О бедном государстве замолвите слово, или Кто крайний в очередь за госзаказом

|

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить – и не будет услышан.
(Книга Притчей Соломоновых. XXI, 13)

Принятый 23 апреля 2010г. Федеральный Закон «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений» породил немало слухов и споров в средствах массовой информации и среди населения.

«До тысячи рублей за каждый дополнительный предмет!», «Медицина становится платной!», «У кого ворует государство!» – такими заголовками пестрят сейчас СМИ. Приводятся обрывки мнений, цитируются ответы чиновников Минобразования, депутатов и экономистов. Попробуем еще раз разобраться, что же мы (в лице государства) будем иметь в результате реформы.

«Светлое будущее» бюджетных учреждений.

Представляются важными два положения принятого Госдумой РФ Закона:

1. Все бюджетные учреждения должны выбрать для себя «светлое будущее»:

– остаться бюджетными

– стать казенными

– стать автономными.

Первые существуют на государственные деньги, но доходами от дополнительно оказываемых услуг распоряжаются сами. Деньги им выделяются в виде субсидий, целевое использование которых жестко контролируется.

Вторые – менее самостоятельны – отдают все доходы в бюджет, получая средства на свои нужды по определенной смете – все расходы также строго контролируются. К казенным учреждениям будут относиться: военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, противопожарная, миграционная, таможенная службы и служба по контролю за оборотом наркотиков. Кроме того – Федеральная служба исполнения наказаний,  Главное управление спецпрограмм президента РФ, ФСБ, Служба Внешней Разведки и Федеральная Служба Охраны. Также в эту группу попадут психиатрические больницы с интенсивным наблюдением и ряд других больниц особой направленности (статья 20 Закона).

Третьи – доходами распоряжаются сами, но и бюджетных денег не получают на существование. Государство им оплачивает только то, что должно быть исполнено в рамках госзадания. Контроль за расходованием средств в рамках госзадания – не менее жесткий.

Таким образом, школы, больницы, вузы, библиотеки, музеи и театры будут иметь право выбора типа функционирования.

Важно отметить –  что касается школ – вне зависимости от правового статуса, все школы будут получать государственное задание на оказание услуг в рамках закреплённых законодательством образовательных стандартов.

2. С 1 января 2011 года Законом устанавливается переходный период, в течение которого бюджетные учреждения могут функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. И только к 1 июля 2012 года изменения, касающиеся правового положения бюджетных учреждений и казенных учреждений, должны быть завершены.

«Хотели как лучше..»

Что положительного в Законе:

О том, что контроль за целесообразностью и прозрачностью расходования бюджетных средств практически невозможен – говорилось давно. Это же признавалось в ведущих министерствах – Минобразования, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития.

Не секрет это и для каждого из нас. Армия чиновников-бюрократов на всех бюджетных уровнях уже давно стала темой для злословия.

Поэтому цели реформы бюджетных учреждений на первый взгляд благие. Сократить расход бюджетных средств на ненужные государству (а значит и нам) цели,  сделать контролируемой отчетность бюджетных учреждений и дать относительную самостоятельность части из них.

Вроде бы все направлено на повышение эффективности госрасходов. И это при непрерывно возрастающей доле ВВП (по данным органов государственной статистики), направленной на нужды образования и медицины.

О том, что наших детей лишат образования, речь тоже не идет. Список обязательных в рамках госзадания предметов, согласно базисному учебному плану, включает в себя следующие:

русский язык и литература, иностранные языки, математика (включая предметы: алгебра и геометрия), информатика, история, обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики), география,  естествознание (включая предметы: физика, химия, биология), искусство (включая предметы: ИЗО, музыка, МХК),  технология (включая труд и ИТ),  физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (Фед.Закон «О государственном стандарте общего образования», гл.2, ст.6).

И вроде как неплохо, что школа сможет оказывать дополнительные услуги нашим детям. Пусть даже на коммерческой основе, если это приведет к улучшению внешнего вида или материально-технической базы той же самой школы. Или, если за счет этого будут подняты зарплаты учителям

Кроме того, принятый Закон – один из тех редких нормативных актов, которые предусматривают предельно простой порядок изменения статуса бюджетных учреждений. Для этого достаточно будет только внести изменения в устав государственной организации или положение о ней.

А вот теперь «подводные камни», о которых немало сказано и говорится экспертами разных областей экономики, образования, искусства и здравоохранения.

Abstractum pro concreto (Абстрактное вместо конкретного – пер.с лат.)

Понятие «госзадания», которое и будет являться источником финансирования бюджетных учреждений, – в Законе определено расплывчато. И хотя, контроль за его исполнением предусматривается жесткий, но достаточно ли будет этих средств для финансирования школы или медицинского учреждения, а уж тем более учреждения культуры – неизвестно.

Кроме того, руководители бюджетных (в настоящем) учреждений  – далеко не все поголовно являются отличными управленцами. Организовать работу вверенного им учреждения они могут, но вот грамотно распорядится финансами – не уверена, что это всегда будет в их силах и компетенции.

К чему это приведет?

Первое – к накоплению долгов теми учреждениями, которые самостоятельно «плавать» еще не умеют или объективно не могут, как, например. маленькие сельские школы или фельдшерские пункты.  Второе – к сокращению бюджетных работников – руководителей, которые, несмотря на замечательные организаторские способности и профессиональный уровень, окажутся нелучшими финансистами (ну не готовят пока финансистов в педучилищах и культурных учреждениях).

Вынужденные выживать бюджетные учреждения будут стимулированы жесткими условиями к всевозможным способам сокращения объема бесплатных услуг и наращиванию  – платных.

Что за этими словами: тренажерные залы для взрослых в школах, навязывания различных платных факультативов учащимся, платные кардиограммы взамен очереди на 2-3 месяца для стариков, широкая продажа произведений псевдонародных промыслов в музеях вместо выставок для специалистов, скандальные спектакли в театрах вместо теряющей популярность классики?

Что это, как не противоречие 41 и 43 статьям Конституции, которые предусматривают бесплатное здравоохранение и образование.

Кроме того, за право стать бюджетным – такие учреждения, как школы, больницы, библиотеки, вузы и музеи – должны будут еще побороться. То есть доказать – нужны ли они вообще государству или не очень. Причем, окончательное решение – принимать школу, вуз или больницу в число «бюджетных» или «казенных» или оставить «за бортом», чтобы научить «плавать» самостоятельно, – остается за государством.

А так как лицом государства в данном случае являются не родители, профессора, пенсионеры или студенты, а чиновники – то и объективность таких «решений» остается под большим вопросом. Передел собственности  бюджетных учреждений продолжится. А коррупция, против которой и направлен Закон, – получит новый толчок для роста.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Вызывает некоторую надежду то, что принятый Закон вызвал такую резко негативную реакцию в обществе. И реализация его на практике – довольно непростая даже с точки государства процедура. По словам спикера Госдумы Б. Грызлова: «исполнительной власти предстоит принять больше десятка постановлений и изменить ещё не менее 80 нормативных актов».

Прецеденты такого рода реформ в мировой практике уже были – Таиланд, США, Великобритания. Они закончились или экономическим провалом и ростом коррупции (как в Таиланде), или закрытием части школ, как в Великобритании, или отменой изменений в результате протеста общества, как в Америке.

Еще Макс Вебер, немецкий ученый, признанный социологами и политэкономистами всего мира, утверждал, что принципы функционирования коммерческих структур и государственного сектора совершенно разные. И смешивание этих принципов подрывает основы, как экономического, так и социального благополучия общества.

А если оторваться от примеров и цитат, то достаточно просто посмотреть в глаза нашим детям и старикам. Первые – заслуживают права быть образованными людьми, а вторые – иметь достойную старость.

И кто, если не мы, обязаны сделать все, чтобы им обеспечить эти права? Ведь это есть и наше будущее.

Читайте также:

Бесплатно только в лепрозории?

Приговор неимущим. Стенограмма выступления С. Миронова в Совете Федерации РФ

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Алексей Масчан: Экономить бюджетные средства за счет человеческих жизней недопустимо

Если предлагаемые Минздравом поправки будут приняты, то больные потеряют возможность получать дорогостоящее лечение

Высокотехнологичную медпомощь перестанут оплачивать из бюджета

Распорядителем всех средств станет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Минздрав будет участвовать в оплате лекарств для россиян

На такие траты в бюджете должны зарезервировать около 2,4 млрд руб

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: