«Ностальгия
Первая ярмарка народных художественных промыслов, организованная Минпромторгом России при поддержке Фонда народных художественных промыслов, проходит на площади Революции в первые недели декабря. Мы поговорили с продавцами и покупателями о том, что они думают об этой инициативе и как идет торговля у стен Кремля.

Ярмарка небольшая, но уютная. Здесь действительно нет «китайщины» и примитивного фаст-фуда, зато есть исторические и новые отечественные производства. Можно купить елецкие кружева, хохломскую и семеновскую расписную посуду, павловопосадские и оренбургские платки, дулевский фарфор, изразцы, новогодние игрушки клинской фабрики «Елочка», гжельскую, вятскую, скопинскую и псковскую керамику и многое другое – всего в ярмарке принимают участие более 20 предприятий. А в выходные есть шанс поучаствовать в бесплатном мастер-классе.

Ежики в тумане, слоны и бараны

Надо учесть, что то, что организаторы (и обыватели) чаще всего называют «народными промыслами», в нынешнем виде существует относительно недавно.

«Ну а что такое народный промысел? – рассуждает один из участников ярмарки, гончар Виктор Сосновцев. – Это кто-то один сделал, получилось красиво, хорошо продалось, другие тоже стали так делать. Я использую всё. Знаю, какие свистульки на раскопах в Пскове находят, знаю, как делали в Америке, в Индии. Я всё это аккумулирую и делаю свое. И уже кто-то начинает мне подражать – это уже, можно сказать, получается промысел».

Мастер берет в руки свистульку-филина. Филин «ухает», поет. Берет ежика – оказывается, ежик умеет пыхтеть. Есть многоголосные инструменты, а на некоторых можно играть и петь одновременно.

– Когда играешь – это и терапевтический эффект. В детстве я относился к такому как к игрушке, а сейчас, когда жизнь проходит, вижу, что это самое интересное из того, что я могу сделать. Пока я играю, я живу. Когда заканчиваю – так же старею, как и все» (смеется).

Виктора Сосновцева пригласили на ярмарку проводить мастер-классы.

– В воскресенье было четыре группы, целые семьи у меня тут сидели! Малышка сидит и рядом с ней папа лепит. В конце каждый делает свистульку. Всё это бесплатно, естественно.

В теплое время года Сосновцев работает прямо на улице, и на некоторых изделиях подписана их «родина» – например, «Гоголевский бульвар, скамейка № 6». Но он очень доволен нынешней ярмаркой: «Напишите, что это для меня праздник! Просто праздник!»

Как у итальянцев и даже лучше

Бело-голубую гжельскую керамику «народным промыслом» тоже можно назвать с натяжкой. Этот тип росписи стали делать только в XIX веке, когда гжельскую керамику производили на фабриках, хотя окрестности Гжели (сейчас это Раменский район Московской области) славились глинами с семнадцатого века.

«Ярославская майолика» – бренд, созданный относительно недавно, в 1992 году, ярославскими художниками Евгением Шепелёвым и Натальей Павловой. Конечно, у этого искусства есть исторические корни.

Сама техника майолики (изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые непрозрачной белой эмалью) средневековая, эталоном были итальянские работы XVI-XVII веков. В Россию она пришла в XVIII веке. Вплоть до конца XIX века ее называли «фаянсом русской работы».

Особенного успеха добились в этой технике гжельские мастера. Но ярославцам удалось в конце ХХ века создать нечто новое. Их изделия тонко и ярко расписаны, и именно здесь можно найти потрясающие фигурки волхвов для новогодней елки и образцовых Дедов Морозов («И детям, и внукам останутся, – нахваливает продавец. – Если не разобьют. Надо воспитывать!»).

Стоят изделия недешево – елочная игрушка за полторы-две тысячи, Дед Мороз – от 7000 до 17000. Но что поделаешь – ручная работа.

Семикаракорская керамика, которую чаще называют просто «донская роспись» или «донской фаянс» – гораздо дешевле, но не менее празднична. Возникла она тоже как переосмысление традиций – всего лишь в 1972 году. При этом художественный стиль Семикаракорского промысла разработали специалисты и искусствоведы Московского научно-исследовательского института художественной промышленности (конечно, по народным мотивам). В Москве такую керамику можно купить только на ярмарках и выставках.

«Держать магазин нерентабельно, аренда дорогая, а покупательская способность… – продавец разводит руками. – Но на ярмарки приезжаем». За 500-700 рублей можно купить чайную пару, суповой набор, фигурку.

Валенки и кружева

Елецкие кружева не так известны, как вологодские, но не менее изящны. В XVIII веке образцы кружевных узоров были привезены из Германии, Бельгии и Франции, и вскоре появились местные художники и собственный стиль. Первое упоминание о Елецком кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».

Сейчас в ООО «Елецкие кружева» работает около 1000 человек, и делают здесь кружево как машинное, так и ручное. Разница в трудозатратах ярко отражается на цене – шаль из машинного кружева стоит полторы тысячи, из ручного – 30-50 тысяч.

На прилавке разложены скатерти и салфетки, постельное белье, детские наборы. «Если есть деньги и желание, можно и впрок купить, – уговаривает нерешительную покупательницу женщина за прилавком. – За последний год цены втрое выросли».

О ценообразовании она знает всё: на фабрике работает финансовым менеджером, но и на ярмарке стоит с удовольствием. Только холодновато. «Многие знают елецкие кружева, – с гордостью замечает она. – Покупают и столовое, и постельное! Сюда мы привезли всего понемножку, а если в магазин при фабрике приедете, то там еще что-то интересное найдете».

В начале декабря даже вид валенок согревает. Валенки, привезенные на ярмарку, делают в Воронежской области в мастерской «Царство шерсти». Занимаются этим уже 10 лет, акцент делают на «благоукрашенные» модели – с рисунком, аппликациями и так далее. Постоянной точки продаж в Москве нет, когда Минпромторг позвал участвовать – «не могли отказать», и тому, как всё организовано, очень рады. Пара нарядных валенок стоит 3-5 тысяч рублей.

Гусевский хрусталь

Самый известный отечественный хрусталь начали делать тоже в конце XVIII века под Владимиром. Изначально стекольный завод был в Москве, но из-за чрезмерной вырубки лесов был издан указ перенести производство подальше. В середине XIX века была закуплена технология производства богемского стекла, и с тех пор качество изделий стало не хуже, чем в Европе.

Наверное, самым сложным периодом для промысла оказались последние несколько лет. В ноябре 2011 года знаменитый хрустальный завод перестал существовать. Производство прекратилось по причине отключения электроэнергии за долги в 11 миллионов рублей. Но ситуацию удалось частично решить: в декабре 2013 года возобновил работу 4-й цех завода, специализирующийся на выпуске цветного хрусталя.

– У кого-то ностальгия, кому-то просто нравится. Фирменный магазин у нас только во Владимире и в Гусь-Хрустальном. Раньше был магазин в Москве, в Гостином дворе, но мы два года не работали… В конце 2013-го перезапустились, поменяли горшки, печи, – рассказывает девушка за прилавком. – Сюда мы привезли только небольшую часть, чтобы показать разные предметы ассортимента, разные цвета, которые варим. Вообще ассортимент у нас огромный. Любая ваза может быть в любом цвете, например. И мы много делаем на заказ. Но надо учесть, что производство штучное – по 1-2 предмета делаем.

Несмотря на то, что современный хрусталь – удовольствие недешевое, берут неплохо. «Нет, мы не просто стоим, – отмечает продавец. – Каждый день что-то покупают, и в целом торговля идет успешно, тем более, мы денег не платим за аренду».

«Нам интересна история России, даже не знаю, почему»

Трое американцев неспешно прохаживаются от одного киоска к другому. Один уже успел купить войлочные тапки и горсть советских значков, которыми традиционно торгуют у Исторического музея. Я спрашиваю их, давно ли они в России и почему приехали сюда. Оказывается, что они из Техаса, работают в фирме, сотрудничающей с нашей страной, прилетели 20 часов назад и немного хотят спать.

– Хорошо ли нам здесь? О да! Красиво. Холодно. Хотя мы ожидали, что будет снег.

Я жалуюсь на глобальное потепление и московские реагенты. Спрашиваю, нравится ли им ярмарка.

– Конечно, всё очень красиво. У нас в Америке похоже.

– У вас тоже начинают рождественские ярмарки задолго до Рождества?

– Да, и с каждым годом всё раньше! Наверное, скоро они будут открываться в сентябре!

– Почему вы купили советские значки? Я знаю, что многие иностранцы почему-то очень интересуются позднесоветским периодом.

– О да! Эти символы у нас очень популярны, хотя я даже не знаю, почему…

На помощь приходит старший из группы:

– Понимаете, у нас нет такой истории. Нашей стране чуть больше 300 лет, это немного. А здесь всё формировалось веками. Было столько всяких событий! Нет, у нас нет такой истории, да и расположены мы изолированно. И очень интересно посмотреть, что представляет собой Россия после всего, что с ней было. И что получилось после Советского Союза, нам тоже очень интересно.

***

Прощаюсь с иностранными гостями, а потом оказывается, что мы идем в одну сторону – к палатке с тульскими пряниками и дрожжевыми пирогами.

Фото: Ефим Эрихман


img-15

img-17

img-19

img-20

img-21

img-23

img-26

img-27

img-29

img-32

img-34

img-37

img-38

img-39

img-40

img-42

img-44

img-50

img-51

img-52

img-54

img-60

img-62

img-63

img-67

img-69

img-71

img-72

img-73

img-74

img-75

img-76

img-82

img-70

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.