В издательстве «Никея» вышла книга «О чем говорит Христос? Разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским». Известный проповедник и телеведущий ведет простой, ясный и откровенный разговор, делающий образ Христа понятным и близким нам, людям XXI века.

Мы предлагаем читателям Правмира главы из книги.

Беседа к третьей главе Евангелия от Марка

Третья глава начинается рассказом о том, как Христос исцеляет в субботу сухорукого чело­века. Ну а что такое суббота? Это — день седь­мой. Если мы с вами посмотрим на дни тво­рения, то увидим, что в первый день Господь сотворил небо и землю, а земля была неви­дима и пуста, и сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.

Господь все творит Своим удивительным Словом, могущественным, творческим Словом. Из небытия приводит в бытие. Господь отделяет воду и появляется суша. Потом Он дарует этой суше, этой земле силу плодоно­сить, рождать великолепные деревья, травы и цветы. Затем Господь творит светила небес­ные — солнце и луну, которые освещают эту землю и дают ей возможность отсчитывать времена и сроки. После этого Бог наполняет небесное пространство птицами, а море — ры­бами и всевозможными тварями морскими.

В шестой день Господь творит животных и человека, причем человека творит по обра­зу Своему и подобию, вдыхает в него дух жиз­ни, запечатлевает в человеке Себя Самого, отображается в нем. Если человек есть образ Божий, то, значит, Господь оставил Свой от­тиск на каждом из нас. Поэтому каждый обла­дает всеми дарами, несет в себе все свойства Божии, которые Ему изначально присущи, а мы можем их удивительным образом раз­вить в себе.

Я хочу напомнить о том, что каждый раз Господь совершает акт творения в определен­ный период времени, который в Библии называется словом «день», который Церковь, конечно, никогда не воспринимала как «двад­цать четыре часа» или «сутки». Нам неизвест­но, сколько времени этот период длился в на­шем, земном исчислении, но знаем: что для Бога — один день, то для человека — тысяча лет или, как сказал псалмопевец Давид:

пред очами Твоими тысяча лет, как день вче­рашний (Пс. 89: 5).

И вот наступил седьмой день, благословенная суббота. Написано, что Господь почил в это время от всех дел Своих. Многие представля­ют себе это так, как будто Он возлег на обла­ке и решил немножко передохнуть. Но ведь именно в седьмой день, когда Господь отошел от всех дел Творения, происходит самое глав­ное в мире — действовать на земле начинает человек. И мы видим, что Творец в этот день общается с человеком.

Вторая глава Книги Бытия повествует о том, как Господь дает че­ловеку задания, как говорит ему, чтобы люди плодились и размножались и наполняли эту землю, как велит нарекать имена животным, то есть, в сущности, властвовать над миром. Господь при этом как бы отходит в сторону. Он уступает пространство для творчества лю­дям в лице Адама. Господь наделяет человека свободой, замечательной свободой, потому что Он Сам — абсолютная свобода.

Именно тогда в этом мире начинают дей­ствовать два свободных существа — Господь с абсолютной свободой и человек со свобо­дой, ему дарованной, которой он еще должен научиться разумно пользоваться. Для того чтобы человек научился пользоваться свободой, Господь Свою свободу ограничивает.

В конечном итоге человек распорядился предоставленной свободой ужасно, но дело в том, что настоящая любовь может существовать только в условиях свободы. Это подразу­мевает и то, что обладающий правом свобод­ного выбора может от любви и отказаться, может от нее отвернуться, но иначе не будет ни настоящей свободы, ни истинной любви.

Наконец наступила суббота — день, в ко­торый человек должен был себя по-настоя­щему проявить, раскрыть свое подобие Богу, и если о каждом дне Творения сказано, что он закончился, был вечер, было утро, и увидел Бог, что это хорошо, то о седьмом ничего по­добного не говорится. Нам остается лишь предположить, что вот этот день субботний как раз и есть то время, в которое мы с вами живем. Это и есть жизнь человечества, кото­рая составляет 7,5 тысячи библейских лет.

Это и есть тот самый седьмой день, в который Сын Божий, по слову наших богослужебных текстов, нарушает и субботу, когда Он сходит с небес на землю, когда воплощается от Пре­святой Девы Марии, становится человеком и начинает действовать как Господь и чело­век: исправляет то, что было порушено Ада­мом и исцеляет сухорукого, потому что Он — истинный Господин субботы.

А. М. Смирнов "Исцеление в субботу"

* * *

<Господь> взошел на гору и позвал к Себе, Кого Сам хотел; и пришли к Нему (Мк. 3: 13).

Христос выбирает учеников, своих апосто­лов, и зовет их за Собой на гору. Он возвыша­ется над землей, показывая, что служение, на которое призывает тех, кого выбрал, — очень высокое. Ведь взойти на гору непросто, это — нелегкое испытание.

Когда человек поднимается на величе­ственную гору, он начинает воспринимать мир совершенно иначе. То, что прежде каза­лось ему огромным, значительным и важным, с высоты вдруг оказывается маленьким, незна­чительным и третьестепенным. Снизу чело­век видит лишь малую, очень ограниченную часть мира, наверху же мир перед ним рассти­лается как великолепное, удивительное про­странство, с которым возможно найти общий язык. Но всем этим богатством надо, во-пер­вых, уметь правильно пользоваться, а во-вто­рых, человеку следует что-то давать и от себя.

Господь зовет на гору своих учеников, чтобы перепоручить им это служение. Еван­гелие от Марка называет имена всех двенадцати апостолов. Кто же эти люди? Как Гос­подь выбирает Себе для служения? Отнюдь не так, как подбирает подчиненных директор какого-нибудь крупного предприятия, не так, как определяет ближайших соратников лидер политической партии.

Кем же оказываются ученики Христовы? Удивительно, но Господь выбрал, казалось бы, самых неподходящих и бесполезных людей, на которых никто в этом мире и внима­ния никогда не обратил бы. Какие-то рыбаки, какой-то проворовавшийся мытарь… Совер­шенно странные люди: без профессии, без образования, без заметного положения в об­ществе. Ни одного книжника, ни единого фа­рисея среди них не было. Только позже к ним присоединился замечательный апостол Па­вел, который был фарисеем. Значит, Господь выбирает последователей по каким-то совсем другим критериям?

Что же оказывается в нас главным в гла­зах Господа? Это — важнейшая задача, кото­рую каждый человек должен решить: что во мне является истинным, что может сделать меня Христовым учеником?

Нам известно из Евангелий, что и апосто­лы порой ведут себя крайне непоследователь­но: задают какие-то нелепые вопросы, боятся и даже убегают от Него. Апостол Петр триж­ды отрекается от Христа, а Иуда даже преда­ет Его на смертные муки. И все равно Господь не отталкивает и Иуду, видимо потому, что и в этом человеке, имя которого сделалось на­рицательным, изначально было нечто такое, что давало ему возможность стать иным чело­веком, до конца себя осуществить во Христе.

Апостолы

Все это — повод для очень серьезных, глу­боких размышлений: а являюсь ли я истин­ным учеником Христовым? Действительно ли я хочу идти вслед за Ним? Готов ли я пройти этот путь до конца? Наверное, на эти вопро­сы никто не сможет ответить однозначно, но если мы ощущаем душевное стремление идти за Христом, мы не должны ничего бояться. Мы должны просто последовать за Ним, как это сделали святые апостолы.

Конечно же, Христос удивляет фарисе­ев, учеников и даже Своих близких. И в са­мом деле, разве можно поступать настоль­ко безоглядно? Возможно ли проповедовать о столь удивительных вещах, ничего не опа­саясь? Мыслимо ли выбрать в ученики таких «никчемных» людей? Наверное, что-то с Ним не так, с этим Иисусом из Назарета… Навер­ное, есть в Нем что-то такое, к чему не при­выкли люди. Зато в Нем явно нет той чело­веческой «нормальности», к которой каждый из нас почему-то стремится, которая каждого делает среднестатистическим жителем Земли, боящимся настоящих поступков, не верящим в чудеса, отказывающимся жертвовать собой и своим имуществом ради главного, не жела­ющим оставить свой дом и свой улов, как это сделали апостолы, и последовать за Учителем, который учит вечной жизни.

Тот, кто вдруг поступает подобно уче­никам Христовым, в глазах мира тут же ста­новится сумасшедшим. Но тогда, выходит, и Учитель у них такой же: ведь то, о чем Он говорит, то, что Он делает, разительно про­тиворечит тому смыслу жизни, который определили для себя фарисеи и книжники — по­ступать исключительно по закону, строго выполнять все предписания, жить по пара­графу. Но «жить по параграфу» Христос нам не разрешает…

Его обвиняют даже в том, что Он якобы людей исцеляет не любовью Своею, а силой бесовской. И вот на это Христос отвечает, что когда человек называет черное белым, а белое черным, когда ложь называется правдой, ког­да смыслом человеческой жизни становится стремление к самовозвышению, то это — хула на Дух Святой, на истину, которую Бог несет людям.

Хула, то есть подмена, страшное извра­щение сознания не может быть прощена, не может быть оправдана Господом, потому что в этом случае человек уничтожает самого себя и восстает против Бога, становясь, в сущно­сти, совершенным богопротивником, таким, каким сделался сатана.

Далее следует отрывок, в котором по­вествуется о том, как к Христу подходят Его Мать и братья. Нередко у людей складывает­ся неверное впечатление, что Он якобы во­обще отрекся от Своих земных родителей и даже к Деве Марии относился как к чужо­му человеку, даже не смотрел в Ее сторону: вот, дескать, пришли к Нему ближайшие род­ственники, а Он на них и внимания не обратил. Однако это не так.

Этот отрывок гово­рит нам не о том, что Он не захотел увидеть Свою Мать и братьев, а лишь о том, что каж­дому из нас Господь Себя доверил так, как до­верял им. Он сказал, что теперь каждый, кто верит Его словам, может стать Ему и матерью, и братом, и сестрой. Он не их от Себя отодви­нул, а нас к Себе приблизил. Всех, которые пока еще так далеки от Него, Он уже сейчас призвал стать самыми близкими к Нему людь­ми. Он не разделил человечество на тех, ко­торых Он любит больше, и тех, которых лю­бит меньше, которые от Него отдалены. Нет. Он даже матерью готов назвать ту, что приле­пится к Нему сердцем и станет похожей своей жизнью на Пресвятую Богородицу.

Глава 3

1 И пришел опять в синагогу; там был че­ловек, имевший иссохшую руку. 2 И наблюда­ли за Ним, не исцелит ли его в субботу, что­бы обвинить Его. 3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. 4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или по­губить? Но они молчали. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество на­рода из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. 9 И сказал учени­кам Своим, чтобы готова была для Него лодка

по причине многолюдства, дабы не теснили Его. 10 Ибо многих Он исцелил, так что имев­шие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. 11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. 12 Но Он строго запрещал им, чтобы не дела­ли Его известным.

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поста­вил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и из­гонять бесов;

16 Поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфее-ва, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Иска-риотского, который и предал Его.

20 Приходят в дом; и опять сходится на­род, так что им невозможно было и хлеба есть. 21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. 22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если цар­ство разделится само в себе, не может усто­ять царство то; 25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26 и если са­тана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. 30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечи­стый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, гово­рит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Читайте также:

Правмир
О чем говорит Христос: Что такое исцеление?

Протоиерей Алексий Уминский

Об исцелении, фарисеях и молитвенном правиле. Отрывки из новой книги протоиерея Алексия Уминского.

Правмир
[Аудио] Протоиерей Алексий Уминский: Пораниться Евангелием

Анна Гальперина

В чем разница между гордыней и чувством собственного достоинства? О чем спрашивать себя перед исповедью? Должно ли у христиан быть чувство собственного недостоинства? Как понять, читая Евангелие, действительно ли тебя зовет Христос или это искушение?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.