Нюта Федермессер: Не спугните своим контролем волонтеров

|
Правительство Москвы задалось целью разработать настоящий регламент взаимодействия медицинских учреждений и волонтерских организаций. В настоящее время эти отношения почти никак не регулируются законом, а почти полностью зависят от главврачей больниц. Основатель фонда помощи хосписам «Вера», директор Центра паллиативной медицины департамента здравоохранения Москвы Нюта Федермессер высказала свое мнение в Facebook по поводу инициативы чиновников.

В паллиативной помощи и хосписах качественной помощи без волонтеров просто не будет. Не будет и все. Это даже не подлежит обсуждению. Нет волонтеров — нет индивидуального подхода. Нет индивидуального подхода — нет качественной жизни в конце пути. Нет качества жизни — нет паллиативной помощи.

В последнее время волонтерство растет и развивается. Волонтеров становится больше — и они перестают быть исключением из правил. А значит, со стороны государства появляются попытки зарегламентировать их деятельность, загнать их под определенные правила и просеять через определенное сито. И это неплохо. Для того, например, чтобы стать волонтером в хосписе, надо заполнить анкету, пройти собеседование, предоставить персональные данные, заключить договор. Кто-то скажет, ужас, раньше так не было, мы просто приходили и помогали. Но раньше волонтерами в хосписе были 10 человек и все они были лично знакомы персоналу и даже главному врачу. Это были друзья и друзья друзей. Теперь волонтеров сотни и определенный порядок обязательно нужен. И главный принцип этого порядка — не навреди. Не навреди развитию волонтерства, не навреди пациенту и его семье, не навреди персоналу. Поэтому важно понять, что движет потенциальным волонтером: желание помочь пациентам или желание решить свои собственные экзистенциальные проблемы. Второй вариант может быть приемлем для «Лизы Алерт», например, или для волонтера в деле тушения пожаров, но неприемлем для хосписа. Надо понять, не было ли в семье волонтера недавней смерти близкого, чтобы не тормошить его раны новыми испытаниями. Надо разобраться, не будет ли волонтер миссионерствовать или продвигать странные целительные практики, ведь пациенты хосписа очень податливы и уязвимы, надо соблюдать их пристрастия и интересы, а не навязывать им свои.

Но в попытке регламентировать работу волонтера нельзя переходить грань: люди пришли по зову сердца, и эти порывы нельзя убивать. Например, я очень возражаю против чрезмерных требований к медсправкам. Все забывают о том, что в сегодняшних больницах работают десятки сотрудников клининговых компаний, эксплуатирующих и ремонтных организаций, сотрудники внешних прачечных, водители, слесари и сантехники. Их в больницах значительно больше, чем волонтеров. И они никаких справок не имеют, и с них справок никто не требует. Ни медицинских, ни из полиции, ни из наркодиспансера. При этом они преспокойно заходят и в палаты, и даже в реанимацию. И в детских учреждениях их полно. Почему? Потому что за них отвечает их работодатель? Ой ли? Или от того, что у медсестры украдет сумку сотрудник клининговой компании, а не волонтер — медсестре станет легче смириться с потерей?

У нас в центре паллиативной помощи и в некоторых московских и региональных хосписах я, к сожалению, часто вижу недоумение и раздражение на лице сотрудников. Ну что тут делают эти люди от фонда? Под ногами мешаются… А то, что волонтеры, при качественной организации работы, и с пациентами гуляют, и моют их, и делают им успокоительный массаж, и убирают в палатах, и моют окна, и чинят все сломанное, таким образом высвобождая время медсестер для медицины и общения с пациентами – это почему-то ускользает от внимания персонала.

Волонтеры организуют отмечание дней рождений, семейных годовщин и праздников, приводят музыкантов и организуют концерты, занимаются собакотерапией и ароматерапией, делают массаж и сотрудникам, между прочим, организуют субботники, переводят профессиональную литературу, обрабатывают пациентам ногти, делают стрижки и макияж, пекут и приносят вкусности.

И слепы те врачи и руководители медорганизаций, которые не видят в волонтерах огромного ресурса, которые боятся и закрывают перед ними двери. В волонтеры, кстати, зачастую идут люди очень успешные, образованные, у которых есть чему поучиться. Они могут, между прочим, при грамотной организации работы, консультировать административно-управленческий персонал, оказывать массу услуг про-боно, а могут, при хорошо составленном графике посещений, полностью заменить гардеробщиков, садовников, буфетчиц, банщиц и т. д.

С их помощью можно повысить удовлетворенность качеством оказываемых услуг и сэкономить массу денежных средств. Только их надо очень любить и беречь. Как самого лучшего бухгалтера или самого думающего врача. Так что при регламентации деятельности волонтеров самое главное — не спугнуть…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
“Лиза Алерт”: инструкция как стать волонтером

Раз съездишь, посмотришь, как это происходит, и уже не отпустит

Помощь ближнему придет из Германии

“Колбасная эмиграция”, говорите

Семья совершившего суицид инвалида отказывалась от помощи волонтеров

По данным мэрии Красноярска, родственники мужчины получили пандус и претензий по его эксплуатации не высказывали