О чтимых иконах Богоматери

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 37, 2003
О чтимых иконах Богоматери

Древний праздник Крылатского

С незапамятных времен во многих селах и городах земли русской в разные периоды истории народной жизни появлялись местночтимые святыни или реликвии, которым здесь, преимущественно перед другими краями, воздавалось благоговейное почитание народом. Эти народные традиции, рождались, как правило, в связи с подвижнической жизнью кого-либо из святых, местно прославившихся, или с монастырями и храмами, создававшими свой благоприятный духовный микроклимат.

Особо чтимой святыней для жителей Крылатского стала икона Божией Матери “Рудненская”, впервые прославившаяся в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. Об обретении иконы с названием “Рудненская” в селе Крылатское дошли скудные сведения в виде передававшегося от поколения к поколению предания. Согласно этому преданию, приблизительно в середине XIX века летом, во время сенокоса, крестьяне села Крылатское, придя ранним утром к святым источникам, находившимся под храмом в Татаровском овраге, увидели в траве икону Пресвятой Богородицы.

Неожиданная встреча с явленной святыней имела столь потрясающее воздействие на крестьянские души, узревшие в ней знамение благодатного посещения Царицы Небесной, что по единодушному решению здесь же, на месте обретения святой иконы, была воздвигнута часовня в честь “Рудненской” иконы Богоматери. А копию списка с иконы поместили в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Крылатского.

С того времени иконе “Рудненской” жители окружающих сел стали отдавать предпочтение как покровительнице данного места, и отмечали ежегодно торжественными празднованиями 25 октября, выделенное православным календарем как день прославления “Рудненской” иконы Богоматери. Одновременно отмечали этот день как праздник села.

В тяжкие и скорбные времена безбожного гонения на верующих, после закрытия храма в 1936 году, безумствующими атеистами иконы выносились из храма и сжигались на церковной площади. Одна из жительниц села изъяла икону из часовни и, расколов, бросила в огонь. Но Бог поругаем не бывает, так рассудили верующие прихожане. И суд Божий в действительности настиг в свое время несчастную кощунницу. Все село стало свидетелем этого суда. Во время налета немецкой авиации в ночное время на завод за Москвой-рекой бомба попала в один лишь дом, где находилась эта нераскаявшаяся грешница. Из всего села больше никто не пострадал.

Список, — или копия, — с иконы, находившийся в храме, был сохранен жителями села до открытия церкви в 1989 году. Отреставрированная икона была передана настоятелю церкви и заняла свое почетное место в храме. В 1995 году по ходатайству настоятеля в честь иконы Божией Матери “Рудненской” был освящен один из престолов храма; 25 октября стало для всех прихожан престольным праздником. А традиция местного почитания иконы “Рудненской” обрела каноническую завершенность; в новосооруженном иконостасе 2000 года икона в новом иконописном исполнении стала доминирующей над всем храмовым пространством.

Возвращаясь мыслию к историческим судьбам народной веры на примере села Крылатского, можно отметить, что без подлинно глубоких духовных основ вера народа не могла бы выдержать семидесятилетнее испытание, когда всеми средствами вытравливалась из сознания людей вера в Бога и во все святое.

Простые люди собирались в незакрытые храмы, принося с собой чтимую святыню. Просили священнослужителей совершать заказную всенощную, Литургию, водосвятный молебен с акафистом, и возвращались в свое село, приходили к источнику, освящая его принесенной водой с молебна. Возобновляли то, чего лишено было место обретения иконы, — освящение источника. Так продолжалось не одно десятилетие.

Какой же живой должна была быть их вера и подлинная связь со святым местом и родным селом! Наше поколение приняло эту духовную народную традицию — эстафету выстраданной веры. Дай Господь, чтобы искра ее возгорелась в наших сердцах, и мы с достоинством пронесли бы ее через свою жизнь!

Небесный щит отечества

Днесь светло красуется славнейший
град Москва, яко зарю солнечную восприимши,
Владычице, чудотворную Твою икону…

Тропарь Владимирской иконе
Божией Матери

1

Сентябрь не только начало осени; это и открытые двери в целый мир знаний, войти в которые — значит остаться на всю жизнь учеником. Это и зародившаяся в наше время традиция празднования “Дня города”.

Хочется напомнить и еще об одной дате, всегда отмечаемой 8 сентября: в этот день с 1395 года прославляется икона Божией Матери “Владимирская”. Празднование имеет прямое отношение к историческим судьбам как столичного града Москвы, так и всего Отечества в целом.

Обращаясь к более раннему периоду истории, ко времени зарождения Государства Российского на северо-востоке, мы обнаруживаем неожиданно для себя интересную взаимосвязь в духовном преемстве нашей страны, в судьбы которой незаметным образом вдруг входит и начинает являть свое влияние чудный образ Богоматери, подаренный в середине ХII века патриархом Константинопольским Лукой Хризовергом князю Киевскому Юрию Долгорукому — будущему основателю Москвы. В 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским и отдал своему сыну, Андрею Боголюбскому, в удел Вышгород, где пребывала икона Владимирская.

С 1155 года от иконы стали совершаться чудесные знамения. Когда же князь Андрей пожелал осуществить свое давнее желание переселиться в Ростово-Суздальские земли на север, происходило невероятное — на пути от Вышгорода до Владимира совершился ряд чудес, которые старательно описаны духовником князя Андрея попом Микулицей (Николаем) в “Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери”.

2

В этом же году благоверный князь Андрей получает указание Пресвятой Богородицы о дальнейшем месте нахождения Ее иконы, которым должен стать город Владимир. Через три года немецкими мастерами воздвигается величественный Успенский собор из белого камня, и икона торжественно ставится на главном месте.

Замечательно и то обстоятельство, что ввиду массового переселения наших соотечественников из Киевской Руси на северо-восток из-за нашествия татаро-монгольских орд Владимир становится новой столицей и духовным центром, ибо в 1300 году митрополитом Максимом Всероссийская кафедра из Киева переносится во Владимир, а Успенский собор приобретает значение кафедрального храма всей Руси. Чудотворная икона Божией Матери “Владимирская” начинает почитаться главнейшей святыней Земли Русской.

С возвышением Москвы Владимир постепенно утрачивает свое политическое главенство. Но не умаляется любовь всего народа к величайшей святыне.

В 1380 году от стен владимирского Успенского собора, получив благословение Пресвятой Богородицы, отправлялись на Куликовскую битву дружины святого благоверного князя Дмитрия Донского. А в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана, свирепого завоевателя многих народов, граду Москве и всему Государству Российскому от чудотворного образа Божией Матери “Владимирская” было явлено великое заступление.

При всеобщем унынии россиян, ожидавших возвращения времен Батыя, великий князь Василий Дмитриевич повел свои войска для отражения могущественного неприятеля. Остановившись за Коломной на берегу Оки, он обратился с письмом к святому митрополиту Киприану (память 16 сентября ст. ст.), в котором просил Первоиерарха Церкви посвятить время наступившего Успенского поста молитве о помиловании и покаянии и принести в Москву чудотворный образ Владимирской Богоматери.

С Крестным ходом собор духовенства перенес из Владимира в Москву всеми чтимую чудотворную икону. Народ в бесчисленном множестве по обеим сторонам дороги, преклонив колена, с воплем и слезами взывал: “Матерь Божия! Спаси Землю Русскую!”. Не было человека, по замечанию летописца, который бы не плакал и не воссылал с упованием молений.

3

Всенародная скорбь и покаянная молитва не могли быть не услышанными: в тот же самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кусковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Внезапно он увидел во сне великую гору, с вершины которой шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Обративши Свой Лик к Тамерлану, Она властно приказала оставить пределы России. Придя в себя, он в страхе стал вопрошать, кто есть виденная им Жена. Сведущие в христианской вере ответили: “Это — Мать Иисуса Христа, великая Заступница христиан”. “Итак, мы не одолеем их”, — сказал монгольский хан и велел полкам тут же возвращаться за пределы Руси.

В память чудесного избавления страны и народа, в честь Владимирской иконы Божией Матери на месте ее встречи был выстроен каменный храм и основан Сретенский монастырь. А в августе, то есть 8 сентября по новому стилю, установлено нынешнее чествование Владимирской иконы Богоматери.

Трижды в году Православная Церковь совершает прославление чудотворной иконы Владимирской, и за каждой датой стоят эпохальные события, определившие ход истории нашего Отечества.

Неудивительно, но факт, что и церковная и общественная жизнь русского народа таинственно благодатным образом находились под осенением главной святыни страны.

Перед иконой Владимирской Богоматери происходило помазание на царство русский государей. До нашего времени перед ней совершаются избрания Первосвятителей Российских, вначале митрополитов, а с установлением Патриаршества — святейших Патриархов.

Через благодатный образ Царицы Небесной православные христиане сердечной верою соединяются с Матерью Господа и Спасителя. Чудотворный образ являет собою непреходящую живую связь через века, возводящую нас ко времени земной жизни Спасителя и Его Преблагословенной Матери. На нем сбылись слова Пресвятой Девы Марии, обращенные к Апостолам: Я с вами во все дни жизни вашей.

Свидетелями многовекового шествия по главным святыням земли Чудотворной иконы стали Иерусалим, Константинополь, Киев, Владимир, Москва.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: