Новый автограф святителя Макария

Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», № 21, 1999
Новый автограф святителя Макария

* 1
Сведения о жизни святых подвижников, живших столетия назад, как правило, приходится собирать по крупицам. Многогранная деятельность Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), канонизированного в 1988 году, можно сказать, представляет в этом отношении некоторое исключение и нашла отражение в различных источниках и в церковно-исторической литературе. И тем не менее всякая новая находка, связанная с ним, проливает новый свет на его жизненный путь и труды.

Святитель Макарий

Святитель Макарий
Шитая икона работы инокинь
Спасо-Бородинского монастыря

Одной из сторон изучения деятельности знаменитого иерарха являются его автографы. Хотя святитель Макарий написал немало грамот и посланий 2, однако их автографов до нас не дошло, но известны его подписи на официальных государственных бумагах, либо автографы-записи вкладного характера в книгах. Небольшую работу по этой теме с приложением фотографий автографов Святителя еще до революции опубликовал Н. Попов 3. Уже в наше время Б. Л. Фонкич опубликовал запись Митрополита Макария в греческой рукописи, привезенной ранее на Русь Митрополитом Фотием (*1408–†1431) 4. Затем были опубликованы автографы на государственных актах из Древлехранилища 5. В обнаруженной недавно Софийской мартовской Четьи Минее были выявлены новые автографы Святителя, относящиеся к его новгородскому периоду. “Мартовский том <…> как и другие тома Софийских Миней, изобилуют автографами Митрополита Макария” 6.

Открытием является еще новый автограф святителя Макария, относящийся, как и Софийская Минея, к его новгородскому периоду. В рукописном отделе Уральского Государственного университета имеется апракосное Евангелие, написанное в 30-х годах XVI века на 161 листе. Запись на втором форзацном листе, состоящая из девяти строк, гласит: “В лето 7049-го (1540) месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие преосвященный архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова владыка Макарий в дом Святому собору Архангелу Михаилу в Ерусалим святый на полатех при священниках Василий Ивани и Григорьи Псковитини” 7. Храм Входа Господня, “да Михаил святый на полатех” находился “за Владычным двором на Буевищи” 8.

Известен вклад святителя Макария комплекта Четьих Миней в Софийский собор в 1541 году, а также книжные вклады того времени в Пафнутиево-Боровский и Соловецкий монастыри. Таким образом, Владыка давал вклады и в другие новгородские храмы. Есть некоторые сведения о почитании им преподобного Макария Египетского 9. Данный вклад Евангелия-апракоса свидетельствует о почитании Святителем Архангела Михаила, имя которого ему было дано при святом Крещении.

Notes:

  1. © Архимандрит Макарий (Веретенников), 1999
  2. См. Архимандрит Макарий. Письменное наследие Всероссийского Митрополита Макария // Макариевские чтения: “Памятники древнерусской культуры”. (Материалы II Российской научной конференции 8–10 июня 1994 года, посвященной памяти святителя Макария). Вып. 2. Ч. 1. Можайск, 1994. — С. 92–122; Он же. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария
    // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. — С. 26–39.

  3. Попов Н. Автографы Митрополита Макария собирателя Великих Миней. СПб., 1913.
  4. Фонкич Б. Л. Греческая рукопись Митрополита Фотия //
    Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. — С. 189–195.
  5. Архимандрит Макарий. Автографы Митрополита Макария. Из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов
    // Богословские труды. Сб. 31. М., 1992. — С. 267–276.
  6. Серебрякова Е. И. О кодиологических особенностях новонайденного мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней-четьих
    // Русская книжность. Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. — С. 11. См. также Серебрякова Е. И. О новонайденном мартовском томе Софийского комплекта Великих Миней Четьих Митрополита Макария (предварительные наблюдения) // Anzeiger fur slavische Philologie. Bd. 23. Graz, 1996. — С. 139. Рис. 23–26.
  7. Выражаю сердечную благодарность и признательность С. Л. Кравцу, сообщившему об автографе, и И. В. Починской, любезно его представившей.
  8. Янин В. Л. “Семисоборная роспись Новгорода”
    // Средневековая Русь. М., 1976. — С. 111.
  9. Архимандрит Макарий. О почитании на Руси преподобного Макария Великого, подвижника Египетского // Макариевские чтения: Апокалипсис в Русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 3. Ч. 2. Можайск, 1995. — С. 22–23.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: