Каяться по-русски: рваная рубашка и разбитый лоб

Нужно ли нам каяться за те грехи, которые были совершены в прошлом веке? Например, за убийство Царской семьи, или депортацию крымских татар? Нужно ли приносить всенародное покаяние? Размышляет протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, внук священномученика Владимира Амбарцумова.

Каяться с надрывом и рвать на груди рубашку

Периодически  поднимается вопрос о проблеме народного покаяния за те преступления и грехи, которые были совершены в прошлом, двадцатом столетии в отношении отдельных людей и целых народов. Например, крымских татар или других народов, которые подверглись переселению или иным репрессиям.

Обычно мы, русские люди, покаяние воспринимаем именно в том смысле, какой заложен в слове «каяться» в русском языке. Покаяние представляется нам в первую очередь так, что необходимо сказать: «Вот такой я нехороший, простите меня». При этом сказать лучше с надрывом, порвав на себе рубашку. Можно пойти к церкви и бить лбом о порог, и так далее.

Но это, как раз, только внешнее и малая доля истинного покаяния. Потому что слово «покаяние» на греческом языке звучит как «метанойя» и обозначает изменение ума. Если человек действительно кается, он меняет свой взгляд на жизнь и меняет ее саму.

Предтеча Господа нашего Иисуса Христа Иоанн Креститель призывал не только покаяться, но и принести достойные плоды покаяния (Мф. 3:8). То есть мы должны не просто осознать свой грех, свою ошибку, но должны изменить наше сознание и даже жизнь.

К великому сожалению, сейчас мы лишь слышим о покаянии в его значении в русском языке. Когда надо сказать, какой я плохой, уничижить себя, умалить, и всё будет хорошо. Причем на этот путь нас часто толкают люди, которые в общем-то не очень готовы нас любить и разделять с нами те труды, которые нужно было бы принести как результат нашего покаяния.

Заявление Василия Гатова в фейсбуке как раз относится к декларации такого внешнего, с битьем лба, покаяния. Да, переселение крымских татар – действительно преступление, злодеяние, и ничего тут другого не скажешь. Я согласен, что действительно это сделано было Советским Союзом, но совсем не согласен в том, что этот грех ложится, как позор, на Россию, что русский народ должен нести за это такой вот ответ.

Если мы внимательно будем изучать нашу историю, то мы поймем, что депортация крымского народа была совершена по приказу и подписана Сталиным. Этот приказ был подготовлен на основании докладной записки, написанной Берией. И руководили этой операцией Кобулов и Серов.

Соответственно, если мы посмотрим по национальности, то трое из четырех названных мною лиц являются грузинами. Но разве придет нормальному человеку в голову говорить о том, что Грузия и грузинский народ ответственны за то, что произошло с крымско-татарским народом? Конечно, нет.

Совершенно очевидно, что обозначенные грузины были оторваны от той, глубоко православной христианской традиции, культуры грузинского народа, отпрысками которого они были. Это были люди, отдавшие себя в волю противника рода человеческого и совершавшие преступления.

Меня удивляет, почему уважаемый Василий Гатов не вспоминает о том, что русский народ также подвергся переселению и геноциду. Причем масштаб был гораздо больше. Если крымских татар было переселено около 190 тысяч, то только в период раскулачивания было переселено русских крестьян 1 млн 800 тыс. человек.

А условия жизни в местах переселения как русских крестьян, так и крымских татар и других народов были одинаковые. Как одних, так и других бросали в безлюдные степи, где они гибли. Если не погибали по пути.

И поэтому всё сваливать просто на Россию, на русских, наверное, нельзя.

Сбросили иго коммунизма, но не покаялись

Но, говоря о нашей трагической истории, о двадцатом веке, всё-таки уместно задаваться вопросом, а вообще наш народ принес покаяние за всё случившееся? Причем я имею в виду народ не русский по национальности, а российский народ в современной терминологии, то есть всех, кто живет в России, а по большому счету надо говорить про те народы, которые жили в Советском Союзе. К великому сожалению, серьезного покаяния в греческом значении этого слова не было.

Хотя, слава Богу, эти народы осознали, что они не могут больше жить в условиях господства коммунистической идеологии и в начале 90-х годов сбросили этот вредный груз. Да, за освобождение от коммунистического безбожного ига заплатили дорогую цену – огромное государство распалось.

Однако, если мы посмотрим на граждан России и на граждан других государств, которые возникли на территории бывшего Советского Союза, то увидим, что всё равно, по большому счету, покаяния нет. Подавляющее большинство населения вообще плохо знает историю, и ему, мягко говоря, наплевать на то, что было несколько десятилетий назад.

Они не хотят ворошить это действительно страшное прошлое и пытаются как-то обустроить свою настоящую жизнь, которая сейчас непростая. Они не понимают, насколько опасно забывать уроки истории и говорить, как хорошо было при Сталине. Они ходят с портретами этого «отца народов» и предлагают восстанавливать то, что было тогда.

А было-то как раз уничтожение народов не только путем переселения, но и вообще просто путем уничтожения множества конкретных личностей всех национальностей, которые жили на территории Советского Союза.

Другие, тоже не извлекая никаких уроков, пытаются найти какого-то врага, чтобы оправдать свое положение. Нередко врагами объявляются те народы, которые в составе СССР страдали от репрессий. Такое мнение можно услышать и от россиян, и от граждан соседних ближайших стран.

Замечу, что странно слышать поучения от человека, который находится за океаном. Потому что плоды покаяния должны быть не абстрактными, а реальными: в России, на Украине, в Молдавии, в Узбекистане и так далее.

А вообще каяться за грех другого человека – странное предложение. Даже пусть это будет твой близкий предок. Мы должны не каяться за его грех, нам следует молиться о том, чтобы Господь простил его вольные и невольные прегрешения. Вот это наша обязанность. А все эти чины всенародного покаяния, которые иногда пытались у нас проводить, представляют собой просто бутафорию.

На земле построить рай невозможно

Мы должны осознать то, что допустили возможность преступления, допустили возможность совершения греха, вероотступничества. И не только мы, но и другие представители христианской конфессии. Это относится и к мусульманским народам, и ко всем, жившим на территории России, которые также стали отказываться от своей веры.

Понятно, всем было нелегко. Но ведь нашлись те носители духа, которые потаенно, в деревенских домиках молились, сохраняли веру. Они понимали, что Господь попустил это лихолетье за грех народа, за то, что люди стали отходить от Бога.

Сейчас мы имеем возможность строить храмы, свободно проповедовать слово Божье. Но мы должны четко осознать то, что невозможно строить рай на земле. Даже в отдельно взятой стране, как это пытались сделать коммунисты или как иногда пытаются это представить «патриоты», которые хотят, чтобы мы жили так же, как жила Россия в XIX столетии. А мы живем уже в XXI столетии.

Тот урок, который был преподан нам в XX столетии, говорит о том, что отечество наше не здесь, на земле, а нужно искать Небесного града. И тогда наши земные дела будут устроены. Потому что если мы будем искать Царствия Небесного, то всё остальное приложится к нам.

Иначе мы снова будем обвинять друг друга в различных преступлениях, которых в нашей общей истории, к сожалению, очень много. Вместо этого лучше постараться возлюбить наших близких, тех, кто живет рядом с нами: и единоверцев, и иноверцев. Я в первую очередь говорю о православных людях, перед каждым из которых должна стоять такая задача. И тогда действительно мы сможем достичь Царствия Небесного.

Записала Оксана Головко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Когда покаяние абсурдно

Перед Конго до сих пор никто не извинился

Прадед чекист и прадед крестьянин – за кого каяться?

У кого просить прощения потомку чекиста и репрессированного крестьянина?