Нужна ли Церкви комиссия нравов?

Нужна ли Церкви комиссия нравов?

Есть такая традиция – вспоминать о самых запомнившихся событиях уходящего года. Можете записать меня в мухи по классификации Паисия Святогорца, но мне почему-то запомнились скандалы, в которых фигурировали отдельные представители Церкви. Да, что там ушедший год. Последние несколько лет светские СМИ то и дело сотрясаются от церковных скандалов.

То уголовное дело с пьяным священником, который стал виновником ДТП с жертвами, то нахальный протодиакон, поднимающий руку на женщин. Сегодня к проблемам пьянства и рукоприкладства среди клириков добавилась еще и тема сексуальной распущенности.

Слабое звено

Можно, конечно, успокоить себя статистикой, что, дескать, в Русской Церкви около 300 епископов и 35 тысяч священников и диаконов, отделавшись тривиальным «в семье не без уродов». Ведь в любой социальной группе такого масштаба найдется свое слабое звено в виде пьяниц, драчунов, блудников и прочих. Но, мне думается, что для нас, частиц Тела Христова, это не может служить оправданием.

Церковь в лице ее членов во все времена была призвана быть духовно-нравственным ориентиром. Но разве имеет морально право алкоголик учить трезвой жизни, кухонный «боксер» – кротости и смирению, блудник – целомудрию? Таковые, конечно, могут проповедовать с амвона высокие истины, но эти речи не будут стоить и ломаного гроша. Тем паче, будут смешными попытки кого-то обличать.

Сопливый доктор

Мне всегда нравится, когда Церковь именуют лечебницей. Это значит, что в ней много больных (вывод из серии «капитан Очевидность»). Но эффективность лечения в ней зависит не только от лекарств, но и от профессионализма врачей. И если лекарь сам не соблюдает элементарных правил гигиены и с головы до пят находится в антисанитарии, то он с большой вероятностью станет лишь переносчиком заразы.

Например, в реанимации достаточно лишь одного гриппозного чиха сопливого доктора, чтобы привести к смерти пациента, у которого отсутствует иммунитет. Поэтому таких докторов исключают из числа лечащих. Чего уж тогда говорить о нас, священниках, которые занимаются человеческими душами.

Больница без света

Для верующих святой псалмопевец Давид обозначил схему, по которой передаются духовные заболевания: «С преподобным преподобен будеши, <…> и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27). Мудрость народная вывела свою формулу: «с кем поведешься – от того и наберешься» или «с волками жить, по-волчьи выть».

Кто-то может мне возразить словами святых отцов, дескать, ну, как же – и по гнилым проводам течет ток?! Действительно, течет, но велика вероятность, что аварийная электропроводка замкнет. В лучшем случае больница останется без света, в худшем – в пожаре погибнет множество людей. Особенно те, кто еще не может самостоятельно передвигаться.

Казанское дело

Последним скандалом уходящего года взорвалась проблема, возникшая в Казанской духовной семинарии, из которой в Московскую Патриархию стали поступать жалобы. Так миру стало известно, что в Церкви есть отдельные клирики, страдающие содомской страстью, которые мало того, что сами болели, пытались инфицировать окружающих. И Церковь отреагировала.

Для разбирательства выехала с инспекцией комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви. По результатам проверки проректор по воспитательной работе в сане игумена был отстранен от занимаемой должности. Думаю, можно ожидать, что этот священнослужитель подвергнется еще и каноническим прещениям.

Комиссия по нравственности

Подобные случаи обнаружили один серьезный момент, в связи с которым хочется начать спокойную внутрицерковную дискуссию. Если бы вдруг проблема возникла не в семинарии, а в другом месте – тогда инспекторская комиссия Учебного комитета не имела бы правомочий решать такие дела.

На этом фоне выглядит целесообразным появление структурного подразделения Общецерковного Суда – профильной комиссии по духовно-нравственным вопросам, которая могла бы выполнять функции досудебной проверки по работе с доказательствами. В нее могли бы войти церковные эксперты различных сфер.

Думаю, что такая инициатива могла бы стимулировать внутрицерковную дискуссию по этой теме. И кто знает, может быть живое соборное обсуждение сможет реализоваться в виде проекта документа Межсоборного присутствия о внесении дополнений в Судебную систему Русской Православной Церкви.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: