.д. Заимствованные песнопения восполняли собой недостающие. Так, в Уставах часто следовали отсылки к декабрьским песнопениям без указания инципитов, состав песнопений мог варьироваться даже в пределах одной редакции», – следует из доклада Легких.

Необычным по сравнению с другими выглядело выступление кандидата искусствоведения Полины Терентьевой на тему «Образ святителя Николая в древнерусских духовных стихах». Сократив словесную часть доклада до минимума, Терентьева вместе с руководителем ансамбля «Узорика» Варварой Котовой исполнили старинные духовные стихи, посвященные свт. Николаю под аккомпанемент необычного инструмента – колесной лиры.

Если Тереньтева и Котова представили образ Николая Чудотворца в музыке, то аспирант Госудраственной академии славянской культуры Михайлова Наталья посвятила свое выступление образу святителя в старообрядческой меднолитной пластике, проиллюстрировав выступление слайдами с изображением экспонатов из коллекции Музея славянских культур ГАСК.

По результатам конференции планируется издание сборника ее материалов.

Кстати, перед конференцией в холле зала была организована выставка икон из ризницы храма Всех Святых на Соколе и частных собраний, облачений и прочих предметов, связанных с именем свт. Николая Мирликийского.

Началась конференция Литургией с торжественным молебном перед древним тосканским реликварием с частицей мощей свт. Николая Чудотворца, а завершение секционных заседаний плавно перешло во Всенощное бдение в том же университетском храме.

Текст – Марина Глазкова, фото – Юлия Маковейчук

Читайте также:

Когда кража — добродетель. О перенесении мощей святителя Николая

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
120 километров для паломника (фото)

Не духовный туризм, а преодоление крестного пути

Медовый Cпас глазами пользователей Инстаграма (фото, видео)

Праздничные богослужения, крестный ход и мед с деревенской пасеки

Когда погиб мой духовник, митрополит Антоний позвонил и спас меня

Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!