О безыдейности

|

Алексей СоколовСтуденты Санкт-Петербургского университета провели антиклерикальный перфоманс во время проходившей в их университете научной конференции “Религия в современной системе международных отношений”. Как сообщают сами устроители акции, на выступление иеромонаха Филиппа (Рябых) явились следующие персонажи: гопник с пивком и семечками, беременная гомосексуальная пара, сатанистка, черти и так далее.

Акция, разумеется, глупая, вполне в ряду других студенческих выходок, которые происходят достаточно регулярно. Все мы были студентами, все помним это время. Как говорится, если в восемнадцать ты не революционер у тебя нет сердца, если в сорок ты не консерватор — у тебя нет мозгов. Одеваться чертями в знак протеста против научной конференции и думать, что ты протестуешь против мракобесия — как раз из этого разряда. Однако, как же точно ребята подметили проблему!

Многие ли могут ответить на вопрос, что такое «клерикализация»? Определение ее слишком размытое и слишком много может под собою подразумевать. Зато альтернативу нам показали очень точно — сатанисты и «гопники с семками». Призрак последних бродит по России, отзываясь страшными эпизодами криминальной хроники, бессмысленным насилием, когда людей сжигают в вечном огне, родители держат детей в собачьих будках, а ради старого мобильника могут зарезать несколько человек.

Подсознательно всем нам страшно. Мы чувствуем, как земля уходит из под ног у нашего общества, мы тщетно ищем спасения … И некоторым кажется, что «клерикализация» нас спасет. Вот только, что же это все-таки такое?

Под клерикализацией можно подразумевать разные вещи. Кто-то называет так любое участие Церкви в общественной жизни, хотя, в принципе, это, разумеется, никакая не клерикализация. В демократических обществах любые социальные группы (в том числе группы верующих) имеют право отстаивать свое мнение, а обратная ситуация – это советское государство, стремящееся уничтожить Церковь на корню.

Настоящая же клерикализация – это прямое сращение Церкви и государства, но и этот процесс может принимать разные формы: в каких-то случаях государственное начинает доминировать над церковным, в каком-то наоборот. Если говорить о клерикализации применительно к современной России, то в наше время процесс этот все чаще облекается в заимствование для светской жизни каких-то внешних церковных атрибутов и форм при отказе от внутреннего содержания. Возникает своеобразное христианства без Христа — ужасная, губительная идеология.

— Надо, чтобы православие было отражено, это сами понимаете, линия.

Такую фразу лично я уже неоднократно слышал от средней руки чиновников, причем людей ни разу с Церковью дел не имевших. Они подобострастно поднимали глаза вверх, давая понять, что «линия» идет откуда-то из высших кабинетов. Разумеется, никто и никогда ее не формулировал, но многим кажется, что ветер дует именно в эту сторону, и они старательно соответствуют.

И тогда у многих рождается убеждение, что Церковь хочет стать «идеологическим отделом партии» — это любимое обвинение антиклерикалов. Это не правда. Церковь не хочет. А вот сделать ее таковой хотят. Усилено тащат ее на не свойственное ей место, и получается глупо, ходульно и нелепо. Потому что если раз в год в школу, где остальное время царят интриги учителей, похабная молодежная пресса и принцип «кто сильнее – у того и мелочь», придет батюшка и совершит молебен — чуда не произойдет. Богослужение — не магия. Храмы — не психотронные башни из «Обитаемого острова» — построить их по всей стране на определенном расстоянии друг от друга еще недостаточно для исправления умов.

Подобный клерикализм наивен, глуп и вреден в первую очередь для самой Церкви. Порой, глядя на такие мероприятия, так и хочется крикнуть: «Да оставьте же вы нас в покое! Дайте побыть самими собой!» Так что в каком-то смысле ребятам из Питера можно сказать спасибо за то, что они дали лишний повод для этого разговора, еще раз громко и вовсеуслышанье сказали о существующей проблеме. Хотя, почему от них досталось именно научной конференции, понять может наверное лишь очень революционный ум.

Церковь должна быть сама собой. Должна проповедовать много и громко, должна давать оценку происходящему вокруг нас. И она готова к этому, о чем лишний раз говорит предложение Председателя синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды встретиться с питерскими студентами-антиклерикалами и провести совместную дискуссию. Но действовать в современном обществе Церковь должна сама, так как это гармонично для нее, а не так как представляют собой «акцию по духовно-нравственному просвещению» мелкие региональные начальники. И вот тогда мы, возможно, действительно добьемся результата.

В нем не будет ничего чудесного, Россия не воспрянет ото сна за несколько часов — ни «Пионерская зорька», ни «Православная» ее не разбудят, даже если включить все приемники разом.

Но если Церкви дадут возможность говорить с молодежью, если Церковь получит возможность учиться этому диалогу, и учить чему-то своих собеседников, мы, возможно, укрепим фундамент нашего многострадального общества.

И земля все-таки не уйдет у нас из под ног.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
«Наши ученики —  не дети из гетто»

Протоиерей Алексей Уминский о церковном образовании, подростковых проблемах и сексуальном просвещении

Патриарх Кирилл призвал старшее поколение становиться друзьями молодым людям

Необходимо стать близкими для молодого поколения и передать ему свой опыт

Общенациональное покаяние, когда Христос за кадром

Кому мы предлагаем покаяться в год столетия революции? И перед кем?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: